Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
09 октября, пятница
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Город у моря в конце 40-х – начале 50-х годов

Главное внимание проектировщики обратили на реконструкцию центральной части города. Приезд специалистов из Ленинграда стал поводом для широкой дискуссии среди городской общественности. В Приморском филиале Географического общества СССР и на страницах газеты "Красное знамя" развернулись споры – где быть городскому центру. В то время во Владивостоке не было ни одной общегородской площадки. Предлагалось, например, сделать общегородской центр в районе Семёновского ковша и стадиона "Динамо", воздвигнуть там памятник героям, павшим за освобождение Дальнего Востока от интервентов и белогвардейцев, тем самым создав своеобразный "центральный прибрежный форум". Было предложение построить городскую площадь и в районе Суйфунского рынка (ныне сквер на ул. Суханова).

В декабре 1954 г. правительство утвердило новый генеральный план Владивостока. Автор нового генплана Владивостока А. М. Суворов слегка подкорректировал генплан 1938 г. Е. А. Васильева. Он, в частности, предложил создать центральную городскую площадь на пересечении улиц Ленинской и Китайской (Океанский проспект).

В то время, когда шла работа по составлению нового генерального плана города, краевой комитет партии обратился к правительству с просьбой об оказании Владивостоку помощи в вопросах жилья, работы транспорта, медицинского обслуживания населения. В 1952 г. во Владивосток прибыла правительственная комиссия, которая на месте разбиралась в нуждах города. В результате её деятельности Совет министров РСФСР 28 января 1953 г. принял специальное постановление "О мерах помощи хозяйству г. Владивостока". В нём предусматривалось дополнительное выделение средств на развитие базы стройиндустрии, городских сетей водопровода и канализации, намечался комплекс мер по улучшению работы общественного транспорта, благоустройству и озеленению города.

В дальнейшем этим проблемам городские власти уделяли особое внимание. На озеленение центральных улиц – Ленинской, Китайской, Колхозной – из городского бюджета выделили дополнительные средства. Так, если в 1948 г. было отпущено на эти цели 8911 руб., то в 1953 г. – 16 330 руб., то есть увеличили почти в два раза.

В 1953 г. началась укладка брусчатки на проезжей части улиц Пушкинской, Суйфунской (Уборевича), Дзержинского (Фонтанной) и по Партизанскому проспекту. Большие работы по благоустройству провели на улице Колхозной: проезжую часть замостили камнем, тротуары выложили плитками, вдоль них высадили зелёные насаждения, установили фонари с матовыми светильниками в виде шаров.

Летом 1953 г. во Владивостоке вступил в строй новый асфальтобетонный завод, который ежедневно вырабатывал тысячи тонн асфальта, что позволило облагородить улицы Бестужева, Верхне-Портовую и частично Ленинскую.

Развивался городской транспорт. В 1953 г. во Владивосток поступило 18 новых легковых таксомоторов, 13 автобусов и 6 трамвайных вагонов. В августе того же года в строй вступила новая трамвайная линия Луговая – Загородная (Борисенко) протяжённостью в два с половиной километра. В ходе строительства, которое осуществлялось методом народной стройки, был проложен трамвайный путь и построен железобетонный мост через речку Объяснения. Стремясь расширить зону охвата трамвайным сообщением, городские власти решили пустить трамвай на Эгершельд, но этому проекту не суждено было реализоваться. Частичным воплощением задуманного стало продление трамвайного пути в сторону Эгершельда, что позволило перенести трамвайное кольцо с Вокзальной площади на новое место, благодаря чему она временно превратилась в центральную площадь города.

В начале 1950-х во Владивостоке велось строительство зданий общественно-гражданского назначения, которые заметно украсили город: на ул. Ленинской рядом с Домом пионеров построили Дом партийного просвещения (позднее здесь располагался городской комитет партии), на пересечении улиц Китайской и Ленинской закончилось возведение большого шестиэтажного здания (его строительство началось до войны). В октябре 1950 г. в нём открылся Дальневосточный технический институт рыбной промышленности (Дальрыбвтуз). Студенты обучались на трёх факультетах: механическом, промышленного рыболовства и технологическом.

Осуществлялось и жилищное строительство. В северо-восточной части города (район нынешней ул. Постышева) интенсивно застраивался посёлок Рыбак. Там в основном строили двухэтажные дома, как деревянные, так и шлакоблочные. Также интенсивно застраивался район улицы Загородной. За четыре года (1950-1953) там вырос целый городок из 24 жилых домов в 2-3 этажа. Всего во Владивостоке с 1950 по 1954 гг. ввели в эксплуатацию 74 жилых дома общей площадью 42 650 кв. м.

В начале марта 1953 г. владивостокцы и граждане Советского Союза на несколько дней погрузились в траур. 5 марта умер И. В. Сталин. 9 марта горожане на траурном митинге на Вокзальной площади слушали по радио прямой репортаж из Москвы о прощании со Сталиным. Краевая газета "Красное знамя" на протяжении нескольких дней (с 5 по 13 марта) публиковала материалы, связанные с его смертью: сначала бюллетени о состоянии здоровья, потом медицинское заключение о болезни и смерти, а затем бесконечную череду соболезнований…

«Прогресс Приморья», № 32 (595) от 09.10.2020 г.

Юрий Тихий

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно