Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
23 июля, четверг
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Крылья Великой Отечественной

Продолжение. Начало в № 14

Весной 1943 года советские войска потеснили гитлеровцев на многих участках фронта. Однако противник сумел удержать позиции в районе Орла и Харькова. Планировалось окружить силы Центрального и Воронежского фронтов встречными ударами на Курск. Линия фронта здесь напоминала собой Барвенский выступ весны 1942 года. Сделав нужные выводы, советское командование предприняло всё необходимые меры, чтобы не допустить повторения той неудачи – заблаговременно были усилены угрожающие участки. Здесь сосредоточили среди прочего 4300 боевых самолётов против 2100 немецких машин. "Пешек" переправили на фронт в количестве 853 единиц – 42 % всей советской бомбардировочной авиации, 332 из них находились в составе усиленных авиакорпусами РГВК 2-й и 16-й воздушных армий на главных направлениях задуманного встречного сражения. Их боеготовность достигала 95 %. Перед рассветом 5 июля 1943 года наши войска начали массированную контратаку, а 1-я, 15-я и 16-я воздушные армии нанесли короткие, по 15–20 минут, удары на оперативную глубину расположения изготовившихся к броску войск врага. Эта атака не позволила гитлеровцам выполнить поставленную задачу, и через пять суток командование вермахта было вынуждено изменить первоначальный план. Так в центре событий оказалась крохотная деревня Прохоровка, которую знали только местные жители, где позже произошло самое величайшее танковое сражение как периода Великой Отечественной, так и всей Второй мировой войны.

Несмотря на то, что ход и судьба битвы были решены на земле, авиация тоже сказала своё веское слово как в первой оборонительной части, так и на следующий день после встречного танкового боя под Прохоровкой 12 июля, когда в наступление были брошены три танковые армии – 2-я, 3-я и 4-я Гвардейские. Фронтовой бомбардировочной авиации ставилась задача непосредственной поддержки в прорыве, не дать противнику закрепиться на промежуточных рубежах, сорвать маневр резервами и нарушить управление его войсками. Все 66 самолётов Пе‑2 с этой задачей справились успешно. Военный совет ЗГТА писал командующему 15-й Воздушной Армии: "Танкисты благодарят за отличные действия штурмовиков и бомбардировщиков, которые помогли нам прорвать оборону противника".

Развивая успех, 3 августа 1943 года войска Воронежского и Степного фронтов начали Белгородско-Харьковскую наступательную операцию. Поддерживающая их 5-я Воздушная Армия за полтора часа до наступления нанесла удар по узлам обороны противника на переднем крае силами 50 пикировщиков Пе‑2, а на второй волне прямо перед атакой, не дав опомниться, обрушила на врага огонь сразу 100 машин этого типа. Затем пикировщики перенесли свой огонь на тылы гитлеровцев, поражая их пункты управления, резервные части и аэродромы. Гитлеровцы несли большие потери. Итогом всего грандиозного сражения стало взятие Орла, Белгорода и 23 августа 1943 года – Харькова, что стало началом освобождения советской Украины.

«Прогресс Приморья», № 21 (584) от 24.07.2020 г.

Виталий Лентарев

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно