Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
16 августа, пятница
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

«Кульбит» парохода «Истленд»

В предыдущих номерах газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России мы рассказали о морском происшествии, произошедшем с американским крейсером "Мэн".

Без жертв, увы, тогда не обошлось. Сегодня познакомим о забытой трагедии, которая случилась в 1915 году. Вероятно, по причине того, что оно стало самым нелепым, по мнению многих, его замалчивали и замалчивают до сих пор. Между тем, при крушении судна "Истленд" погибло больше пассажиров, чем на знаменитых "Титанике" и "Лузитании". Давайте вспомним, как это было более 100 лет назад.

Одно из самых крупных кораблекрушений на внутренних водах в истории США произошло на реке Чикаго, штат Иллинойс. 24 июля 1915 года пароход "Истлэнд" внезапно перевернулся, в результате чего погибли около 850 человек.

В 7:18 утра 24 июля 1915 года экипаж экскурсионного парохода "Истленд" готовился к отплытию. Команда затягивала мостки, что вынудило опоздавших пассажиров прыгать на борт прямо с причала. Такие случаи были и раньше, но как-то обходилось. Несмотря на прохладную сырую погоду, 2573 пассажиров и членов экипажа толпились на борту "Истленда", атмосфера царила праздничная. Опоздавший пассажир Е. В. Слэдки, успешно перемахнувший через борт, направился на прогулочную палубу, чтобы присоединиться к коллегам с завода "Готорн Воркс" фирмы "Western Electric Company", что базировалась в городке Цицеро. "Истлэнд" был одним из пяти судов, зафрахтованных для перевозки работников "Western Electric" и членов их семей на однодневную прогулку от центра Чикаго в парк на 38 миль (примерно 60 км) через озеро Мичиган на юго-восток. Было продано более 7000 билетов.

Среди пассажиров на борту "Истленда" были Джордж Синелар, прораб "Western Electric", с женой и пятью детьми. Джеймс Новотны, краснодеревщик компании, также с женой и двумя детьми. 22-летняя Анна Куинн и ее соседка, коллега по "Western Electric" клерк 16-летняя Кэролайн Хомолка, тщательно выбирали наряды. Тот роковой день был очень важным событием года для многих из молодых работников. Это не только редкий субботний выходной, перерыв в производстве и монтаже телефонного оборудования, но и возможность познакомиться с другими молодыми одинокими сотрудниками противоположного пола. Ничего, казалось бы, не предвещало беды.

"Истленд" по расписанию должен был отправляться первым, поэтому пассажирам и сказали прибыть пораньше. Спустя несколько минут после 7 часов утра мужчины, женщины и дети садились по 50 человек в минуту. К чему такая спешка, понять было трудно. За посадкой следили два федеральных инспектора, они вели тщательный подсчёт пассажиров. "Истленд" по документации был рассчитан на 2500 человек плюс экипаж. Начался мелкий дождь, и тогда многие женщины, особенно с детьми, спустились с палуб. В кают-компании играл оркестр, люди танцевали. На верхней палубе расхаживали в поисках свободных шезлонгов пассажиры, некоторые, опершись на перила палубы, приветствовали приходивших друзей.

Между 7.10 и 7.15 "Истленд", наполненный пассажирами, начал крениться в сторону от причала. Такое явление не смутило находившихся на корабле, но привлекло внимание капитана порта и некоторых стоявших на причале людей. Через пару мгновений 83-метровое судно накренилось еще круче. В 7:23 утра корабль продолжил крен от причала. Вода стала поступать сквозь открытые проходы в машинное отделение. Команда поняла, что происходит, и быстро вскарабкалась по лестнице на верхнюю палубу. В 7:28 судно наклонилось уже на 45 градусов. Пианино на прогулочной палубе покатилось к стене, практически раздавив своей массой двух женщин, а холодильник, по свидетельству очевидцев, одну или двух девушек припечатал к стене. Вода буквально ворвалась через открытые иллюминаторы в каюты под палубой. Началась самая страшная катастрофа за всю историю Великих озер.

Мало кто из пассажиров знал, что на "Истленде" был полный комплект спасательных шлюпок, плотов и жилетов. Все согласно закону, однако именно это и создало серьезную опасность. Истрия с гибелью "Титаника" в 1912 году послужила началом международной кампании "шлюпки для всех" среди чиновников в области безопасности мореходства. В Конгрессе США был принят закон, требующий наличия шлюпок для 75 процентов пассажиров, а в марте 1915 года президент США Вудро Вильсон подписал известный Морской Акт Лафоллетта. Пока шли дебаты о законе, главный управляющий компании "Detroit & Cleveland Navigation Company" заявил, что некоторые суда с малой осадкой на Великих озерах могут перевернуться, если перегрузить их в районе верхних палуб. Но его предупреждение, похоже, не услышали.

"Истленд", изначально рассчитанный на 6 шлюпок, был укомплектован 11 спасательными шлюпками, 37 спасательными плотами (это около 500 кг каждый) и большим количеством спасательных жилетов (около 3 кг каждый). Все это было рассчитано на 2570 пассажиров и команду судна. Большая часть спасательных средств хранилась на верхних палубах. И никаких испытаний на стабильность парохода при перегрузке не проводилось, несмотря на то, что у судна уже были "пятна" в биографии.

"Истленд", построенный в 1902 году, был рассчитан на экскурсионное обслуживание 500 человек на озерах, а также на перевозку людей назад в Чикаго. У судна отсутствовал киль, оно имело тяжелые надстройки и рангоуты, а также плохо сконструированные балластные цистерны для поддержания устойчивости. Частые доработки увеличили скорость и грузоподъемность судна, но свели к нулю его устойчивость. "Истленд" стал менее надёжным на воде.

"Про судно говорили, что оно как велосипед, неустойчиво при погрузке и разгрузке, но устойчиво в пути", – писал транспортный историк и экономист Джордж Хилтон. Его книга "Истленд": наследие "Титаника", вышедшая в 1995 году, послужила стартом скрупулезного расследования. Инспекторы безопасности проверяли судно только в пути, а не в причалах, поэтому и дали ошибочное заключение о его полной безопасности.

Окончание следует

«Прогресс Приморья», № 31 (544) от 16.08.2019 г.

Виктор Бойцов

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно