Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
10 июля, пятница
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

И назвали колёсное судно «Варягом»…

О легендарном "Варяге", который не спустил флаг перед неприятельской эскадрой, редакция газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России рассказывала на своих страницах. Но не все знают о том, что у "Варяга" были последователи. В июле 2020 года исполняется 115 лет, когда колёсный пароход "Варяг" вышел в первый свой рейс. Об этом и расскажем.

По тем временам это было внушительное товарно-пассажирское судно. Длиной пятьдесят пять и шириной десять метров, приводимое в движение задним колесом в три человеческих роста. Порожним пароход сидел в воде менее 70 сантиметров, однако стоило загрузить трюмы в пределах 25 тысяч пудов, осадка возрастала до полутора метров. Загруженный полностью, включая 300 пассажиров, "Варяг" развивал скорость в тихой воде свыше 15 километров в час. Судно обслуживало пассажирские линии, связавшие Благовещенск с Зеей и Сретенском. Его выход в первый рейс был отмечен большинством приамурских газет, в статьях которых журналисты обратили внимание на особый паровой сигнал гудка, изготовленный чепуринскими мастеровыми. В репортажах отмечалось, что паровой сигнал судна-новичка – это протяжное "урр-рра", "ур-ра-аа!", которое издаёт обычно рота солдат.

Впрочем, история названия "Варяг" было довольно распространено в русском флоте. Например, винтовой корвет "Варяг" (1861–1886 гг.) долгое время нёс вахту на Дальнем Востоке, когда гардемарином на нём плавал будущий адмирал С. О. Макаров. Корвет, впрочем, участвовал в американской экспедиции (1863–1867 гг.) под командованием адмирала Лисовского.

Когда мир узнал о подвиге моряков крейсера "Варяг" под командованием капитана 1 ранга В. Ф. Руднева 27 января 1904 года в корейском порту Чемульпо, имя это стало легендой. Несколько амурских предпринимателей обратились в канцелярию генерал-губернатора с просьбой присвоить имя "Варяг" новым пароходам. Таких прошений было одиннадцать. Амурское общество пароходства и торговли считало необходимым назвать так один из двух построенных в Бельгии фирмой "Джон Коккериль" буксирных 200-сильных пароходов, к сборке которых только-только приступили. Старожилы знали эти суда в последствии под именами "Александр Бубнов" и "Владимир Ковалевский". Зейское пароходное товарищество ходатайствовало присвоить героическое имя своему пассажирскому пароходу, для которого из Америки были получены котёл и машина. В дальнейшем судно назвали "Александр". Губернская комиссия осмотрела суда-претенденты и отдала предпочтение строящемуся на верфях Сретенска деревянному 250-сильному заднеколёсному пароходу, который заказал зейский золотопромышленник Г. П. Мошкович. На Амуре в то время уже работали 32 деревянных пассажирских парохода, из которых "Геркулес" и "Порт-Артур" были значительно мощнее, а пароход "Джалта" превосходил по размерам новый сретенский заднеколёсник. Однако у новичка всё машинное оборудование было российского производства. Например, котёл на девять атмосфер и паровую машину доставили для него из Москвы, с завода Брамлея. Арматуру, чугунное и цветное литьё выполнили на благовещенском заводе И. П. Чепурина, в дальнейшем – завод "Амурский металлист".

Завершая обзор, отметим тот факт, что с легендарным именем "Варяга" на Амуре связана ещё одна история с постройкой в Николаевске-на-Амуре судостроительном заводе 20-метрового дизельного судна "Храбрый "Варяг", мощность которого достигала 25 сил. Его заказал для нужд компании рыбопромышленник С. В. Акулин. Спуск судна на воду произошёл  в 1912 году.

Стоит сказать, что пассажирский "Варяг" выдержал на дальневосточных реках 14 навигаций. Член-корреспондент АН СССР А. И. Крушанов в своей книге "Борьба за власть Советов на Дальнем Востоке и в Забайкалье" назвал его в списке 62 пароходов, 55 барж, которые к весне 1919 года попали в руки интервентов и были угнаны за границу.

Впрочем, ходили по рекам и морям России и другие "Варяги". В совокупности в русском торговом и советском флоте в разное время это имя носили 17 различных судов. Одно время в Амурском пароходстве работал буксирный теплоход "Варяг".

«Прогресс Приморья», № 19 (582) от 10.07.2020 г.

Виталий Лентарев

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно