Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
19 декабря, четверг
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Порт Гонконг: двойное подчинение

Когда-то Китай был отсталой страной, имеющей огромные территории в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Ясно, что так называемые просвещённые европейские государства не могли оставить без пристального внимания такое земельное и водное богатство.

Вооружившись геополитической идеей порабощения Поднебесной, англичане ринулись "осваивать" эту страну. Как говорится, аппетиты росли, и в 1842 году Англия захватила у Китая остров Сянган, а в 1860 году – ещё и часть полуострова Цзюлун (Коулун) и превратила эти территории в свою колонию. Понятно почему? Китайцы выбрали удобное место для порта Сянган, говоря современным языком, Гонконг. Сегодня он один из крупнейших в мире. Но прежде чем таким стать, Гонконг переходил из рук в руки. Порт расположен в проливе, отделяющем остров Сянган от материка, он хорошо защищён от действия разрушительных тайфунов, довольно частых в этом регионе. Удобное географическое положение и хорошие подходы к гавани, без сомнения, повлияли на выбор места для порта Сянган (Гонконг), который начали строить в 1841 году. Как говорилось выше, Англия прибрала к рукам эту территорию уже на следующий год. Однако в 1898 году после силового давления на китайцев между Англией и Китаем был заключён договор, по которому Китай был вынужден отдать в аренду на 99 лет захваченные территории вместе с оставшейся частью полуострова Цзюлун и прилегающими к нему мелкими островами. По соглашению между Англией и Китаем 1984 года все арендованные территории и порт Гонконг должны быть переданы Китаю, но с существенной оговоркой, что будет сохранена существующая социально-экономическую система (капиталистическая. – Примеч. ред.) ещё на 50 лет. Известно, что в Китае до сих пор у власти находится одна партия – КПК.

Несмотря на то что перспектива перехода Гонконга под управление КНР повлияла на эмиграционные процессы, например, в 1989 году из Гонконга эмигрировало 42 тысячи человек, в 1990-м – 62 тысячи, в 1997-м – около 430 тысяч человек, и далее цифра менялась то в одну, то в другую сторону, деловая жизнь города и порта не претерпела серьёзных изменений. Получилось так, что порт стал капиталистической страной – вроде белой вороны в большом социалистическом Китае. Здесь располагаются представительства около 400 иностранных банков. 1989 году в этой английской колонии ежедневно совершались валютно-финансовые операции почти в 50 миллиардов долларов. Это был своеобразный рекорд, правда, двумя годами позже произошло сокращение регистрации новых компаний, ряд известных фирм перевели свои конторы и капиталы в Сингапур и другие страны АТР.

Впрочем, в порт Гонконг заходят суда с осадкой до 16,5 метра, здесь обслуживаются более 150 судовых линий. Сюда ежегодно прибывают около 19 тысяч судов под флагами многих стран. Через причалы порта походят более 90 миллионов тонн различных грузов. В 1987 году Гонконг занял первое место в мире по обработке контейнеров (3460 тысяч 20-футовых). В 1989 году этот рекорд был побит, в порту обработали 4460 тысяч контейнеров, однако Гонконг потерял первое место в мире по контейнерообороту, вперёд вырвался извечный конкурент Сингапур.

Большая часть контейнерных грузов идёт через район Квай Чунг, в котором терминалы занимают площадь в 140 гектаров. На них замыкаются линии крупнейших судоходных компаний мира. Кроме того, контейнеры обрабатываются в терминале в Цзюлуне. Туда же приходят пассажирские суда. Начиная с 1989 года 15,6 пассажиров, прошедших через терминал, является нормой. Члены Ассоциации судовладельцев Гонконга оперируют множеством судов. Среди них танкеры, балкеры и ячеистые контейнеровозы. Однако не все суда несут флаг Гонконга, часть прописалась под "удобными" флагами Либерии, Панамы, Багамских Островов, Гибралтара, Вануату, Филиппин. Ходят гонконгские суда и под флагом Норвегии в так называемом международном регистре этой страны. Компании Гонконга занимаются перевозкой грузов в направлениях Северной Атлантики, Дальнего Востока и Европы, осуществляют перевозки в Тихоокеанском регионе.

Есть в Гонконге и судоремонтные предприятия. На острове Цзиньи базируется хорошая ремонтная база, где расположены несколько доков с многотонными кранами.

В 1985 году КНР становится крупнейшим торговым партнёром Гонконга. Спустя четыре года правительство КНР вложило более 400 миллионов долларов. Интересы Китая в Гонконге, который по существу и является его территорией, распространяются на электронную промышленность, производство пластмасс, текстиля, многих товаров народного потребления, гостиничное дело, туристический бизнес и, естественно, судоходство.

Понятно, что Китай сохраняет прежнюю линию управления Гонконгом, но нравится ли доминирование Поднебесной на этой территории Англии, которая активно готовится к выходу из Евросоюза? Совместное владение – хорошо, но английское влияние в карман, как говорится, не спрячешь.

«Прогресс Приморья», № 49 (562) от 20.12.2019 г.

Семён Югов

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно