Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
13 мая, среда
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Война и авиация

Продолжение. Начало 20 апреля

Вопросы надёжности взаимодействия между родами советской авиации и соединениями разного подчинения оставались до конца не решёнными. Бои за Харьков это показали. Были прорывы на отдельных направлениях, но всё же под напором гитлеровцев пришлось отступить. Приказ командующего ВВС КА № 0019 о преобразовании авиации ФЗВ и входящих во фронт общевойсковых армий в 8-ю ВА под командованием генерал-майора Т.Г. Хрюкина был отдан 9 июня 1942 года и выполнялся уже после неудачного наступления под Харьковом и в условиях отхода. Созданные в начале 1942 года резервные авиагруппы (РАГ) были довольно малы, чтобы поменять в свою пользу положение даже на узком участке фронта. Вместо них было решено формировать авиакорпусы резерва Ставки Верховного Главнокомандования (РВГК) однородного или смешанного состава из двух-трёх дивизий. Однако на переформирование требовалось время, а его не было. От Харькова гитлеровские войска в июле развернули широкомасштабное наступление на всём южном участке фронта – на Кавказ, Воронеж, Сталинград. Пытаясь остановить устремившуюся к Воронежу группу армий "Б" фон Вейхса, 24-й БАП ввязался в воздушные бои. Истребительного прикрытия не было, не было и действий малыми группами. В этих боях погибли полковник Горбко и комиссар Бицес. Тогда командование летом 1942 года принимает решение о выполнении заданий "Пешками" с больших высот, так как моторы М-105РА это делать позволяли. И результат не заставил себя долго ждать: потерь стало меньше, правда, точность бомбометаний с больших высот желала оставлять лучшего. Поняли, что нужно возвращаться к тому, для чего Пе-2 были изначально предназначены, – к бомбометанию с пикирования. Для распространения передового опыта и освоения нужных тактических приёмов в строевые части были направлены лётчики-испытатели и представители Инспекции ВВС, которые проводили на всех фронтах теоретические занятия в виде конференций, где строевики делились опытом и показывали, как нужно действовать практически в условиях воздушного боя. И дело сдвинулось с мёртвой точки. 

Отличился 128-й БАП: весной 1942 года он разбомбил 39 вражеских самолётов прямо на аэродромах и 5 машин сбил в воздушных боях. Всего за первый год войны полк выполнил 2547 боевых вылетов, уничтожив на земле 140 самолётов противника и 38 – в воздухе. Так экипажи "Пешек" научились не только отбиваться от "Мессеров", но и беспощадно их бить. Одним из первых мастерки освоил бомбометание с пикирования 150-й БАП. 15 июля 1942 года его командир подполковник И.С. Полбин с пикирования уничтожил склад горючего в районе станицы Морозовской, задержав идущие на Сталинград танки. 

На отлично провели 4 октября 1942 года лётчики 366-го БАП другую воздушную операцию. Подпольщики Пятигорска сообщили о готовящемся этим вечером в местной гостинице "Бристоль" торжественном награждении большой группы немецких офицеров. Пара Пе-2 взлетела в окрестностях Грозного, прошла вдоль Большого Кавказского хребта и появилась над целью на закате в самый разгар праздника. Накрыв цель точным бомбовым ударом, лётчики повернули назад и садились на аэродроме уже в полной темноте при свете костров. И этот приём они тоже выполнили мастерски. 

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», Онлайн-версия май 2020 от 15.05.2020 г.

Виктор Бойцов

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно