Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
31 июля, пятница
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Крылья Великой Отечественной

Окончание. Начало в № 14

Рассказывая о действии советской авиации в период Великой Отечественной войны, редакция газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России акцентировала внимание на участии в воздушных боях самолётов Пе‑2. Их помощь наземным подразделениям на последнем этапе войны стала важной для общего успеха Красной Армии практически на всех фронтах.

В весенне-летних боях 1943 года самолёты Пе‑2 действовали в совершенно иной обстановке, нежели прежде, что сказалось на результатах – процент успешно выполненных заданий стал намного выше. Влияние воздушной поддержки пехоте и танкам влияло напрямую на исход боёв на земле. Гитлеровцы, лишившись свободы выбора, пытались применять излюбленную тактику концентрации своих самолётов и зенитной артиллерии на некоторых направлениях, что порой приводило к заметным потерям советской авиации. За первый месяц боёв на Курской дуге в приданном в оперативное подчинение 2-й воздушной армии 1-м бомбардировочном авиакорпусе РВГК полковника И. С. Полбина из 179 самолётов было сбито 36 – одна потеря на 29 самолётов, другие 16 погибли при разных обстоятельствах. Однако главным недостатком в дальнейшем был признан растянутый строй, когда отдельные экипажи "вываливались из круга", погибали сами, тем самым ослабляя защиту другим машинам. Попытка уйти от истребителей люфтваффе на скорости, или наоборот, если "Пешки" смыкали в строй, часто "Мессеры", в лучшем случае уходили без потерь, в худшем – были сбиты. Тактика немцев концентрации сил имела и другую строну – собирая машины в одном месте, приходилось оголять другие участки фронта. Если в 1941–1942 годах это создавало хотя бы видимость постоянного преимущества Люфтваффе в воздухе везде, то в 1943-м такой метод напоминал собой "латание дыр". Не случайно к концу августа 1943 года выживаемость Пе‑2 по сравнению с началом года в среднем улучшилась – на 57 самолётов приходилась одна потеря и 70 часов налёта. Для сравнения, поступавший по ленд-лизу американский бомбардировщик "Бостон" во фронтовой авиации СССР в то время в среднем выдерживал 39 самолётов и 60 часов боевого налёта. Отмечалась более высокая живучесть Пе‑2 – как за счёт меньшего объёма, лучшего расположения и более эффективной защиты топливных баков, так и благодаря хорошей собственной прочности "Пешки".

3 ноября 1943 года началась киевская стратегическая операция, и на следующий день пикирующие бомбардировщики Пе‑2 вместе со штурмовиками Ил‑2 под прикрытием истребителей нанесли массированные удары по немецким войскам вокруг города и севернее его. В воздухе одновременно находились сотни самолётов, которые "обрабатывали" позиции врага, действуя на глубину 10–20 километров совместно с дальнобойной артиллерией, а дальше – самостоятельно. Важнейшее значение придавалось точности ударов и умелому вскрытию целей в условиях пересечённой и лесистой местности с обилием больших и малых водных преград. Отлично работали Пе‑2 – разведчики авиации СВГК и ВВС. Противник предпринял попытку использовать природные условия для усиления собственной обороны, но потерпел неудачу. Несмотря на то, что форсирование Днепра и штурм вражеских позиций у Киева были долгими и тяжёлыми, благодаря слаженной и эффективной боевой работе артиллерии, цель операции была полностью достигнута. В предпраздничный день 6 ноября 1943 года войска генерала Ватутина освободили столицу Советской Украины от немецко-фашистских захватчиков, открыв дорогу на Запад – к границам СССР, в порабощённую Европу и к логову врага. Война продолжалась.

«Прогресс Приморья», № 22 (585) от 31.07.2020 г.

Виталий Лентарев

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно