Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
09 мая, четверг
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Аладин

Редакция газеты "Прогресс Приморья" писала о торжественном вручении медали "За добросовестный труд" и Почётной грамоты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России Виктору Ивановичу Аладину, заместителю начальника отдела внешнеэкономической деятельности, наставнику молодёжи, ветерану предприятия. Сегодня о нём рассказывает Анатолий Маркович Бортник.

Мои друзья – моё богатство. Эта мысль приходит в голову на склоне лет, когда вдруг остановишься, оглянёшься назад и поймёшь, что приобрёл, пройдя столь долгий путь. Что и кто в твоём главном жизненном активе оказался.

Друзья-товарищи – как много они значат в мужской жизни. В весёлой, открытой нараспашку, беспечной молодости их много, и кажется, весь белый свет с вами заодно. Однако жизнь проводит безжалостный отбор среди близкого вам круга лиц. И на финишной прямой вы вдруг обнаруживаете, что тех, кого вы хотели бы видеть всегда, и в горе, и в радости – мало. Тех, на кого всегда можно положиться, тех, кто не обманет и не предаст, тех, кто пользуется вашим безграничным уважением – их единицы. И, вообще, вам крупно повезло, если у вас к концу жизни есть такие знакомые и друзья. Как некогда повезло мне познакомиться с Виктором Ивановичем Аладиным, невероятно обаятельным, харизматичным, скромным, порядочным человеком.

Впервые я услышал эту фамилию от Михаила Сукача, своего коллеги по лётному отряду, с которым вместе в трудные годы перестройки решились на невероятное: спасти списанную раритетную авиатехнику от утилизации. Не знали только, как это сделать.

– Нужно сходить к Аладину. Что он скажет?

Позже я не раз слышал эту фразу от многих людей. И только познакомившись с Виктором Ивановичем лично (он тогда работал начальником отдела маркетинга и внешнеэкономических связей ААК "Прогресс"), понял, на чем основан его авторитет.

– Вам паровоз не нужен? – услышал я однажды от него вопрос, который, согласитесь, любого поставит в тупик.

– Какой паровоз? – удивлённо спросил я, и даже очки снял в недоумении.

– Хороший ответ, – обрадовался Аладин, – деловой. Тогда слушайте дальше. Вы ведь с коллегами занимаетесь созданием музейно-выставочного центра, одна из задач которого, как я понимаю, формирование и сохранение исторической памяти у подрастающего поколения. Актуальнейшая тема. Но, думаю, здесь не стоит зацикливаться только на авиации. Есть хорошая возможность оставить городу один из двух списанных паровозов с уникальной историей. Эти паровозы серии "ЕА" конструкции русского инженера Николая Щукина. Они были произведены в США и по программе ленд-лиза в 1943 году поставлены на завод № 116, представляете? – рассказывал Аладин, глядя на меня восторженными глазами человека, не потерявшего с возрастом способность удивляться.

К сожалению, неблагоприятно сложившиеся обстоятельства помешали тогда реализовать идею, предложенную Аладиным, город упустил возможность внести в свой облик ещё одну неожиданную привлекательную черту. А как было бы здорово, если бы удалось поставить одну из этих легендарных машин на рельсы рядом с вокзалом. И говорили бы с чувством приятного изу­мления наши гости: "Такое только в Арсеньеве возможно!"

Неудача? Да. Но нет худа без добра. Эта история наилучшим образом высветила одну существенную черту характера Аладина. Я бы её назвал мягкой, но неукротимой силой. В присущем ему размеренном, выверенном темпе он продолжает наряду со служебными делами дела общественно значимые, благотворительные. Это ведь благодаря его настойчивости и энергии удалось сохранить для истории списанные макеты крылатых ракет П‑21, в недавнем прошлом выпускавшихся "Прогрессом". И которые теперь входят в коллекцию экспонатов создаваемого музейно-выставочного центра в Арсеньеве.

Кстати, о нашем заводском музее. Захожу как-то и вижу чуть ли не целый отдел ракетного и авиационного вооружения – головка наведения ракеты П‑15, авиапушка ГШ‑30-2 с вертолёта Ми‑24П, снарядные ленты, снаряды и много ещё чего нового и удивительного.

– Это благодаря содействию Виктора Ивановича Аладина, – вполголоса поясняет самоотверженно преданная музейной работе директор Татьяна Болотникова.

"Вот повезло на Аладина", – уже не раз приходила в голову мысль. И как в подтверждение, встречаю вдруг преподавателя авиаколледжа ДВФУ и по совместительству руководителя кружка самодеятельного технического творчества учащихся Виктора Ковалёва. Личность в авиационных кругах Приморья авторитетную и уважаемую – никак восемь летательных аппаратов построил. Летающих. Сам же и испытывал их.

– Можете поздравить, мои пацаны заняли на конкурсе в Москве призовое место, – и улыбка до ушей. – Да, и перелёт, наконец, исключительно всем оплатили благодаря стараниям Виктора Ивановича Аладина. Честно говоря, не знаю, что бы без его помощи делал, настолько ощутимо его участие в нашей деятельности. То нужный материал поможет достать, то профильные детали…

– Он словно ангел-хранитель наш, – вторит Ковалёву директор "Станции юных техников" Виктор Мандрика.

Да я и сам знаю об особом отношении Аладина к этому учреждению, образно говоря, инкубатору, где пробивается первая поросль будущего инженерного корпуса авиастроителей.

– Аладин – по природе своей бессребреник, им движет постоянное желание помочь другим, – делится со мной своим мнением Хидоят Мамасаидова, экономист отдела внешнеэкономической деятельности. – По сути, совмещая свою служебную деятельность с благотворительной, бескорыстной, идущей из глубины души, он осознаёт свою причастность к окружающему нас миру и свою ответственность перед ним. У него наблюдается ярко выраженное желание работать для людей, – заключает она.

Я преднамеренно не касаюсь пока служебной деятельности Аладина. О ней поговорим позже. А пока давайте попробуем понять, откуда появляются среди нас люди, на первый взгляд, ничем не отличающиеся от других, и в то же время вызывающие к себе особое чувство уважения и признательности. Этакие нравственные маячки, которые природа, наверное, создаёт по принципу "не всё золото, что блестит". Скромные это люди, но чрезвычайно полезные для общества.

Аладин – коренной дальневосточник. Родился в городе Свободный Амурской области. Пятый ребёнок не прибавил достатка простой рабочей семье, жили они, по словам Виктора Ивановича, "непросто". Что и заставило его отца, железнодорожника, выкладываться на сплаве леса на Зее. А мать с утра до ночи с детьми и по хозяйству – привычный уклад многодетной семьи.

Вот на этом фоне и рос он, формируя свой особый дальневосточный характер. Который вскоре и проявился. Едва закончив восемь классов, пятнадцатилетним пацаном он отчаянно бросился в водоворот взрослой жизни, оказавшись в Арсеньеве. Один. Без родни или хотя бы знакомых в совершенно незнакомом городке. То ли по зову предков – родители были из Приморья, то ли по зову сердца, где уже активным ростком пробивалась тяга ко всему, что летает. Он стал студентом Приморского авиатехникума, который окончил в 1968 году по специальности "0580", как интригующе записано в его красном дипломе.

– И что это за специальность?

– Производство беспилотных летательных аппаратов. На "Прогрессе" уже тогда была особо засекреченная тематика – ракетная. И мы на этом факультете также были особыми студентами. Если у всех остальных стипендия была 25 рублей, то у нас, "ракетчиков", – 37.

– Так вот откуда у вас награды Российского авиакосмического агентства!

– Возможно, – улыбается Аладин, – интересно другое. В декабре 1968 мы защитились, а 3 января нас забрали в армию. Служил я в Воздвиженке механиком истребителя Су‑7.

После демобилизации Аладин возвращается в Арсеньев. А ведь мог бы уехать в Комсомольск-на-Амуре на авиазавод, куда ему предложили отправиться по распределению – и город больше, и завод значимей. Ан нет, судьба уготовила ему иной путь – прислушалась, видимо, к душе своего подопечного. А в душе Аладина уже накрепко засел молодой, бурно развивающийся городок с не менее бурным, взрывным ростом производства на заводе п/я В‑8291, как в то время именовался "Прогресс". Ореолом секретности был окутан тогда наш таёжный оазис. Со своей экзотичной промышленной деятельностью на фоне поросших тайгой отрогов Сихотэ-Алиня. Представьте: летишь туда на Ан‑2, а вокруг "зелёное море тайги" да серебром на солнце чеки рисовых полей и горных речушек. Садишься на грунтовый аэродром, который по совместительству ещё и заводским сказывается. Смотришь, а в конце полосы из здоровенного ангара выкатывают в невиданном доселе камуфляже боевой вертолёт. Каких ещё в стране не было. С ярко-красными звёздами на фюзеляже. Дальше глянул – а они там рядами… Разве можно от такого уехать?

Начинал сборщиком-клепальщиком. Добросовестный, вдумчивый, с природной сметкой, он вскоре был замечен и включён в состав местного филиала ОКБ О. Антонова, который не только вёл на производстве Ан‑14 и планеры, но и сам занимался конструированием летательных аппаратов.

– Мы тогда создали лёгкий самолётик И‑701, предназначенный для сельхозработ, в Польше его выпускали, – рассказывает Виктор Иванович. – Мне всегда хотелось если не самому летать, то хотя бы создавать то, что летает.

Человек – сам творец своей судьбы. Полёты на планерах, Киевский институт инженеров гражданской авиации, успешная работа на производстве – Аладин умел добиваться поставленных целей. Но были в его жизни и неожиданные повороты. С романтическим оттенком. Уже возмужавшим встретил он свою единственную, с которой рука об руку, душа в душу идут они по жизни уже 45 лет. Мне и пяти минут знакомства с Ларисой Владимировной, женой Аладина, хватило понять, что она из той же категории людей, что и сам Виктор Иванович. Доброжелательная улыбка, открытый внимательный взгляд красивых глаз.

– А что вас привело на работу в парткоме?

– Вернее было бы спросить, кто привёл. Виктор Иванович Манойленко, секретарь парткома. Честно говоря, я упирался, как мог, но вы ведь не знаете Манойленко.

– К сожалению. Но, значит, он заметил в вас данные для такой работы? Это ведь тоже не каждому дано.

– Пожалуй. Я в партию вступил в 17 лет, – здесь я даже привстал. – Да, Анатолий Маркович. А в армии закончил курсы комсомольского актива.

Вот вам и разгадка. Аладин по природе – активная, созидающая личность. Помните слова Хидоят Мамасаидовой, которая так точно подметила духовную потребность Аладина работать для людей, осознавая свою причастность к окружающему миру и ответственность перед ним.

– Партийная работа… В чем она заключается? Это ведь работа с людьми, – продолжаю я.

– О, это интересная работа, – оживился Аладин. – Понимаете, чтобы человек стал полноценной личностью, полезной обществу, с ним нужно долго и упорно работать. Подобно тому, как производят тонкую настройку музыкального инструмента, который сыграет свою партию в оркестре. Это была кропотливая работа по корректировке и нравственному формированию личности. Ведь, вспомните, разве возможен был раньше, до перестройки, такой разгул воровства и коррупции? А кадры? Ведь раньше подготовкой кадров занимался партком. И он нёс полную ответственность за служебное соответствие работников, их понимание не только узких производственных задач, но и перспектив дальнейшего развития предприятия. И осознание своей роли в этом процессе. Сейчас это называется совершенствованием производственных отношений, – взволнованно продолжал Аладин. Он то на мгновение уходил в себя, погружаясь в прошлое, то, встрепенувшись, возвращался в нашу неоднозначную реальность. А на его лице отражалась целая гамма противоречивых чувств. Такие лица бывают у людей, остро переживающих за судьбу своей семьи.

Четыре года был Аладин секретарём парткома "Прогресса".

Уже более пятидесяти лет он работает на этом предприятии. Два созыва был депутатом Приморского краевого Совета народных депутатов. Он имеет множество почётных грамот и иных официальных поощрений и наград. Он уважаем, его деловой и нравственный авторитет среди коллег не подвергается сомнению. Его активная гражданская позиция и простая людская совесть – вот две составляющие, которые образуют такое ценное понятие, как человеческая порядочность. Которая давно уже у меня ассоциируется с фамилией Аладин.

«Прогресс Приморья», № 17 (530) от 10.05.2019 г.

Анатолий Бортник

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно