Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
02 августа, пятница
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Хроника морских происшествий

Если кто-то думает, что затонувший "Титаник" – единственное "жертвоприношение" океану, то стоит расставить в этом вопросе, как говорится, все точки над "i".

С этой целью редакция газеты Приморского регионального отделения Cоюза машиностроителей России начинает серию публикаций о тех морских катастрофах, которые малоизвестны читателям нашего издания. В основе своей – это те катастрофы, которые произошли в мирное время, когда войны не сотрясали мир, и государства с так называемым капиталистическим укладом, процветали. Заметим, в ХХ веке трудно было назвать страны, которые не пострадали бы от разного рода происшествий и от морских, в первую очередь.

"Мэн" стоял у стенки…

Утором 15 февраля 1898 года в гавани столицы Кубы Гаваны прогремел мощный взрыв, потрясший окрестности. Люди, находившиеся на набережной, увидели под носовой частью двухтрубного военного корабля яркую вспышку, после чего всё окутал едкий чёрный дым и американский броненосный крейсер "Мэн" начал быстро тонуть. Через несколько минут на том месте, где только что стоял прибывший десять дней назад с визитом дружбы в Гавану крейсер, на поверхности воды виднелись лишь шпили мачт. С борта стоявшего поодаль испанского крейсера "Альфонсо‑12" тут же спустили шлюпки. Началась спасательная операция, но она не увенчалась успехом. Большинство членов команды, затянутых в воронку, утонуло.

Позже стали известны хронология и подробности той трагедии. Командир крейсера, оставшись в живых, сообщил, что взрыв застал команду врасплох. В 9 часов 40 минут, как записано в бортовом журнале, корабль содрогнулся от сильного взрыва, который приподнял его над водой. Командир крейсера получил ранение в голову, но продолжал руководить спасательными работами. Вот только вода заполняла отсеки так быстро, что ничего сделать было просто невозможно. Так, 266 человек оказались на морском дне, что составило без малого три четверти экипажа.

Как показало предварительное расследование трагедии, "Мэн" погиб от взрыва боезапаса, находящегося в носовом погребе. Причину взрыва установили не сразу, несмотря на то, что останки крейсера покоились на небольшой глубине – 14 метров. Впрочем, препятствовали обследованию сами американцы, что удивительно. Сотни глаз наблюдали сначала взрыв, а потом спасательную операцию, организованную испанцами, но американцы, как это ни странно, сами тормозили расследование причин взрыва. Более того, не спросив разрешения у испанцев, чьей колонией являлась тогда Куба, американцы прислали комиссию в количестве четырёх офицеров ВМФ США. Им предписывалось разобраться в причинах катастрофы. Вопиющая бесцеремонность вынудила кубинского губернатора заявить решительный официальный протест. В то же время испанцы предложили США разумное, на их взгляд, соломоново решение: создать смешанную испано-американскую комиссию, которой и надлежало объективно разобраться в причинах трагедии. Но американцы в резко отрицательной форме это предложение отклонили.

К расследованию приступили те самые четыре американских офицера. В то же время началась настоящая истерия в прессе. Похоже, кто-то сильно хотел развязать войну с Испанией. Вот только некоторые заголовки американских газет и журналов: "Военный корабль "Мэн" уничтожен секретной адской машиной врага!", "Броненосец "Мэн" предательски разрушен испанцами!". "World Net Daili" вообще безапелляционно заявляла: "Разрушение "Мэна" должно быть основанием для приказа нашему флоту отплыть в Гавану!". Морской министр США, будущий президент страны Теодор Рузвельт, горячо поддерживал прессу и ссылался на доктрину Монро, которая сводится к простому: Америка для американцев. Под американцами подразумевались граждане США.

В общем, шум вокруг трагедии закончился выделением 50 миллионов долларов на нужды "национальной обороны". Складывалось такое впечатление, что Испания со дня на день нападёт на США. Масла в огнь подлило сообщение, опубликованное в прессе, гласящее о том, что после расследования трагедии четырьмя офицерами стало ясно, что корабль погиб от подводный мины или торпеды. Версия человеческого и других факторов отметалась на корню. Каждый американец понял одно: в гибели корабля и части экипажа виноваты испанцы.

28 марта испанская комиссия, которой запретили осмотр корабля, опубликовала свой отчёт, на основании свидетельств очевидцев, которых было немало. В нём утверждалось, что взрыв произошёл изнутри. Президент США Уильям Мак-Кинли на заседании конгресса громко заявил, что броненосец "Мэн" был уничтожен взрывом подводной мины. Так как погиб корабль в территориальных водах Испании, она и осталась крайней в гибели корабля и экипажа. Получив поддержку правительства, 11 апреля Мак-Кинли заявил о том, что интервенция против Кубы и других территорий, принадлежащих Испании, не что иное как особый долг США, поскольку "всё это совершается у наших границ".

20 апреля Мадрид получил от Вашингтона ультиматум с требованием отказаться от Кубы и вывести с её территории свои армию и флот. Несмотря на то, что срок ультиматума истекал лишь 23 апреля, американские эскадры за день до этого вышли в море и направились в сторону Кубы и Филиппин. Президент объявил о призыве в армию 25 тысяч добровольцев, и вся Америка запестрела плакатами такого содержания: "Записывайтесь в морскую пехоту!" или "Помните о броненосце "Мэн"!". Необъявленная война практически началась.

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 29 (542) от 02.08.2019 г.

Влас Сергеев

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно