Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
26 сентября, четверг
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

По страницам «вахтенного журнала»

Газета Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России продолжает обзор "Морского сборника" – журнала Военно-Морского Флота, который издается с марта 1848 года. В этом номере обратимся к одной из наиболее интересных статьей, посвященных Тихоокеанскому флоту, которая была напечатана в журнале в 2019 году.

Наше внимание привлек материал, написанный капитанами I ранга Н. Литковцом и С. Лукашовым "Гидрографы Тихоокеанского флота". В статье речь идет о Тихоокеанской океанографической экспедиции (ТОЭ) – одной из молодых структур гидрографической службы Тихоокеанского флота, созданной во Владивостоке 1 декабря 2001 года. Служба выполняет океанографические исследования, гидрографические, топогеодезические работы, обеспечивая силы флота и другие виды Вооруженных Сил точными сведениями по навигационно-гидрографической, гидрометеорологической и топогеодезической обстановке в различных районах Мирового океана.

"Жители и гости Владивостока, прогуливаясь по Корабельной набережной и любуясь стоящими у причала боевыми кораблями Тихоокеанского флота, не раз наблюдами такую картину: чуть в стороне от основного причала скромно приютились суда с белоснежными бортами. Это – корабли Тихоокеанской гидрографической службы Тихоокеанского флота", – пишут авторы.

В 2013 году ТОЭ получила собственный небольшой флот. В его состав вошли большие гидрографические корабли "Маршал Геловани", "Вице-адмирал Воронцов", "Антарктида" и "Пегас", а также несколько больших гидрографических катеров. Суда стали ежегодно совершать плавания в различные районы Мирового океана, в том числе и с посещением иностранных портов. В 2015 году ГС "Маршал Геловани" впервые в истории гидрографической службы Тихоокеанского флота совершило научную экспедицию в Карибский бассейн Атлантики. В сложных климатических условиях тропических широт, высокой влажности и жары коллектив обеспечил выполнение комплекса работ, моряки трудились с полной отдачей сил. Была изучена прилегающая к морскому порту Коринто акватория, а также ближайшие реки. Кроме того, участники экспедиции выполнили и гуманитарную миссию, представив на другом континенте нашу страну как великую морскую державу. 

Были и другие плавания – в Желтое и Восточно-Китайское моря, благодаря которым пополнился банк данных океанографических исследований, были созданы гидрологические станции и изучен рельеф подводной части морских акваторий.

Одной из задач, выполняемых ТОЭ, являются регулярные походы в Арктические широты. В течение трех лет топогеодезическая партия на гидрографических судах выполняет работы по определению границ континентального шельфа Российской Федерации.

Так, в 2013 году Тихоокеанская океанологическая экспедиция совершила трехмесячное плавание в Охотском море с заходом на Камчатку. Экспедиция состоялась на гидрографическом судне "Вице-адмирал Воронцов" под командованием капитана В. Шайца и общим руководством командира геодезического отряда ТОЭ капитана II ранга В. Щербы. В конце научного рейса экспедиции поступила команда исследовать участок Охотского моря протяженностью 2 500 километров. В течение непродолжительного периода предстояло выполнить исключительно важное государственное задание. Проведенные исследования должны были стать окончательным аргументом и доказательством принадлежности этой части шельфа к территории Российской Федерации.

В соответствии с программой исследований требовалось несение круглосуточной научной ваты. С этой задачей успешно справились судовые инженеры В. Зубарев и С. Герасименко, начальник судовой службы специального измерения В. Николаев, сотрудники Тихоокеанской океанографической экспедиции С. Неупокоев и А. Скворцов. Были выполнены, выражаясь профессиональным языком, пять профилей участка континентального шельфа Охотского моря. Полученные показатели промеров были обработаны во время перехода ГС "Вице-адмирал Воронцов" во Владивосток, и в родную базу моряки и гидрографы пришли уже с готовыми результатами. 

Благодаря этим исследованиям удалось доказать, что геоморфологическая система Курильских островов распространяется в глубину Охотского моря, и отсчет экономической зоны Российской Федерации должен вестись от шельфа, а не от 12-мильной зоны, как было раньше.

На основании исследований, проведенных экспедицией ТОЭ, были подготовлены документы в комиссию ООН, которая полностью согласилась с представленными Россией научно-техническим и правовым обоснованием заявки. Комиссия ООН по границам континентального шельфа признала анклав Охотского моря площадью 52 тысячи квадратных метров частью российского шельфа. Решение это является безоговорочным и обратного действия не имеет. 

"Теперь на всю акваторию Охотского моря распространяется российская юрисдикция, – говорит заместитель начальника ТОЭ капитан II ранга Виталий Александрович Заиченко. Хорошо потрудились и члены экипажа, и научный состав экспедиции. Не подвела и техника. В 2012 году на ГС "Вице-адмирал Воронцов" был установлен новый эхолот НЭЛ‑1000М отечественного производства, позволяющий проводить исследования на глубинах до 6 тысяч метров".

По оценкам ученых, эта часть морской акватории богата ценными полезными ископаемыми, природными ресурсами. И исключительное право на их освоение теперь принадлежит России.

Коллектив Тихоокеанской океанографической экспедиции заслуживает самых добрых слов. Моряки и специалисты-гидрографы постоянно демонстрируют высокий профессионализм и подчас самоотверженный труд при решении ответственных задач в отдаленных районах Мирового океана, от жарких тропических широт до ледовых просторов Арктики. Личный состав ТОЭ неоднократно привлекался к решению и других, несвойственных гидрографам задач. В частности, суда экспедиции обеспечивали полеты космических аппаратов, проведение различных мероприятий боевой подготовки сил флота.

Таким образом, задачи, решаемые Тихоокеанской океанографической экспедицией, имеют большое значение не только для обеспечения действий сил ВМФ, но и для национальных интересов России в Мировом океане в целом.

Продолжение следует.

«Прогресс Приморья», № 37 (550) от 26.09.2019 г.

Екатерина Добровольская, по материалам «Морского сборника»

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно