Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
30 августа, пятница
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

«Кульбит» парохода «Истленд»

Окончание. Начало в № 30

В ряде номеров газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России рассказывал о происшествии, случившемся на пароходе "Истленд", произошедшее в прошлом столетии. Тогда судно, стоя у причальной стенки перевернулось набок. Как таковой организованной спасательной операции не было. Портовые службы были явно не готовы к ликвидации ЧП и спасению нескольких сотен пассажиров. Вот и подучилось: спасение утопающих дело рук самих утопающих. Вот как завершилась финальная стадия того происшествия.

Приехав на набережную, Хелен забралась на борт "Истленда" и увидела, как одних пассажиров вытаскивали из воды, а других – через иллюминаторы. Многие были ранены… Их забрали в ближайшую больницу, которая быстро переполнилась. Репа отправила работника больницы позвонить в крупный универмаг "Marshall Field & Company" и попросить 500 одеял. Затем она позвонила в рестораны и стала просить горячий суп и кофе в больницу.

После того как выжившие стали поступать в порт, Репа решила отправлять легкораненых домой. "Я просто вышла на улицу, останавливала машины и сажала туда людей, чтобы их отвезли по домам. Ни один шофер мне не отказал", – позднее писала она.

К 8 утра почти всех выживших достали из воды. Затем пришла… пора искать и доставать утонувших. "Толпа и смятение были повсюду", – говорила Хелен Репа. Спасатели, сотрудники оперативных служб и любопытные прохожие заполнили место происшествия. К полудню спасатели и водолазы, наконец, добрались до тел утонувших в боковых каютах. "После все тела были женские и детские", – сказала она.

Семь священников приехали на исповедь и соборование. "Для них было мало работы", написал один из репортеров. "Результаты трагедии "Истленда" можно описать в двух словах – живые или мертвые".

Санитары курсировали с носилками, безостановочно таская тела. Журналист Гретхен Крон в газете "New York Times" писал: "Иногда… клали по два тела на одни носилки". Из-за нехватки машин скорой помощи привлекли грузовики компании "American Express Company".

Новость о трагедии быстро разлетелась по городу, и семьи рабочих с "Western Electric" опасались самого худшего. Юные Бланш Хомолка и Элис Куинн, чьи старшие сестры в отличном настроении уехали на экскурсию, много часов ждали на остановке родных, пока пассажиры перевернувшегося корабля выходили грязные в разорванной одежде. Ждали девушки напрасно: Каролин Хомолка и Анна Куинн погибли.

Пока поднимали утонувших, ближайший склад оружия Второго полка переоборудовали в морг. Тела складывали в ряд. Началось опознание. Перед полуночью стали пускать людей, по 20 человек за раз, они искали родных среди тел. Также туда проникали любопытные, а также мародеры, которые снимали украшения с тел.

Когда чикагцы проснулись в воскресение, сила катастрофы была особенно видна в тесно заселенных польских, чешских и венгерских кварталах у завода "Готорн Воркс" в городе Цицеро. Дома один за одним драпировали черным крепдешином, и семьи скорбели.

Всего двумя с половиной месяцами ранее пароход "Лузитания" затонул от торпеды. Погибло 785 пассажиров. В 1912 году 829 пассажиров и 694 члена команды погибли на борту парохода "Титаник". Обе катастрофы произошли в открытом море. Но в данном случае морем и не пахло, на глазах у сотен очевидцев на "Истленде" погибло 844 человека. В грязной речной воде, в черте города, в 6 метрах от причала. 70 процентам погибших не исполнилось и 25 лет.

Дальше всё пошло по-американски, около 500000 человек приехало посмотреть на трагедию. Эти люди, узнав из газет и от знакомых о происшествии, собирались на мостах и берегах реки. Владельцы лодок брали с желающих прокатиться мимо перевернутого корабля 10–15 центов. На этой истории стали зарабатывать деньги разными путями. По всей стране много дней подробности этой трагедии была на первых полосах газет.

Четверг 28 июля в Чикаго стал днем похорон. На всех не хватило катафалков, и компания "Marshall Field & Company" предоставила 39 своих грузовиков. 52 могильщика работали по 12 часов в день и все равно не справлялись с объемом работ. Около 150 могил надо было выкопать только на одном Богемском национальном кладбище. К концу дня похоронили около 700 жертв трагедии "Истленда".

Кто виноват?

Расследование и поиск виновных начались сразу. Капитан судна "Истленд" Гарри Педерсен, главный инженер Джозеф Эриксон и другие члены команды… были взяты под стражу. Это также сделали и для их безопасности, из опасения страшного самосуда разъяренных граждан. За три дня были проведены семь расследований. Чиновники округа Кук приняли дело под свою юрисдикцию. После допроса свидетелей и членов команды прокурор округа Кук Маклей Хойн заявил репортерам: "Полностью виновны в случившемся инспекторы Службы контроля пароходов США. Пришла пора проверять проверяющих. Чикаго должен… потребовать это".

Несмотря на быстрое расследование, точка в деле была поставлена только через 24 года. В конце концов, виновным, в основном, признали главного инженера Эриксона, так как плохое обслуживание балластных цистерн в трюме корабля привело к переворачиванию. Эриксон, интересы которого изначально представлял Кларенс Дэрроу, умер в ходе затянувшегося следствия. Это сделало его, с точки зрения Хилтона, который анализировал тысячи страниц морских и правовых документов о катастрофе "Истленда", удобным козлом отпущения.

Хотя доказательства убедительно показывают, что капитан Педерсен проявил халатность, он не был привлечен к суду. Не были привлечены и сотрудники пароходства. Все уголовные обвинения были сняты, и владельцы судна избежали каких-либо юридических преследований. Виновато, по заключению Хилтона, было плохо сконструированное судно, которое было перегружено в связи с повышенными мерами безопасности после катастрофы "Титаника".

Гражданские иски по делу о 800 погибших затянулись на два десятилетия. Морское право ограничило страховую ответственность в стоимость судна "Истленд" – 46 тысяч долларов США. Победу одержали иски, поданные спасательной компанией, нанятой для буксировки судна с места происшествия, и угольной компанией, которая поставляла топливо. В конце концов, жертвы и их семьи получили либо ничего, либо почти ничего.

Тед Ваххольц, президент Исторического общества памяти катастрофы "Истленда", имеет свою теорию о том, почему "Истленд" занимает в американской истории намного меньшее место, чем "Титаник" или "Лузитания". "Там не было никого богатого или знаменитого. Это все были простые трудящиеся, люди из семей иммигрантов", – сказал Ваххольц.

Удивительный факт, в Европе шла Первая мировая война, а в США, поставлявшей оружие воюющим сторонам, было тихо и мирно. И если на Восточном фронте люди убивали друг друга, то на реке Чикаго люди утонули, положившись на авось. Так что, так называемое русское авось, которое приписывают нам, бывает не только русским.

«Прогресс Приморья», № 33 (546) от 30.08.2019 г.

Виктор Бойцов

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно