Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
11 сентября, пятница
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Комендор бронекатера БК-505

Продолжение. Начало в № 24

Редакция газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России не однажды посвящала статьи 75-летию победы в Великой Отечественной войне. И конечно, морякам, которые умели воевать и на воде, и, если было нужно, вступали в рукопашную на суше. Гитлеровцы называли их "чёрной смертью" и старались избегать встречи с бойцами в тельняшках и бескозырках. Однако война противника не выбирает, и советские моряки бесстрашно били как немцев, так и японцев.

В очерке А. Крысова "Ловушка", который газета печатает с сокращениями, речь идёт как раз о том, как комендор Николай Жуков с товарищами по оружию штурмовал вражеские позиции на земле и совершил подвиг, борясь с минами, на море. Тогда он воевал уже на пятьсот десятом бронекатере. Но службу на БК‑505, на котором принял первый бой, помнил всю жизнь…

Не всегда быстро, но неуклонно продвигался пятьсот десятый вперёд совместно с другими балтийскими кораблями. На нём дошёл Жуков до Таллина, где, конечно, вспомнил сорок первый год, и пошёл дальше – к Моонзундским островам.

На карте два самых крупных острова Моонзунда – Хиума и Сарема – походят очертаниями на летящих гусей. У одного "гуся" шея вытянута на запад, у другого почти точно на юг. Этот другой и есть Сарема (Эзель), бои за который осенью 1944 года приобрели особо ожесточённый характер. Смотрю архивные документы октября 1944 года, из которых следует, что основанная часть Эзеля была отбита у врага, но он упорно держался за полуостров Сырве – вытянутую на юг "шею гуся". На узком перешейке полуострова у гитлеровцев мощная оборона: батареи, доты, траншеи, заграждения разных видов. Документы предельно лаконичны, но говорят о многом. Вот коротенькое донесение: группа катеров, назначенная для обстрела вражеских позиций, обнаружила минное заграждение. Один катер подорвался. Волна шесть баллов, очень крутая, опасный крен. И тут же ответ старшего командира: держаться ближе к берегу, продолжать выполнение задачи. Другое сообщение: туман, видимость один кабельтов, температура ноль… Наблюдать результаты стрельбы не удалось. Ещё несколько строчек: бронекатера вели огонь по берегу, отбив воздушный налёт противника. Замечены мины-ловушки.

Ищу в документах упоминание о пятьсот десятом бронекатере. Вот он! 9 октября четыре МБКА (и среди них № 510) вышли на Таллин в одну из бухт на Эзеле. После этого цифра 510 мелькает то в одной, то в другой боевой сводке. Четырежды катер ходил на обстрел вражеских позиций. 23 октября он в групповом бою сбил фашистский самолёт. Через несколько дней, будучи в дозоре, катер опять подвергся воздушному нападению. Он искусно маневрировал, ведя зенитный огонь. Наводчика Смельчакова тяжело ранило в грудь, но он не оставил своего боевого поста, пока не отбил налёт.

Наконец, боевая сводка за 31 октября: "МБКА 510, находившийся на линии дозора западнее острова Абрука, подорвался на мине, в результате чего оторвана корма. Убито… Ранено… корабль на плаву". Именно это сообщение мне было нужно, чтобы достовернее воспроизвести картину подвига.

Низко повисли над морем лохматые быстро бегущие облака, дул холодный ветер. Катер бросало на волнах и обдавало колючими брызгами всех, кто находился на верхней палубе. Начинало темнеть, и стоящий на мостике капитан-лейтенант Баскин приказал усилить наблюдение. На носу катера неподвижно застыла фигура впередсмотрящего. Вдруг он резко вскинул вверх руку и крикнул, что видит прямо по курсу плавающий предмет. Баскин мгновенно скомандовал в машинное отделение: самый полный назад. Катер задрожал и застопорил ход, лишь чуть-чуть двигаясь вперёд по инерции. И тут сам командир и другие моряки увидели два поплавка наподобие тех, какими удерживаются у поверхности воды рыболовные сети. Между поплавками был натянут линь – тонкий, но крепкий трос. Поплавки покачивались на волне с правого и левого борта.

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 28 (591) от 11.09.2020 г.

Виктор Бойцов

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно