Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
29 мая, пятница
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

«Лидер» для Севморпути. Чем интересен новый ледокол?

Атомные ледоколы проекта 10510 "Лидер" (ЛК‑120Я) – проект перспективных российских атомных ледоколов мощностью 120 МВт с ядерной силовой установкой.

Главные задачи данных судов: обеспечение круглогодичной навигации по Северному морскому пути и проведение экспедиций в Арктику. За счёт увеличенной ширины корпуса предполагается проведение крупнотоннажных судов.

Серия из трёх ледоколов будет построена на мощностях строящегося дальневосточного судостроительного комплекса "Звезда" в Приморском крае. Он возводится консорциумом во главе с "Роснефтью". Финансирование будет на 100 % произведено из федерального бюджета России в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2020 № 11 "Об осуществлении бюджетных инвестиций в строительство головного атомного ледокола проекта 10510 "Лидер"; стоимость строительства оценена в 127,5 млрд рублей. Дальнейшие ледоколы проекта "Лидер" могут быть построены по концессии.

Строительство первого ледокола начнется в нынешнем 2020 году; срок ввода в эксплуатацию назначен на 2027 год.

К 2033 году "Росатомфлот" планирует начать эксплуатацию трех ледоколов этого проекта.

В апреле 2020 г. "Росатомфлот" и верфь "Звезда" подписали контракт на строительство ледокола "Лидер".

Через несколько лет судно встанет в строй и даст нашей экономике новые возможности на арктическом направлении. Все эти результаты будут получены благодаря применению современных технологий и перспективных решений.

Участники и сроки

Проектирование перспективного атомного ледокола пр. 10510/"Лидер"/ЛК‑120Я стартовало несколько лет назад и велось силами нескольких организаций. Головным разработчиком стало ЦКБ "Айсберг". ОКБМ им. И. И. Африкантова отвечало за разработку ядерной энергоустановки. Часть исследовательских и проектных работ взял на себя Крыловский государственный научный центр. Эти организации не впервые объединяются для создания нового судна, но на этот раз им предстояло разработать особо масштабный проект.

К настоящему времени почти все основные работы завершены. В течение нескольких лет проводились различные испытания и проектирование. К примеру, с 2017 г. КГНЦ неоднократно проводил испытания модели корпуса ледокола с имитацией различных условий и разной толщины льда. Опытные изделия успешно справлялись с поставленной задачей и проводили за собой модели танкеров.

В соответствии с постановлением правительства № 11 от 15 января 2020 г. государственным заказчиком нового строительства назначена госкорпорация "Росатом". Застройщиком назначено ФГУП "Атомфлот", отвечающее за эксплуатацию всего российского флота атомных ледоколов. Судно заложат на судостроительном комплексе "Звезда" в Большом Камне.

Бюджетные инвестиции в строительство головного "Лидера" начнутся уже в этом году. График финансирования запланирован на 2020–27 гг. Соответственно, сроком сдачи судна назначен 2027 г. Общая сумма расходов на ледокол – 127 577 млн рублей.

Технические особенности

Задачей "Лидера" станет круглогодичная работа на Севморпути с целью обеспечения навигации и проводки военных, торговых или научных судов. С этим связан ряд характерных технических требований, выполнение которых связано с применением современных и перспективных технологий.

В соответствии с техническим заданием ледокол пр. 10510 должен преодолевать при постоянном движении с минимальной скоростью льды толщиной не менее 4 м. Для льдов толщиной 2 м скорость постоянного хода задана на уровне 12 узлов. Необходимость проводки крупнотоннажных судов привела к высоким требованиям по ширине корпуса. Также требовалось обеспечить высокую автономность по запасам и срок эксплуатации в 40 лет.

Согласно проекту, новый атомный ледокол должен иметь длину 209 м при максимальной ширине ок. 48 м. Полное водоизмещение – более 71 тыс. т. Как и другие суда своего класса, "Лидер" получает характерную высокую надстройку. Носовая палуба выполнена закрытой. На корме организуется вертолетная площадка; там же имеются места для установки специального оборудования или вооружения.

Энергоустановка для пр. 10510 строится на основе двух водо-водяных реакторов РИТМ‑400 с тепловой мощностью по 315 МВт. Реактор нового типа создан на основе изделия РИТМ‑200 для ледоколов типа ЛК‑60Я. При максимальной унификации с предшественником РИТМ‑400 имеет вдвое большую мощность. Ресурс – 40 лет при необходимости замены топлива через 5–7 лет.

Электроэнергия от ЯЭУ будет поступать на четыре двигателя, приводящие в движение четыре гребных винта постоянного шага. Общая мощность на валах – 120 МВт. Судно сможет развивать максимальную скорость до 22–24 узлов (на чистой воде); прокладка каналов будет осуществляться на меньших скоростях. Дальность плавания практически неограниченная.

Судно получит комплекс современного радиоэлектронного оборудования, обеспечивающего эффективную навигацию во всех широтах и в различных условиях. Также будут использованы средства наблюдения за обстановкой, связи и т. д.

В кормовой части корпуса предусматриваются места для размещения груза или специального оборудования. Для работы с грузами "Лидер" получит два подъемных крана. За счет полезной нагрузки в кормовом отсеке ледокол сможет решать научно-исследовательские, спасательные или иные задачи. Также не исключается возможность установки вооружения – при наличии соответствующих угроз.

Управлять судном будет экипаж из 130 человек. При необходимости ледокол сможет взять на борт научную группу или других пассажиров.

Автономность по запасам провизии задана на уровне 8 месяцев. Как и другие отечественные атомные ледоколы, новый "Лидер" будет отличаться улучшенными бытовыми условиями для экипажа и пассажиров.

Проект 10510/ЛК‑120Я предусматривает строительство самого крупного и тяжелого атомного ледокола в отечественной и мировой практике. Такое судно будет существенно крупнее и в разы тяжелее других современных ледоколов, что обеспечит преимущества в основных характеристиках. По сути, в распоряжении "Атомфлота" появится уникальный инструмент для решения особых задач в суровых условиях Арктики.

Впрочем, строительство ледоколов "Лидер" может быть связано с известными затруднениями. Проект весьма сложен и требует совместных усилий целого ряда отраслей. Кроме того, он предъявляет особые требования к судостроителям. Наконец, новые суда отличаются рекордной стоимостью. Для сравнения: строящиеся сейчас ледоколы пр. ЛК‑60Я стоят порядка 50 млрд рублей.

Польза для экономики

Еще несколько лет назад, до завершения разработки пр. 10510, стали известны цели и задачи нового ледокола. Кроме того, активно обсуждался его потенциал и влияние на морские перевозки в Арктике. По разным расчетам, атомный ледокол типа "Лидер" сможет заметно повлиять на эксплуатацию Севморпути и повысить его основные показатели. Появление нескольких таких судов еще больше скажется на экономике.

Выгодное сочетание основных характеристик и габаритов позволит "Лидеру" проводить через льды суда шириной до 35–40 м и дедвейтом до 180–200 тыс. т. В первую очередь ожидается проводка танкеров или газовозов ледового класса. В зависимости от разных условий прохождение судов по всей длине Севморпути за ледоколом пр. 10510 будет занимать не более 15–20 суток.

Таким образом, появление нового тяжелого атомного ледокола позволит ускорить перевозки по Севморпути и оптимизировать их экономическую составляющую. В конечном итоге это положительно скажется на общем грузообороте. Наша страна сможет нарастить свои перевозки и торговлю, а также заработать на обеспечении прохождения чужих судов.

Согласно известным расчетам, оптимальные показатели Севморпути могут быть получены при наличии трех атомных ледоколов типа "Лидер". Строительство двух серийных судов пока относят к отдаленному будущему – их служба начнется не ранее тридцатых годов. Получение трех тяжелых ледоколов позволит "Атомфлоту" реализовать все преимущества как самих судов, так и стратегически важных арктических маршрутов.

Ледоколы будущего

"Лидеры" смогут повлиять на экономику только в отдаленном будущем, а пока главной задачей промышленности является подготовка к строительству головного судна. Этот процесс уже завершается, и вскоре начнутся работы по сборке первых агрегатов корпуса будущего ледокола. Строительство завершат в середине десятилетия, затем проведут необходимые испытания и передадут ледокол заказчику. К моменту его сдачи в 2027 г. промышленность должна начать строительство двух серийных судов.

По результатам этого строительства к середине тридцатых у нашей страны будет три выдающихся во всех отношениях ледокола, не считая ряда других современных судов этого класса. В основе ожидаемых результатов будут лежать самые новые и перспективные технологии и наработки в разных областях. Именно они будут определять будущее Севморпути и освоения Арктики в целом.

Ледокол "Лидер" проекта 10510 станет самым мощным ледоколом в мире

Технические характеристики:

длина – 209 м, ширина – 47,7 м

осадка по конструктивной ватерлинии – 13,3 м

скорость – 15 узлов во льдах толщиной 2 м

толщина преодолеваемого льда – более 4 м

мощность – 120 МВт (на валах)

ядерная энергетическая установка в составе 2 реакторных установок РИТМ‑400 и паротурбинной установки с 4 главными турбогенераторами

дальность плавания – неограниченная

"Лидер" станет важным элементом глобального проекта развития российской Арктики.

Ледокол обеспечит круглогодичную проводку крупнотоннажных судов, в том числе танкеров-газовозов, на протяжении всего Северного морского пути.

К тому же "Лидер" может получить модульное вооружение, что позволит серьезно усилить группировку Северного флота.

На ледоколе могут устанавливаться контейнеры с противолодочным, ракетным или артиллерийским вооружением.

Наиболее востребованными станут модули, предназначенные для решения задач ПВО, но их еще предстоит разработать.

А вот контейнерные "Калибр-К" с крылатыми ракетами уже разработаны.

Установка боевых модулей рассматривается как вспомогательная опция, а размещения вооружения будет возможно только в особый период.

Впрочем, концепция вооружения ледоколов не нова: на всех советских атомных ледоколах была предусмотрена установка артиллерийского вооружения в угрожаемый период.

«Прогресс Приморья», № 13 (576) от 29.05.2020 г.

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно