Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
02 октября, пятница
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Город у моря в конце 40-х – начале 50-х годов

Газета Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России в ряде номеров публиковала отдельные главы из книги историка С. А. Власова "Очерки истории Владивостока". В них шла речь о жизни города в период Великой Отечественной войны. Владивосток был атакован лишь однажды, в августе 1945 года, когда самолёт, которым управлял лётчик-камикадзе, был сбит метким пулемётным огнём. Об этом случае газета Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России подробно рассказывала в одном из номеров. Продолжая публикацию статьи кандидата исторических наук С. А. Власова "Город в послевоенное десятилетие", мы предлагаем узнать о событиях, происходивших во Владивостоке в конце 40-х – начале 50-х годов прошлого столетия.

С началом войны восстановилась гастрольная концертная деятельность различных творческих коллективов. Постоянным гостем во Владивостоке был Хабаровский театр музыкальной комедии. С 1945 по 1949 г., в 1951 и 1952 гг. его артисты показали оперетты отечественных и зарубежных композиторов, среди которых – "Фиалка Монмартра", "Принцесса цирка", "Баядерка", "Сильва", "Марица" И. Кальмана, "Летучая мышь" И. Штрауса, "Табачный капитан" В. Щербачёва, "Свадьба в Малиновке" Б. Александрова. Приезжали на гастроли театрально-музыкальные коллективы и из других городов страны. В 1949-1952 гг. во Владивостоке выступали артисты театров оперы и балета из Улан-Удэ, Новосибирска и Фрунзе. Постоянно гастролировали во Владивостоке и исполнители академического плана (вокалисты и инструменталисты), артисты эстрады. В 1946-1948 гг. в городе выступали джаз-оркестр под управлением Дмитрия Покраса, солистка Московской филармонии Тамара Церетели, солист Литовской оперы Михаил Александрович, певица Зинаида Тарская.

Надолго запомнились владивостокцам концерты автора и исполнителя собственных песен Александра Вертинского, прошедшие в октябре 1950 г. Оригинальная, изысканная манера исполнения, необычайный жанр (песни – музыкальные новеллы) были отличительной чертой его выступлений…

Приезд артистов из Москвы, Ленинграда и других городов европейской части страны был довольно хлопотным делом. Единственным средством сообщения в то время являлась железная дорога. Курьерский поезд Москва – Владивосток находился в пути девять с половиной суток.

Пассажирская авиация делала свои первые шаги: в 1947 г. открылась авиа­трасса Владивосток – Хабаровск, с 1948 г. пассажирские двухмоторные самолёты Ил‑12 на 27 мест стали летать из Владивостока в Москву. Авиабилеты от Владивостока до Москвы стоили 1720 руб. Полёты совершались через каждые два дня на третий. Время в пути составляло почти трое суток, поскольку самолёт совершал многочисленные посадки в Хабаровске, Чите, Иркутске, Красноярске, Новосибирске, Омске, Свердловске, Казани. Чуть позднее появились так называемые самолёты-экспрессы, благодаря которым количество промежуточных посадок немного сократилось.

Заметными событиями послевоенной жизни Владивостока стали отмена карточек на промышленные и продовольственные товары и денежная реформа. 14 декабря 1947 г. вышло соответствующее постановление Совета министров СССР и ЦК ВКП (б), опубликованное в краевой газете "Красное знамя", согласно которому деньги менялись в течение недели с 16 по 22 декабря из расчёта за десять "старых" рублей давали один "новый" рубль. В торговле в свободной продаже появились продукты и товары повседневного спроса, которые ранее можно было приобрести в ограниченном количестве только при наличии карточек. Однако особого изобилия в магазинах не наблюдалось. Были перебои с белым хлебом, овощами, мясо-молочной продукцией, предметами домашнего обихода. По воспоминаниям старожилов, в продуктовых магазинах очередь за колбасой и сливочным маслом занимали с 5-6 часов утра. Торговая сеть была распределена неравномерно, на окраинах города магазинов не хватало. В районе ул. Рабочей, где проживало 10 тыс. чел., отсутствовал промтоварный магазин.

В первые послевоенные годы Владивосток развивался и застраивался по проекту 1938 года. Осенью 1950 г. для разработки нового генерального плана во Владивосток прибыла группа инженеров из Ленинградского института по проектированию городов (Гипрогор). Необходимость составления нового генплана была вызвана изменившейся к началу 1950-х гг. военно-политической ситуацией на Дальнем Востоке. Напряжённые отношения с США и Японией, начавшая в 1950 г. война в Корее и другие обстоятельства требовали укрепления Владивостока как главной военно-морской базы на Тихом океане. В то же время необходимо было учитывать, что Владивосток является местом базирования и обслуживания торгового и рыбного флота.

«Прогресс Приморья», № 31 (594) от 02.10.2020 г.

Юрий Тихий

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно