Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
31 июля, пятница
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Севморпуть: ледовые походы

Сегодня арктический регион обладает огромным запасом углеродов. По этой причине его просторы привлекают внимание многих стран мира.

Помимо этого, Арктика имеет важное военно-стратегическое значение. В этой части планеты есть удобные позиции для размещения элементов систем стратегического сдерживания, пуска баллистических ракет и расположения средств противоракетной обороны. Глобальное потепление, которое, несомненно, приводит к постепенному уменьшению ледовых площадей, даёт возможность активному действию в этом регионе подводных сил нашей страны.

Истоки

Главная база Тихоокеанского флота – Владивосток, имеет самое прямое отношение к подлёдному плаванию, хотя город нашенский далеко не арктический. Отечественные атомные подводные лодки ТОФ несут вахту в разных арктических районах, и такое положение дел никого не удивляет. По Северному морскому пути пролегают маршруты надводных кораблей и судов отечественного флота. Столетие тому назад, вероятно, никто и предположить не мог, что в 1905 году в период Русско-японской войны подлодка "Сом" Императорского морского флота сумеет впервые в истории преодолеть забитый льдами проход между островами Скрыплёва и Русским. Тогда военные моряки выяснили, что корпус субмарины не всегда способен выдержать давление льда. Было над чем подумать; исследовался практический опыт плавания и во льдах, и подо льдом. Прошло немного времени, когда 21 ноября 1907 года подлодка "Щука", российского производства, в районе остров Аскольд и Русского сумела осуществить плавания подо льдом. Субмарина погружалась под воду в полынье, и, набирая ход, шла какое-то время под тонким льдом, разрезая его перископом. Так на практике было доказано, что субмарины способны совершать короткие подлёдные плавания.

Много позже, в 1931 году в парижском журнале "Часовой" командир подводной лодки "Кефаль" Василий Меркушев, один из первых русских офицеров-подводников, опубликовал рассказ "Подо льдом". "Погрузившись в полынью, командир дал ход и ушёл под лёд, взяв курс на темневший вдали остров Скрыплёва. Подо льдом было настолько светло, что можно было видеть не только оконечности лодки, но и много дальше, чем летом. В перископ была отлично видна переливавшаяся алмазами гладкая нижняя поверхность ледяного поля. Целый час "Кефаль" шла подо льдом, ничем не выдавая своего присутствия, нервируя находившихся на конвоире людей, не знавших, что делать, как быть, где искать подводную лодку. Она прошла бы ещё дальше, если бы из машины не закричали, что в глушителе показалась вода и надо всплывать. Пробив лёд, "Кефаль" поднялась на поверхность".

Таким был первый в мире опыт подводного плавания, которое длилось 1 час 32 минуты. Это событие не осталось не замеченным. В третьем выпуске "Известий по подводному плаванию" был опубликован отчёт, вызвавший большой резонанс в военно-морской среде, как в России, так и за рубежом. На базе того опыта были разработаны инструкции и рекомендации по подготовке подлодок для эксплуатации и в зимних условиях. Опыт пригодился позже, когда с 5 августа по 17 октября 1940 года советская подводная лодка Щ‑423 под командованием капитана 3 ранга Измаила Зайдулина совершила в первые в мире переход за одну навигацию по Севморпути из Полярного во Владивосток.

Атомоходы

После Великой Отечественной войны пример образцового выполнения долга перед Родиной показал экипаж атомной подводной лодки "Ленинский комсомол", который в июле 1962 года в сложных и трудных условиях плавания под многокилометровыми льдами всплыл в районе Северного полюса и водрузил там Государственный флаг СССР. Экипаж атомохода был награждён орденами и медалями СССР, а его командир капитан 2 ранга Л. Жильцов, командир электромеханической боевой части капитан 2 ранга – инженер Р. Тимофеев и руководитель похода контр-адмирал А. Петелин были удостоены звания Героя Советского Союза.

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 22 (585) от 31.07.2020 г.

Виктор Бойцов

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно