Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
21 февраля, пятница
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Малоизвестный ленд-лиз

Продолжение. Начало в № 4

Сохранились воспоминания танкистов о том, как в период Корсунь-Шевченковской операции 1944 года командир первого батальона 233-й танковой бригады, находясь в танке "Шерман", в сопровождении двух таких же машин выехал на центральную площадь одного из только что захваченных городов. В условиях плохой видимости им навстречу выдвинулись два танка Т‑34 155-й бригады двадцатого танкового корпуса. Когда расстояние между машинами сократилось до километра, одна тридцатьчетвёрка, приняв американскую машину за немецкую, выстрелила по ней 76-миллиметровым бронебойным снарядом… На Орлово-Курском направлении в 1943 году немецкие танкисты жгли американские М3, не прилагая больших усилий. Зачастую там, где на передовую выдвигались танки этого типа, локальные бои были проиграны. На Орловском направлении Курской дуги в августе 1943 года в наступательной операции применялись английские бронетранспортёры "Универсал". По воспоминаниям ветеранов, эта гусеничная машина была совершенно не защищена. Бойцы размещались в тесных отсеках и, когда приближались к передовой для атаки, по команде покидали бронетранспортёр и шли в наступление. Те, кто сидел на броне танков Т‑34, продвигались глубже и, покидая машину, находились практически перед оборонительными позициями противника. Посылать ближе "Универсал" было опасно. Он мог быть уничтожен немцами без труда любым снарядом. Поэтому маршрут движения бронетранспортёра ограничивался. Проходимость, впрочем, его тоже была невысока. На равнинах он чувствовал себя комфортно, но любые препятствия грозили опрокидыванием. Стоит сказать, что прибывшие по ленд-лизу танки порой находились в полуразобранном состоянии. И таких случаев было немало. Конечно, можно списать нехватку комплектующих на спешку, которая сопутствовала погрузке техники в иностранном порту, однако танки доставлялись с завода, и требовалось получить машины исправными. Тем не менее, товар отгружался, и уже на советских предприятиях наши рабочие, как говорится, доводили технику до ума. Танками пополняли танковые полки, и по бумагам они учитывались как лёгкие танки, каковым были и наши Т‑34. Пожалуй, их объединяло лишь одно слово "лёгкие", в остальном ничего общего…

Рассказывая о северных конвоях, редакция газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России упоминала о незащищенности торговых судов. Дело в том, что первые северные конвои не могли защитить палубный груз, так как палубные боевые площадки торговых судов стали появляться спустя много месяцев после начала Великой Отечественной войны. 

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 6 (569) от 21.02.2020 г.

Виктор Бойцов

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно