Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
09 августа, пятница
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Битва у мыса Гангут: блестящая победа русского флота

9 августа – день первой в истории морской победы русского флота под командованием Петра I над шведами у мыса Гангут.

Во время Северной войны 1700–1721 годов вблизи мыса Гангут авангард русского галерного флота под командованием Петра I разгромил шведскую эскадру контр-адмирала Н. Эреншёльда и захватил все 10 вражеских кораблей, одержав первую в истории русского флота крупную морскую победу. Редакция газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России рассказала на своих страницах о ходе Полтавской битвы, в которой русская армия показала свою непреодолимую силу, разгромив шведские войска под руководством Карла ХII. Теперь пришла пора доказать миру свою силу на море. К весне 1714 года южная и почти вся центральная части Финляндии были заняты русскими войсками. Чтобы окончательно решить вопрос о выходе России к Балтийскому морю, которое контролировалось шведами, требовалось нанести поражение шведскому флоту. В конце июня 1714 года русский гребной флот (99 галер, скампавей и вспомогательных судов с 15-тысячным десантом) под командованием генерал-адмирала графа Фёдора Матвеевича Апраксина сосредоточился у восточного побережья Гангута (в бухте Тверминне) с целью высадить войска для усиления русского гарнизона в Або (100 км северо-западнее мыса Гангут). Путь русскому флоту преградил шведский флот (15 линейных кораблей, 3 фрегата, 2 бомбардирских корабля и 9 галер) под командованием Густава Ваттранга.

Пётр I (шаутбенахт Пётр Михайлов) применил тактический манёвр. Он решил часть своих галер перебросить в район севернее Гангута через перешеек этого полуострова длиной 2,5 километра. Для выполнения замысла он приказал построить переволоку (деревянный настил).

Узнав об этом, Ваттранг направил к северному побережью полуострова отряд кораблей (18-пушечный прам "Элефант", 6 галер, 3 шхербота). Возглавил отряд контр-адмирал Эреншёльд. Другой отряд (8 линейных кораблей и 2 бомбардирских корабля) под началом вице-адмирала Лиллье он решил использовать для нанесения удара по главным силам русского флота.

Пётр ожидал таких действий. Он решил воспользоваться разделением сил противника. Ему благоприятствовала погода. Утром 26 июля (6 августа) стояло безветрие, из-за чего шведские парусные корабли утратили манёвренность. Авангард русского флота (20 кораблей) под командованием командора Матвея Христофоровича Змаевича начал прорыв, обходя шведские корабли и оставаясь вне пределов досягаемости их огня. Вслед за ним осуществил прорыв другой отряд (15 кораблей). Впрочем, надобность в переволоке отпала. Отряд Змаевича заблокировал отряд Эреншёльда у острова Лаккиссер.

Полагая, что и другие отряды русских кораблей будут продолжать прорыв тем же путём, Ваттранг отозвал отряд Лиллье, освободив, таким образом, прибрежный фарватер. Воспользовавшись этим, Апраксин с главными силами гребного флота прорвался по прибрежному фарватеру к своему авангарду. В 14 часов 27 июля (7 августа) русский авангард в составе 23 кораблей атаковал отряд Эреншёльда, построившего свои корабли по вогнутой линии, оба фланга которой упирались в острова. Две первые атаки шведам удалось отбить огнём корабельных орудий. Третья атака была предпринята против фланговых кораблей шведского отряда, что не позволило противнику использовать преимущество в артиллерии. Вскоре они были взяты на абордаж и захвачены. Пётр I лично участвовал в абордажной атаке, показав морякам пример мужества и героизма. После упорного боя сдался шведский флагман – прам "Элефант". Были захвачены все 10 кораблей отряда Эреншёльда. Часть сил шведского флота сумела уйти к Аландским островам.

Впрочем, санкт-петербургский историк П. А. Кротов, исследовав архивные документы, указал на ряд неточностей в традиционном восприятии битвы. Он показал, что атак в битве было не три, а одна (миф о трёх атаках создан шведами для демонстрации их упорного сопротивления). Результаты исследования учёный изложил в монографии "Гангутская баталия 1714 года".

Победа у мыса Гангут стала первой крупной победой русского регулярного флота. Она обеспечила ему свободу действий в Финском и Ботническом заливах, эффективную поддержку русских войск в Финляндии. В Гангутском сражении русское командование смело использовало преимущество гребного флота в борьбе с линейным парусным флотом шведов, умело организовало взаимодействие сил флота и сухопутных войск, гибко реагировало на изменения тактической обстановки и погодных условий, сумело разгадать манёвр противника и навязать ему свою тактику. Также Гангутское сражение было одним из последних крупных сражений в истории флота, в котором решающую роль сыграл абордажный бой. За этот бой Пётр I был произведён в вице-адмиралы.

Торжества по случаю победы

В сентябре 1714 года в Петербурге состоялись торжества по случаю Гангутской победы. Победители прошли под триумфальной аркой, на которой был изображён орёл, сидевший на спине у слона ("Elefant" переводится на русский язык как "слон"). Надпись гласила: "Русский орёл мух не ловит". "Элефант" в боевых действиях больше не участвовал, а стоял вместе с другими трофейными судами в Кронверкском проливе, огибающем Заячий остров с севера (между современным Артиллерийским музеем и Петропавловской крепостью). В 1719 году царь приказал отремонтировать "Элефант", в 1724 году – вытащить на берег у Кронверкской гавани и хранить вечно как боевой трофей. Но к 1737 году прам пришёл в негодность, и его разобрали на дрова. 9 августа в честь этого события в России официально установлен праздник – День воинской славы.

В ходе сражения шведы потеряли 361 человека убитыми, 350 ранеными, остальные были пленены. Русские потеряли убитыми 124 человека, из них – 8 штаб— и обер-офицеров, 101 урядник и рядовой, 1 "неслужащий", из моряков – 14 нижних чинов. Раненых было 342 человека.

Следует отметить, что молодой российский флот располагал мощным десантом в 13,5 тысячи отборной пехоты. Именно тогда было положено начало русской морской пехоте.

Корабли назвали в честь Гангутского сражения

"Гангут" – парусный линейный корабль русского флота, спущенный на воду в 1719 году; "Гангут" – парусный линейный корабль русского флота, спущенный на воду в 1825 году; "Гангут" – броненосец русского флота, спущенный на воду в 1890 году; "Гангут" – линкор русского и советского флота, спущенный на воду в 1911 году, "Гангут" – корабль управления советского и российского флота проекта 1886У.

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 30 (543) от 09.08.2019 г.

Виктор Бойцов

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно