Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
07 июля, четверг
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Физическая культура в Древней Греции и Древнем Риме

Древние Греки — основатели Олимпийских игр — много сделали не только для развития олимпийского движения в мире, но и способствовали зарождению элементов науки о физическом воспитании. Физическая культура Древнего Рима во многом питалась прошлым опытом древних греков, которые физические упражнения вывели в особый ранг и не жалели средств на развитие физически крепкого, здорового поколения. Однако многие философы того времени осознавали, что природные данные и просто "накачка" мышц — это ещё не физическое воспитание. Человек должен развиваться гармонично, обладать как физическими навыками, так и развивать в себе культурные потребности и научные знания.

Древнегреческий философ Демокрит, живший в 460-370 годы до нашей эры, говорил, что для формирования человека упражнения имеют большее значение, чем природные данные. Воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создаёт его вторую природу. Известный философ Сократ (469-399 гг. до нашей эры) указывал на большую зависимость душевного состояния человека от его физического здоровья. "Многие делают большие ошибки, — говорил он, — оттого, что не обладают физическим здоровьем. У кого телосложение крепкое, тот вполне гарантирован от таких невзгод". Сократ считал, что особенно важно физическое здоровье в военном деле. Известный философ-идеалист Платон (427-349 гг. до н.э.), ученик Сократа, в своих произведениях "Законы" и "Государство" предлагает систему воспитания, напоминающую спартанскую. "Дитя, — писал он, — должно находиться в непрерывном движении... гимнастические упражнения обязательны для всех мальчиков и девочек... Телесные упражнения, выполненные даже против воли, нисколько не повредят телу".

Очень много посвятил теме физического воспитания выдающийся философ Древней Греции, воспитатель Александра Македонского Аристотель (384-322 гг. до нашей эры). Он был убеждён в том, что физическое воспитание должно предшествовать интеллектуальному. Аристотель отмечал, что тяжёлые физические нагрузки изнуряют организм. Те, кто добивался больших успехов в детские годы (например, на олимпийских играх), взрослыми редко одерживали победы. Он также предостерегал от перекармливания детей. Аристотель составил список победителей на олимпийских состязаниях.

Значительный вклад в развитие научных представлений о физическом воспитании внесли древнегреческие врачи. Например, Гиппократ (460-377 гг. до нашей эры) говорил, что жидкости, находящиеся внутри тела, от частого дыхания во время физических упражнений затвердевают и превращаются в мышцы. Древнегреческие врачи ещё не знали физиологию человека, но стремились объяснить процесс физического развития с материалистических позиций, что было очень смело для того времени.
На заре нашей эры появились первые руководства по физическому воспитанию. Наиболее раннее, дошедшее до нас, относится ко II веку нашей эры. Это книга Филострата Флавия "О гимнастике", в которой он даёт описание многих физических упражнений и предлагает методику обучения и тренировки для подготовки к олимпийским состязаниям.

Как говорится, ничто не вечно под луной, так случилось и с древнегреческой историей. Проще говоря, после процветания пришёл упадок государства, так много сделавшего для развития спорта, культуры, искусства. Всему причиной стало имущественное расслоение общества. Если прежде богатеющая верхушка несла военную повинность наравне с низшими слоями, то теперь она открыто уклонялась от несения военных обязанностей, всё больше утопая в роскоши и празднествах. Так появились наёмные войска, которые не ставили физическое воспитание во главу угла. Ослабела связь спортивных празднеств и религии. Соревнования атлетов всё больше становились обыденным, скучным зрелищем, говоря современным языком, для галочки. Значительно изменился характер подготовки атлетов. Они специализировались лишь в отдельных видах физических упражнений. Так появились атлеты-профессионалы.

Эти и другие факторы привели к значительному ослаблению древнегреческих государств, что позволило македонским царям Филиппу и Александру подчинить себе все полисы и на короткое время объединить Грецию. В этот период централизованная власть сделала Грецию сильным государством в военном отношении. Это помогло Александру Македонскому победить Персию. Такой поворот событий сыграл положительную роль: влияние богатой греческой культуры распространилось далеко за пределы страны. Во многих городах бывшей Персидской монархии строятся гимнасии, где аристократическая молодёжь получает физическое воспитание по греческому образцу. Однако эта система воспитания не распространяется на широкие народные массы, как было ранее, и утрачивает своё главное назначение — подготовку сильного телом и духом гражданина-воина. Победоносные войны Александра Македонского закончились, и после его ухода в мир иной главенствующее место заняли эллинистические государства, которые какое-то время конкурируют с набирающей обороты римской державой, но в итоге попадают под её влияние и подчиняются ей. Греция была включена в состав Римского государства с середины II века до нашей эры.

В отличие от Древней Греции Рим возник и развивался как государство централизованное, что делало его более сильным, чем Греция, и существенным образом сказывалось на развитии различных сторон общественной жизни и культуры, в том числе и культуры физической. История Древнего Рима насчитывает три основных периода: царский период, период Республики и период Империи. Так назывемый царский период (VIII-VI века до нашей эры) — эпоха разложения родового строя и образования Римского государства. Физическая культура обозреваемого периода мало чем отличалась от физической культуры других народов. Носила она преимущественно военный характер. Распространены были соревнования всадников, гонки колесниц, упражнения в метании копья, борьба, кулачный бой и так далее.

В период Республики (VI-I века до нашей эры) Римское государство вело многочисленные войны, расширяя свою территорию вначале в Италии, а потом и за её пределами. Это привело к тому, что физическая культура, как и многие другие стороны жизни, приобретала ярко выраженный характер. Однако в отличии от Греции в Риме не было обязательной государственной системы физического воспитания. На огромной территории Римского государства не было возможности следить за воспитанием каждого мальчика, да и необходимости в этом не было. Из большого числа граждан всегда набиралось нужное количество воинов. На смену павшим в боях приходило новое пополнение. Вопрос физического воспитания решался исключительно по воле отца. И здесь голос главы семьи становился решающим. Большинство семей поощряли занятия физической культурой, и причиной этому был призыв в армию. Порой служба становилась единственным местом, где можно было заработать денег и занять выгодное положение в обществе. Поэтому даже рядовые легионеры были заинтересованы в службе. Более того, в Риме действовали частные школы, в которых мальчики из зажиточных семей получали хорошую физическую подготовку. Подростки бегали, боролись, метали копья, обучались верховой езде, фехтовали, играли в мяч и другие игры. Время от времени в Риме устраивались соревнования, на которых юноши состязались в верховой езде, фехтовании и других упражнениях военно-прикладного характера (троянские игры, римские игры, плебейские, то есть народные, игры, а также состязания по случаю праздничных дат и другие). Были попытки проводить в Риме соревнования наподобие олимпийских. Однажды консул Сулла заставил провести олимпийские соревнования в Риме (80 год до нашей эры), но они не имели успеха. В то же время влияние греческой культуры в Риме, особенно после завоевания Греции, усиливается. Римская молодёжь широко пользовалась физическими упражнениями греков. Соревнования римских юношей сначала устраивались на площади, посвящённой богу войны Марсу (Марсово поле), а вскоре для них стали строиться сооружения (подобие современных стадионов) — цирки.

Несмотря на то что в Древнем Риме не сложилась стройная система физического воспитания, как в Греции, зато система военно-физической подготовки воинов достигла совершенства. Об этом много писали военные историки. Высоко оценил эту система Фридрих Энгельс в своих трудах по военному искусству. "Обучение воина, — писал он, — было очень суровым и было рассчитано на развитие в нём всеми возможными способами физической силы. Помимо регулярного обучения обращению с оружием и различным движениям широко практиковались бег, прыжки с шестом, скалолазанье, борьба, плавание — сначала без одежды, потом во всём снаряжении. Продолжительные марши в полном походном снаряжении, когда каждый воин нёс на себе от 40 до 60 фунтов, совершались со скоростью 4 мили в час… И не только новобранцы, но и ветераны-легионеры должны были проделыватьв все эти упражнения, чтобы сохранить физическую бодрость и ловкость и быть привычными к утомительным занятиям и лишениям".

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 23 (387) от 07.07.2016 г.

Подготовил Влас Сергеев

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно