Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
14 февраля, пятница
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Русско-японская война

Сегодня ДФО – это и Николаевск-на-Амуре, который основал адмирал Г. И. Невельской. 

Позже началось строительство города, который в 1919 году оккупировали японские войска. Но 28 февраля 1920 года командующий партизанской Красной Армией Николаевского фронта Яков Тряпицын принудил японское командование в Николаевске к заключению мирного соглашения. До 12 марта стороны не вмешивались в дела друг друга, одни контролировали "японскую" территорию, где находились консульство, жилые кварталы, торговые лавки, развлекательные заведения и т. д., другие – советскую территорию. Однако в марте японские вооружённые силы нарушили условия соглашения и ночью подожгли штаб и атаковали казармы, где располагались партизаны, пытаясь ликвидировать командный состав Красной Армии. Только чудом дважды раненный в ногу командующий Яков Тряпицын остался жив. В течение двух суток шли бои на улицах Николаевска, в итоге японцы были перебиты, другая часть сдалась в плен. Весной в город пришла эскадра и оккупировала город, который, уходя, партизаны подожгли. Силы были явно неравны… Но именно после тех событий страна узнала о советском писателе Дмитрии Нагишкине, авторе романа "Сердце Бонивура", о детском писателе Рувиме Фраермане, который известен по повести "Дикая собака динго, или Повесть о первой любви", об оперной певице Вере Давыдовой, исполнявшей на мировых сценах ведущие оперные партии. В 1945 году стал известен подвиг Героя Советского Союза, военного моряка-тихоокеанца Михаила Малика, участника боёв с японцами на Дальнем Востоке, отец которого был партизаном в армии Якова Тряпицына, и другие, не менее известные люди той поры.

Стоит сказать, что в краеведческом музее города портреты и биографии этих людей находятся на видном месте. Бывал здесь проездом на Сахалин писатель А. П. Чехов. И мало кто знает, что в Николаевске родился и окончил в 1865 г., то есть 155 лет назад, морское училище будущий адмирал С. О. Макаров. Начальником учебного заведения был хорошо известный гидрограф В. М. Бабкин.

Степан Осипович родился в Николаевске-на-Амуре в 1848 году в семье прапорщика флота, выслужившегося из солдат. В 1869 году произведён в мичманы. Служил на кораблях эскадры Тихого океана, с 1871-го – на Балтийском флоте, с 1876 года – на Черноморском. С. О. Макаров положил начало торпедным катерам, испытав их в русско-турецкую войну 1877–1878 годов. Затем пришла пора плаваний и географических открытий. В 1886–1889, затем в 1894–1896 годах командует корветом "Витязь", на котором совершил кругосветное плавание и провёл обширные океанографические работы.

Русское географическое общество по достоинству оценило его вклад и усердный труд на благо России – за книгу "Витязь" и Тихий океан" Степан Осипович был награждён золотой медалью Общества. В дальнейшем С. О. Макаров руководил постройкой первого в мире линейного ледокола "Ермак", на котором совершил первые походы в Балтийском море и в Арктике. С 1899 года – главный командир кронштадтского порта. В период Русско-японской войны в марте 1905 года сменил адмирала Старка на посту командующего Тихоокеанской эскадрой. Погиб 31 марта на броненосце "Петропавловск", подорвавшись на мине. Вышло так, что родился он на Дальнем Востоке, здесь же ему и суждено было умереть…

Память о нём сохранилась не только в нашей стране, но и в далёком Монако. На фронтоне Океанографического музея выбито имя прославленного корвета "Витязь" как одного из кораблей, внёсших большой вклад в науку об исследованиях океана. Впрочем, он писал из далёкой страны письма на Родину, одно из которых, датированное 14 октября 1896 года (тогда он был командиром "Витязя"), отправленное Ф. Ф. Буссе, сохранилось до сегодняшнего дня. Сохранился и подаренный Степаном Осиповичем музею барометр с "Витязя".

Несмотря на то что Россия проиграла войну 1904–1905 годов, героизм солдат, матросов и офицеров был запредельным. Герои получали военные награды. На медали "В память вой­ны 1904–1905 гг." были отчеканены слова: "Да вознесёт вас Господь в своё время". Была медаль "За поход эскадры З. П. Рожественского на Дальний Восток". По существу, как считают историки, это медаль за жесточайший Цусимский бой, где императорская Россия понесла самое тяжёлое поражение за всю историю своего флота. Даже сегодня, проходя Корейским проливом, моряки приспускают флаги корабля, салютуя протяжным гудком доблести русских моряков, отдавая им дань памяти. Награждались не только отличившиеся младшие и старшие чины, была пожалована, например, высочайшей грамотой 1-я батарея 6-го Восточно-сибирского дивизиона.

В дни войны на пожертвования был снаряжён санитарный поезд. К Порт-Артуру он не успел и базировался во Владивостоке. Не счесть спасённых жизней раненых врачами, сёстрами и братьями милосердия. Личный состав поезда милосердия был награждён медалями Красного Креста – за Русско-японскую войну. Их было две: большая и малая. Особая медаль "За бой "Варяга" и "Корейца" при Чемульпо 27 января 1904 г." вручалась участникам того сражения. Четырнадцать кораблей японской эскадры вышли против крейсера "Варяг" и канонерской лодки "Кореец". Капитан 1-го ранга В. Ф. Руднев, именем которого названа одна из улиц во Владивостоке, командовал крейсером, командиром канонерской лодки был капитан 2-го ранга Г. П. Беляев. По врагу было выпущено 1157 снарядов, удалось потопить один миноносец и значительно повредить два крейсера. Но японцы продолжали боевые действия. Поступил приказ возвращаться в Чемульпо. "Варяг", не спуская флага и отрыв кингстоны, ушёл на дно, был взорван "Кореец". Они первыми приняли на себя удар коварного врага и стали примером доблести и славы на долгие века.

"Варяг" японцы в 1905 году подняли со дна и включили его под названием "Сойя" в состав Военно-морского флота. Однако в марте 1906 года Россия его выкупила. Спустя семь месяцев после выхода из Владивостока крейсер прибыл в порт Александровск (ныне – г. Полярный) и стал одним из первых кораблей флотилии Северного Ледовитого океана. Затем ремонтировался на верфях Англии, но после Октябрьской революции в период Гражданской войны в 1918 году был продан на металлолом. Во время перехода наскочил на скалы и затонул в 500 метрах от шотландского побережья. Такая вот незавидная судьба была уготована славному крейсеру, которому посвящены стихи и песни. Но подвиг "Варяга" и "Корейца" жив до сих пор. Недаром в 50-х годах прошлого столетия оставшиеся в живых на тот период члены экипажей были награждены командующим ВМФ СССР медалью "За отвагу". В их числе был и наш земляк, похороненный во Владивостоке, Сила Васильевич Псалом, родственница которого трудится на заводе "Дальприбор", входящем в состав Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России. В 1911 году прах пятнадцати погибших в бою матросов "Варяга" был перенесён во Владивосток и захоронен на новом тогда городском кладбище, названном Морским. Оно до сей поры носит это название. Военные моряки приходят сюда, возлагают венки и цветы и салютуют подвигу тех, кто героически сражался в неравном бою с японцами. Впрочем, в 50-х годах Япония передала Тихо­океанскому флоту фалрепную доску, снятую с крейсера "Варяг". Таких досок на крейсере было четыре, они устанавливались у трапов левого и правого бортов. Крейсер 1-го ранга "Варяг" был построен в Филадельфии по заказу русского правительства и спущен на воду 19 декабря 1899 года. Его характеристики: водоизмещение – 6500 тонн, скорость – 23 узла, мощность паровой машины – 16 тыс.  л. с., вооружение – 36 орудий и 6 торпедных аппаратов.

Стоит отметить ещё одну существенную особенность: за мужество и героизм участников войны награждали не только медалями, но и крестом "За Порт-Артур". Крест учрежден в 1914 году для награждения участников обороны Порт-Артура в 1904–1905 годах.

Владивосток лишь однажды был бомбардирован дальнобойной артиллерией, население было частично эвакуировано, в бой отправились крейсера Владивостокского отряда. Японцы близко к городу подойти не рискнули, понимая, что крепость, опоясавшая Владивосток, представляет серьёзную опасность для их флота. После Русско-японской войны и с началом в 1914 году Первой мировой войны, когда всем стало ясно, что она может перекинуться и на Дальний Восток, город стал интенсивно укрепляться. К 1915 году Владивостокская крепость, почти законченная, признавалась одной из лучших цитаделей всех приморских крепостей мира. И это не преувеличение. Она имела 16 фортов, 18 опорных пунктов, 23 укрепления, 21 сухопутную и 50 береговых батарей с 1400 орудиями и гарнизоном в 90 тысяч человек. Главным строителем крепости был генерал-майор Алексей Петрович Шошин. В крепости служили Дмитрий Михайлович Карбышев, будущий Герой Советского Союза (посмертно), и Владимир Клавдиевич Арсеньев, именем которого назван город, в котором успешно более восьмидесяти лет работает авиационный завод "Прогресс", лидер Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России.

Основная тяжесть войны во многом и по причине усиления крепости отодвинулась южнее – в Корею, главные бои шли в Порт-Артуре и Маньчжурии. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло: Владивосток стал главной базой Тихоокеанского Военно-морского флота. Все силы из Порт-Артура были переброшены именно во Владивосток. Что, впрочем, сыграло свою роль в дальнейшем развитии городской инфраструктуры, строительстве дорог, домов и того самого старого города, по улочкам которого мы имеем возможность сегодня ходить и любоваться прежней архитектурой. Довольно быстро, уже в 1906 году, на эллингах в бухте Улисс началась постройка миноносцев.

«Прогресс Приморья», № 5 (568) от 14.02.2020 г.

Виталий Лентарев

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно