Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
21 июня, пятница
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Сиди, смотри и слушай…

Окончание. Начало в № 22

Вспоминая то, как видеопродукция, называемая "пиратской", проникала на территорию страны, корреспондент газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России делает упор на спрос, который всегда рождает предложение.

Те, кто продавал кассеты, ввозимые из-за кордона, сообразили, что можно записи делать и дома. Появились не только фильмы, доставленные контрабандным путём с "дикого" Запада и иже с ним, но и свои. Заметим, проверенные клиенты охотно заказывали спортивные репортажи хоккейных и футбольных матчей. Ясно, что первой ласточкой была Национальная хоккейная лига (НХЛ), американский баскетбол, английский футбол и так далее. Одним из первых, кто серьёзно отнёсся к видеофильмам и увидел в них реальную пользу, был выдающийся советский футбольный тренер Валерий Лобановский. Это сегодня при подготовке к матчу не обязательно посылать в стан соперника "шпиона", достаточно записать игру на видеокамеру и затем скачать информацию на компьютер. В то время об этом можно было лишь мечтать. И тут на помощь приходили видеокассеты – их, по крайней мере, можно было купить в том же комиссионном магазине. Это были записи чемпионатов мира разных лет. Удавалось дома, сидя на диване, посмотреть документальный фильм "Это Пеле" или матчи сборной СССР по футболу на чемпионатах мира и Европы. Некоторые любители спорта впервые в жизни посмотрели на кассетах хоккейную суперсерию 1972 года советских хоккеистов и канадских профессионалов. Многое тогда было впервые: съёмки с концертов "Битлз", "Пинк Флойд", "Урия Хип", "Дип Пёрпл", было много кассет советской эстрады, юмористических передач, театральных капустников, которые по телевизионным каналам не показывали.

Пролетело время, в прошлом остались не только "видики", но и специальные видеозалы, куда люди приходили как в кино, покупая при входе билеты, порой, напечатанные на пишущей машинке, с прыгающими буквами. Позже появились записи боксёрских боёв без правил, каратэ, смешанных единоборств. Смотрели фильмы с участием Брюса Ли, Шварценеггера, Сталлоне, других киношных супергероев. Вероятно, всё это нужно было советскому человеку увидеть, чтобы понять, наконец: весь западный кинематограф – сплошная иллюзия, оторванная от жизни, шоу, которое направлено на то, чтобы люди поверили увиденному на экране.

Развитие электроники, компьютерных технологий быстро подвинули на задворки прежние достижения видеотехники. Сегодня каждый может снять фильм на телефон, выложить его в Инстаграм и набрать тысячи просмотров. Трудно даже предположить, что произойдёт дальше, зато легко сказать о том, что старые "видики", собиравшие у телевизоров соседей по площадке, родственников и друзей вместе – наша история, которую забыть невозможно. И ясно как день: не будь той видеотехники, может быть, не всегда и качественной, не было бы сегодня ни компьютерных фильмов, ни беспроводных смартфонов, обращаться с которым может даже младенец, просматривающий, сидя в коляске, разноцветные мультики. Без достижений прошлого ничего нельзя начать с белого листа, а коль так, то каким бы оно ни было, наше прошлое, забывать его нельзя ни в коем случае. Понятно, что лучшее воспоминание – это посещение какого-либо музея радиоэлектроники, если таковой где-то существует.

Как-то решил опросить тех, с кем когда-то приходилось коротать ночи "за видиком", знают ли они, кто придумал эту чудо-систему, и получил нулевой результат. Все лишь разводили руками. Кто-то в нашей стране подхватил это начинание?

И всё же луч надежды появился, когда обратился к другим познаниям, более ранним, –тем, которые мы получили в школе. Тогда не было ЕГЭ, и крестиками-ноликами называлась игра. Мы выдерживали настоящий экзамен. Математика, физика, химия, русский язык и литература, история – те предметы, которые были в учебной программе обязательными. Сквозь пелену времени вспоминаю о "свече Яблочкова". В день открытия Лондонской выставки физических приборов, 15 апреля 1876 года, французские, английские и немецкие газеты вышли с такими заголовками: "Северный русский свет – чудо нашего времени", "Свет приходит к нам из России". И наконец: "Россия – родина электричества". Спустя год лампами Яблочкова осветили Лувр, набережную Темзы, мост Ватерлоо и Колизей в Риме. В 1878 году были освещены модные магазины Сан-Франциско и Филадельфии. Даже персидский шах и король Камбоджи предпочли освещать свои резиденции именно "свечой Яблочкова". Впрочем, называлось новое освещение просто и ясно – "Русский свет". И гордость – изобрёл это чудо Павел Николаевич Яблочков (1847–1894), русский инженер. Патент на изобретение он получил 4 апреля 1876 года. Выдан он был в Париже за № 112024. Патент содержал "краткое описание и чертёж электрической свечи". Стоит сказать, что мы, будучи школьниками, понимали, что "лампочка Ильича (Ленина)" – не что иное, как элемент программы электрификации всей страны, которую проводили большевики в стране Советов. Так что стоит знать разницу между "свечой Яблочкова" и "лампочкой Ильича".

Сегодня каждый сам себе фотограф. Купил сотовый телефон с встроенной в корпус фотокамерой – и снимай сколько твоей душе угодно. Более того, фото можно тут же отправить в любой конец света. Сэлфи сегодня захлестнуло мир. Вы, как говорится, днём с огнём не найдете человека, не снимающего на "сотик", планшет или смартфон. И всё же не все знают, как появилась фотография вообще, и цветная в частности.

Цветное фото

Идея сделать цветные снимки посещала многих. Некоторые даже сумели добиться успеха на этом поприще. Например, Адольф Мите, или пионеры кинематографа братья Люмьер. Они желали, но не всё у них получалось. Их опыты напоминали унылые чёрно-белые снимки, которые затем раскрашивались вручную. По причине того, что цвет ложился неравномерно, то был ярким, то тусклым. В мастерской Адольфа Мите работал русский инженер и фотограф Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863–1944). Именно он довёл до совершенства цветопередачу. Метод Прокудина-Горского давал удивительную картинку, как самые современные фотоаппараты. Кстати, современный компьютер "понимает" цвет точно так же, как и старинный фотоаппарат Сергея Михайловича, – в виде комбинаций трёхцветных каналов. Заметим, проблем с оцифровкой его наследия нет.

Многокрасочное печатание

Изобретатель Иван Иванович Орлов (1861–1928) занимался полиграфией и стал автором полезного изобретения. Оно называлось "Новый способ многокрасочного печатания с одного клише". Проще говоря, он изобрёл такую технологию защиты денег и ценных бумаг, которая практически исключала их подделку. О его изобретении было заявлено в научной статье 1896 года. Спустя год его патент купили Германия, Франция, Англия и США. Тридцать лет спустя практичные немцы попытались присвоить приоритет. Тогда у власти стояли большевики. Разоблачила немцев газета "Правда" от 28 мая 1925 года, в которой была опубликована заметка за подписью управляющего Гознака Трифона Енукидзе. Вот её содержание: "Надеемся, что научно-технический отдел пояснит кому следует в немецкой официальной печати, что мы тоже не лаптем щи хлебаем и жульничество от изобретательства отличать научились".

Русская гармошка

Зачастую русские инженеры уезжали за рубеж, чтобы там заниматься изобретательской деятельностью. Однако в нашей истории всё произошло наоборот. Молодой немецкий инженер Франц Фридрих Вильгельм Сан-Галли (1824–1908) приехал в Россию, где женился, завёл семью и принялся за дело. Он сумел наладить производство металлических труб и получил контракт на отопление оранжерей Царского Села. Это произошло в 1855 году. Обрусевший немец проводил различные эксперименты с трубами, и его посетила идея увеличить площадь нагревательного элемента. До этого горячая вода центрального отопления проходила по гладким трубам. Франц, наблюдая за игрой гармониста, пришёл к выводу: если трубы сжать в гармошку, то они отдадут больше тепла. Провели практический эксперимент, и спустя время получилась знакомая каждому человеку отопительная батарея. Впрочем, Франц придумал свое название изобретению: "отопительный прибор", обогатив русский язык ещё и новыми словами.

Десятичная система

Пётр I (Пётр Алексеевич Романов) (1672–1725), то есть наш Пётр Великий, был не только царём-плотником, корабелом, он был ещё и инженером и даже… финансистом. Судите сами. Именно Пётр в ходе денежной реформы 1698–1704 годов придумал систему денежного счёта, который используется в мире и сегодня. Систему он назвал "десятичной". Это когда 1 рубль равен 100 копейкам, 1 доллар равен 100 центам и так далее. Справедливости ради скажем, что до Петра в денежных вопросах царил полный хаос. Например, в рубле насчитывали 33 алтына и 2 деньги. Фунт стерлингов равнялся 20 шиллингам или 240 пенсам. Датский математик Петр ван Хавен, посетивший нашу страну и издавший в 1743 году книгу "Путешествие в Россию", восторгался петровской реформой. Он писал: "Только русская монетная система построена на научной основе и наиболее соответствует здравому смыслу".

«Прогресс Приморья», № 23 (536) от 21.06.2019 г.

Семён Тихий

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно