Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
12 августа, четверг
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

В поисках безопасного маршрута

Окончание. Начало в № 29

Газета Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России рассказывала о том, как летом 1741 года, то есть 280 лет назад, российские пакетботы "Святой Пётр" и "Святой Павел" покинули Петропавловск-Камчатский, однако спустя две недели в густом тумане потеряли друг друга и дальше действовали самостоятельно.

Если судьба "Святого Петра" известна, то многие события, произошедшие с экипажем "Святого Павла", по сей день остаются загадкой. Как вспоминал то время сам капитан-командор Алексей Чириков, на срочный поиск пропавших моряков не было ни сил, ни средств. Пытаясь сохранить остаток команды, он приказал поворачивать назад. Оставаться в море было уже небезопасно. Конечно, можно было высадиться на берег и добираться по суше до места назначения. Но это лишь в теории всё просто, на самом деле двигаться по сибирскому бездорожью от берегов Тихого океана до Петербурга требовалось более полугода. Этот план Чирикова не устраивал. Время доказало, что действия капитан-командора были правильными. Следующая экспедиция под руководством П. К. Креницына и М. Д. Левашова отправилась к берегам Аляски и Алеутским островам лишь в 1764 году, то есть 23 года спустя. Помимо научных целей перед командой стояла задача выяснить хоть что-то о загадочном исчезновении моряков "Святого Павла". Но никаких следов обнаружить не удалось. Правда, позже ходили слухи о том, что на берегу реки Хеуверен живут белолицые бородатые люди, которые почитают иконы, умеют читать и писать. В 1788 году торговый агент Северо-Восточной компании рассказывал о русоволосых индейцах, приезжавших на ярмарку в Якутат, расположенный в 300 верстах от места высадки моряков экипажа Чирикова. Из чего был сделан вывод, что, возможно, моряки не погибли, они смешались с местным населением, и на ярмарку могли приезжать их потомки. В 1920-х годах американский учёный Ф. Голдер, собирая материал для книги о плавании Витуса Беринга, побывал в тех краях, однако ничего не выяснил о загадочном исчезновении русских моряков. Но он узнал, что контакты с чужеземцами всегда были для аборигенов большим событием, это ему говорили сами местные жители. Более того, о судьбе моряков "Святого Петра" они сообщили даже через полвека, а внешний вид кораблей Лаперуза подробно и безошибочно описывали спустя сто лет. То есть из поколения в поколение передавалась история прибытия сюда русских кораблей. Спустя, например, 300 лет эскимосы дали точные сведения о пяти моряках английской экспедиции М. Фробишера, пропавшей на острове Баффинова Земля.

Недавно исследователи Элтон и Алан Энгстром нашли в архивах судовой журнал Н. Портлока, капитана торгового судна "Король Джордж". В 1786 году индейцы рассказали ему о гибели лодки с пятью европейцами, пытавшимися на большой волне встать на якорь в месте предполагаемой высадки моряков Чирикова. Однако дату события они не указали, как не вспомнили ни о корабле, ни о второй шлюпке. Некоторые историки уверены, что часть моряков выжила в крушениях или в стычках с туземцами, другие погибли. По неизвестным причинам им не удалось послать условленный сигнал на корабль, но они каким-то образом сумели перехитрить аборигенов и перебрались с острова на материк, где обосновались. От них пошёл род, и русоволосые потомки приезжали на ярмарку в Якутат. Да, может, это и так, поиски продолжаются, и, возможно, когда-нибудь станет известно, при каких обстоятельствах исчезли две шлюпки с моряками корабля "Святой Павел".

«Прогресс Приморья», № 30 (636) от 13.08.2021 г.

Иван Таранов

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно