Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
09 августа, пятница
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

«В морях твои дороги»

Продолжение. Начало в № 29 

В ходе Новороссийской десантной операции "ТКА‑106" предстояло вместе с тремя артиллерийскими и двумя торпедными катерами обеспечить боевое охранение и прикрытие сил десанта с моря на участке Голубой балки до мыса Дооб. Практически постоянно находясь под артиллерийским огнём противника, катера отряда безукоризненно выполнили задачу по обеспечению десанта, высаженного в порт Новороссийска, пополнением, боеприпасами и техникой. 

В ходе операции по освобождению Анапы "ТКА‑106" вместе с другим артиллерийским катером нанесли удар реактивными снарядами по элементам системы береговой обороны противника в порту, тем самым расчистили путь торпедным катерам бригады, высаживавшим десант. В результате совместных действий десанта и сухопутных войск Анапа была освобождена. 

26 сентября 1943 года в ходе высади десанта в район станицы Благовещенской катер В. С. Пилипенко, прикрывая проход десантного отряда в назначенный район, в бою с шестью "люрсенами", огнём из "М‑8" уничтожил один из них. К началу Керчинско-Эльтигенской десантной операции катер находился в строю и в составе группы из трёх катеров был направлен для прикрытия десантных средств в район Эльтигена. В ходе операции ТКА под командованием В. С. Пилипенко пришлось выдержать бой с шестью БДБ и двумя сторожевыми катерами противника. Сблизившись на максимальной скорости с немецкими кораблями, ведущими огонь по нему, на дальность стрельбы РС, он нанёс удар по отряду противника, повредив при этом БДБ и СКА, что вынудило немцев отказаться от атаки нашего десантного отряда. В конце ноября 1943 года "ТКА‑106" при снятии разведывательной группы с керченского берега пришлось снова выдержать бой с БДБ противника, а затем – при выходе на базу – ещё с шестью БДБ. Несмотря на повреждения катера и ранения членов экипажа, Владимир Степанович сумел привести катер в базу. В ходе дальнейших боёв в районе Эльтигена "ТКА‑106" уничтожил сторожевой катер противника. 

В одном из боёв в районе Керчи (в декабре 1943 года) при отражении атаки самолётов Владимир Степанович был трижды ранен – в голову, руку и ногу, все остальные члены экипажа или погибли, или были ранены, а сам "ТКА‑106", получивший не менее 500 пробоин, затонул. В феврале 1944 года, ни долечившись в госпитале, Владимир Степанович прибыл в родную бригаду и был назначен командиром звена артиллерийских катеров. Предстоял долгий и трудный переход вокруг Крымского полуострова в Скадовск, освобождённый нашими войсками для действий на коммуникациях противника в районе Севастополя и Одессы. После передислокации катера приступили к систематическому поиску противника в районе Одессы, создав большой очаг пожара. 

Действуя в районе Севастополя, звено катеров под командованием В. С. Пилипенко неоднократно вступало в боевые столкновения с БДБ и СКА противника, а в одну из ночей совместно с ТКА под командованием старшего лейтенанта М. Н. Подымахина атаковало вражеский конвой, транспорт и повредило миноносец. Затем они нанесли удары по аэродрому противника в районе Херсонеса, по транспортным судам в Камышовой бухте и успешно решили другие, не менее ответственные задачи. 16 марта 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР старшему лейтенанту В. С. Пилипенко было присвоено звание Героя Советского Союза. 

В декабре 1944 года один из отрядов бригады в соответствии с решением командования ВМФ был передан в состав вновь сформированной Дунайской речной военной флотилии. Командиром этого отряда был назначен капитан-лейтенант В. С. Пилипенко. Корабли отряда прошли боевой путь по Чёрному морю и Дунаю от Констанцы до Вуковара, Будапешта, Братиславы и Вены. 6 мая 1945 года корабли отряда пришли в австрийский город Энс, где 7 мая имели последнее в Великой Отечественной войне столкновение с немецкими войсками – практически не открывая огня, пленили противника, помешав угону в американскую зону оккупации многочисленных буксиров, катеров и барж. 

После войны Владимир Степанович продолжил службу в Военно-морском флоте. Он командовал 9-м отрядом торпедных катеров и 1-м Сулинским Краснознамённым дивизионом торпедных катеров 1-й Севастопольской ордена Нахимова бригады торпедных катеров Черноморского флота (1945–1949 гг.), затем учился в Военно-морской ордена Ленина академии имени К. Е. Ворошилова, которую окончил в 1952 году, после чего был назначен начальником штаба 192-й бригады торпедных катеров 41-й дивизии торпедных катеров Черноморского флота. 

С 1954 по 1960 год В. С. Пилипенко последовательно командовал 192-й бригадой торпедных катеров 41-й дивизии торпедных катеров Черноморского флота и 117-й бригадой опытных судов Керченско-Феодосийской военно-морской базы. 

В 1960–1963 годах он был начальником пятого отдела 4-го управления штаба Черноморского флота, в 1963 году назначен заместителем начальника Тихоокеанского военно-морского училища имени адмирала Макарова, а в 1967 году переведён на Балтику – на должность начальника Калининградского филиала Высшего военно-морского училища имени М. В. Фрунзе. 

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 30 (543) от 09.08.2019 г.

Виталий Лентарев, при подготовке статьи использованы материалы журнала «Морской сборник»

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно