Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
12 августа, четверг
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Патриотами не рождаются

Представить отечественную авиацию без славного имени Михаила Михайловича Громова по определению невозможно.

Он в тяжёлом 1941 году, когда гитлеровские войска вероломно вторглись на территорию СССР, командовал 31-й смешанной авиационной дивизией, в 1942 году принял командование ВВС Калининградского фронта. Это было самое тяжёлое время для нашей авиации. Как говорится, силы были неравны, однако наши лётчики дрались отчаянно и проявляли массовый героизм в московском, сталинградском и ленинградском небе. В 1943 году Михаил Громов стал командующим 1-й Воздушной армии, вклад которой в общую победу немалый.

Прожил Михаил Михайлович Громов, генерал-полковник авиации, Герой Советского Союза, Заслуженный лётчик СССР, Заслуженный мастер спорта, 85 лет. Начиналось всё в далёком детстве, когда он окончил реальное училище Воскресенского. С 1910 года увлекался авиа­модельным спортом и живописью, потом добился высоких результатов в тяжёлой атлетике (установил в своё время рекорд города Москвы на соревнованиях в одной из дисциплин). В 1916-1917 годах учился в Императорском Московском техническом училище. В 1917 году окончил авиационные теоретические курсы при ИМТУ. В тот же год его призвали в Русскую императорскую армию, где окончил курсы телеграфистов. В 1917 году впервые поднялся в небо на самолёте Farman F.30.

В 1918 году вступил в Красную Армию, окончил Московскую лётную школу и первое время служил в ней лётчиком-инструктором, освоил ряд самолётов "Моран" и "Ньюпор". В ноябре 1919 года стал лётчиком 29-го разведывательного авиаотряда на Восточном фронте, затем служил лётчиком 2-го авиакрыла Приуральского сектора войск внутренней охраны. Участвовал в боях Гражданской войны 1918-1922 годов. С 1920 года – лётчик-инструктор, в 1922-1924 годах – начальник отделения боевого применения 1-й Московской авиашколы. Весной 1923 года был временно прикомандирован лётчиком-инструктором и командиром учебного авиа­отряда к Серпуховской высшей школе воздушного боя, где одним из его курсантов стал Валерий Чкалов.

Продолжая активно заниматься спортом (бегом и гимнастикой), в эти годы был одним из первых спортсменов-тяжелоатлетов в Красной Армии, в 1923 году стал чемпионом СССР по тяжёлой атлетике в тяжёлом весе.

В период с 1924 по 1930 год находился на лётно-испытательной работе в НИИ ВВС (ГЛИЦ МО им. В. П. Чкалова). В 1925 году – участник авиаперелёта Москва – Пекин – Токио, за который был награждён орденом Красного Знамени и удостоен звания Заслуженного лётчика. О том, с какими трудностями пришлось столкнуться советским пилотам во время длительного рейса, газета Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России рассказывала на своих страницах.

В НИИ ВВС (ГЛИЦ МО им. В. П. Чкалова) выполнил первый полёт и провёл заводские и государственные испытания самолётов У‑2 (1927), И‑4 (1927), И‑3 (1928), И‑4бис (1928), АНТ‑9 (1929), Р‑6 (1929). Выполнил ряд дальних перелётов. 23 июня 1927 года Громов стал первым советским лётчиком, спасшимся на парашюте из аварийного самолёта И‑1 при вхождении того в неуправляемый штопор.

В период с 1930 по 1941 год работал лётчиком-испытателем в ЦАГИ. Там выполнил первый полёт и провёл испытания Р‑7 (1930), И‑8 (1930), ТБ‑3 (1930), АНТ‑14 (1931), АНТ‑25 (1933), ТБ‑4 (1933), АНТ‑20 (1934), АНТ‑35 (1936), Пе‑8 (1936), БОК‑15 (1939). Выполнил также ряд новых дальних перелётов в Европу, Китай и Японию.

С 10 по 12 сентября 1934 года в качестве командира экипажа самолёта АНТ‑25 РД ("Рекорд дальности") (второй пилот – А. И. Филин, штурман – И. Т. Спирин) совершил рекордный по дальности и продолжительности перелёт по замкнутому маршруту Москва – Рязань – Харьков протяжённостью 12 411 км за 75 часов.

За мужество и героизм, проявленные при выполнении этого перелёта, лётчику-испытателю Михаилу Михайловичу Громову постановлением ЦИК СССР от 28 сентября 1934 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина (в 1939 году после учреждения медали "Золотая звезда" ему была вручена эта медаль за № 8). Остальные члены экипажа награждены орденами Ленина.

С 12 по 14 июля 1937 года вновь в качестве командира экипажа АНТ‑25-1 (второй пилот – А. Б. Юмашев, штурман – С. А. Данилин) вновь совершил сверхдальний беспосадочный перелёт Москва – Северный полюс – Сан-Джасинто (Калифорния, США), установив три мировых авиационных рекорда дальности полёта. Но поскольку тогда звание дважды Героя Советского Союза не присваивалось, то М. М. Громов был награждён орденом Ленина, а обоим членам его экипажа было присвоено звание Героя Советского Союза. За этот полёт Международная авиационная федерация (ФАИ) наградила пилотов и штурмана экипажа медалью Анри де Лаво за лучшее достижение 1937 года.

Кажется, что всё складывалось в жизни Михаила Громова гладко, однако это далеко не так. Всего он добивался благодаря упорному каждодневному труду и работе над собой. Секрет своих достижений он раскрывает в статье "Мускулы миллионов", в которой обращается к молодёжи, мечтающей о небе и самолётах. Но он и вспоминает первые годы войны, когда было неимоверно трудно.

"У каждого человека, принимавшего участие в боях с немецко-фашистскими захватчиками, обязательно есть своё, самое сокровенное воспоминание о первом дне войны, о первом боевом испытании, первой встрече лицом к лицу с врагом.

Наше авиационное соединение получило боевую задачу поддержать наземные войска, ведущие тяжёлое оборонительное сражение с превосходящими силами противника. В шесть часов утра эскадрильи взлетели в безоблачное, залитое солнцем июльское небо. Боевая задача – бомбовые удары по танковой колонне фашистов. С воздуха броневой отряд гитлеровцев прикрывают "мессершмитты". Мы же прилетели без сопровождения. Но не может быть и речи об отходе. Яростно штурмуем танки, одновременно ведя трудный огневой бой с истребителями. Это требует от каждого экипажа колоссального напряжения. Чтобы "вывернуться" из-под ударов "мессеров", приходится идти на постоянные маневры с предельной нагрузкой.

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 30 (636) от 13.08.2021 г.

Иван Таранов

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно