Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
04 ноября, среда
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

«Оттепель»: 60-е годы

Вероятно, читатель заметил, что на страницах газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России публиковалось немало материалов, посвящённых 160-летию Владивостока. Это были и зарисовки, и статьи, и очерки о тех или иных событиях, происходивших в разные годы в нашем городе. Интерес вызвали "Очерки истории Владивостока" кандидата исторических наук С. А. Власова. Сегодня предлагаем познакомиться с другой статьёй историка – "Владивосток в годы хрущёвской "оттепели".

Середина 1950-х гг. стала рубежным этапом в развитии страны. Смерть Сталина, ХХ съезд КПСС, массовая реабилитация, внимание властей к решению социальных проблем – эти и другие события ознаменовали начало хрущёвской "оттепели". В истории страны начался качественно новый этап, ознаменованный позитивными переменами. Особое значение "оттепель" имела для Владивостока, поскольку в это время город получил ускоренное развитие во многом благодаря инициативе первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущёва, который побывал здесь дважды.

Впервые Н. С. Хрущёв посетил Владивосток осенью 1954 г. вместе с членами Президиума ЦК партии Н. А. Булганиным и А. И. Микояном во время поездки по Дальнему Востоку. Ознакомившись с городом, высокопоставленные чиновники отметили его неблагоустроенность, разбросанность, слабую связь отдалённых районов с центром, явную недостаточность имеющейся строительной базы, плохое жилищное строительство. Действительно, в 1955 г. из 11 962 зданий 6 868, то есть более половины, являлись одноэтажными деревянными домами и барачными постройками с печным отоплением без каких-либо коммунальных удобств. Подобные строения составляли 54 % жилой площади города. Во многом такое положение сложилось из-за того, что город фактически был закрытой военно-морской базой. В послевоенные годы жилищно-культурное и коммунально-бытовое строительство велось в ограниченных размерах, поскольку различные гражданские ведомства ожидали перевода в другие города Приморского края, а те, что оставались, рассчитывали получить жилищный фонд за счёт выселяемых. Всё это привело к тому, что Владивосток уступал другим (и дальневосточным, и сибирским) городам в развитии жилищно-бытовой инфраструктуры, благоустройстве, наличии медицинских и культурных учреждений.

Вот что писал о Владивостоке того времени известный приморский журналист Ю. В. Мокеев. "Впервые я познакомился с городом в 1955 г., когда по дороге на Сахалин несколько августовских дней ожидал здесь пароход "Крильон". Столица Приморья поражала своей экзотикой: дома, террасами опоясывающие сопки, волнообразные улицы, бухты и заливы, омывающие пляжи и обрывистые берега. Корабли рядом с центральной площадью… Во всём остальном – средний провинциальный город с населением 300 тыс. чел., невысокими зданиями, жиденьким транспортным потоком. Обилие портальных кранов, но ни одного строительного. Правда, в отличие от своих сибирских собратьев, Владивосток щеголял в военной форме. Он и остался бы таким: уже принято было предварительное правительственное решение перенести краевой центр в Уссурийск, а здесь создать главную базу Тихоокеанского флота".

Видимо, в ходе визита 1954 г. Хрущёв убедился в нецелесообразности превращать Владивосток в чисто военно-морскую базу и отменил прежнее решение о готовящемся переселении гражданских ведомств и организаций из Владивостока. 23 июля 1955 г. Совет министров СССР принял постановление "О жилищном и культурно-бытовом строительстве в г. Владивостоке и его благоустройстве". В нём решение насущных проблем возлагалось на союзные министерства, имеющие здесь предприятия и учреждения. Именно они обязаны были построить жилые дома, школы, детские дошкольные учреждения, принять долевое участие в возведении других объектов коммунально-бытовой сферы. Каждому министерству на следующий 1956 г. был дан конкретный план. Так, Министерство судостроительной промышленности СССР обязано было построить 15 тыс. кв. м жилья, Министерство рыбной промышленности – 10 тыс., Министерство обороны – 5,5 тыс., Министерство морского флота – 4,5 тыс. На Министерство строительства СССР возлагалась ответственность за возведение школ, больниц, административных зданий и объектов культурно-бытового назначения.

«Прогресс Приморья», № 36 (599) от 06.11.2020 г.

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно