Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
22 марта, четверг
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Ученый, тренер, чемпион…

В профессию люди приходят по-разному. Одних приводят родители, других — призвание, а кого-то — и его величество случай. Неофиту остается лишь постепенно и последовательно осваивать сначала азы, потом — нюансы своего ремесла. Но стать настоящим мастером нельзя без участия учителя, который  знает о предмете все и даже больше.

Тот, кому повезет, без всяких оговорок "обречен" на успех. А если учитель не простой кабинетный теоретик, но еще и практик и мировой рекордсмен (!), за его учеников можно не беспокоиться — они обязательно станут мастерами с большой буквы. Эту очевидную истину доказывают многочисленные ученики Владислава Анатольевича Субботина. Их путь в море начался со скромной "субботинской" судомодельной лаборатории. А продолжился в цехах заводов и конструкторских бюро тех судостроительных и судоремонтных предприятий, которые сегодня являются флагманами Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России. Другие посвятили свою жизнь морю, управляя судном на капитанском мостике.
Владислав Субботин для Владивостока — фигура, без преувеличения, культовая. Несмотря на обилие чемпионских титулов спортсменов из Приморья, такого количества завоеванных спортивных регалий одним человеком трудно найти, пожалуй, где-либо. Девятикратный чемпион Европы, пятнадцатикратный чемпион мира, бессменный чемпион СССР и России по судомодельному спорту. Помимо этого доктор наук, профессор Субботин — автор десятков мировых и европейских рекордов. Но главное то, что он навсегда остался в памяти своих воспитанников учителем, который дал им путевку в жизнь и увлек судомодельным спортом, которому они не изменяют никогда. Ибо "заболевший" судомоделизмом остается с ним навсегда.  
Идем по музею МГУ (Морской государственный уни-верситет, преемник ДВВИМУ им. Г.И. Невельского) заметную часть экспозиции которого составляют модели судов. Они — дело рук учеников Субботина, переданные в дар музею. Стенд, посвященный непосредственно Владиславу Анатольевичу, поражает своей содержательной частью. Здесь такое количество наград и медалей разного достоинства, что сбиваюсь со счета. И все они "субботинские". Но что любопытно, получены они не только за личные судомодельные заслуги, но и за успехи в преподавательской деятельности: некоторые имеют недвусмысленную надпись — "Тренеру чемпиона". Заместитель директора музея, в прошлом капитан дальнего плавания, Геннадий Антонович Воронин вспоминает, что Субботин (с которым его связывала многолетняя дружба) всегда гордился именно этими наградами.

"Ведь благодаря его судомодельной лаборатории можно было утверждать — университет выпускает специалистов начиная, образно говоря, "с горшка", — говорит Геннадий Антонович. — И это действительно так. Многие мальчишки-школьники, которые у него учились и занимались в его судомодельной лаборатории, потом поступали к нам",

Эта лаборатория действует и сегодня. Правда, уже под руководством вдовы Владислава Анатольевича — его друга и последователя Галины Николаевны. Маленькая комнатка, расположенная в подвальном помещении близ учебных аудиторий кафедры "Теории и устройства судна", по-прежнему притягивает мальчишек, влюбленных в корабли. Они пока маленькие — и корабли, и корабелы. Но лишь по размерам и возрасту. Их достижения сделают честь и взрослому человеку, ибо звание чемпиона Европы своей ценности по— прежнему не утратило.

Пусть и принадлежит оно... девятилетнему пацану. Именно столько было самому юному чемпиону, внуку ректора МГУ Сереже Огаю.

У Субботина спецами становились быстро. Еще и потому, что по словам знавших его он относился к редкой категории — думающих людей с "золотыми" руками. Умеющих не только все делать самостоятельно, но и учить этому других. Особенно хорошо это удавалось ему в деле, которому он посвятил всю жизнь, — созданию кордовых моделей.

"Когда он занимался с ребятишками, то как педагог вкладывал в их головы главное — занимаясь этим видом спорта, ты уже становишься пусть не инженером, но техником, — рассказывает Геннадий Воронин. — Ведь в этом виде нужно знать и конфигурацию, и обводы, учитывать уровень шумов, ограниченный международными правилами. И при этом необходимо, чтобы не снижалась мощность двигателя, а даже росла. Нужно ставить резонаторы, а они забирают мощность. Поневоле станешь инженером, придумывая, как выйти из положения. И вот он из года в год что-нибудь придумывал, такой был способный инженер". Сегодня уже можно смело утверждать, что после всех экономических и прочих потрясений во Владивостоке "выжила" лишь судомодельная школа, созданная Субботиным. Кордовые модели его учеников и последователей и по сей день "гоняются" на одном из озер в парке Минного городка. Оборудованного, кстати, исключительно для этих соревнований. С гонками, в которых участвовал сам Владислав Анатольевич, связаны и легенды, тщательно сохраняемые его друзьями и учениками.

"Мне рассказывали, что он после соревнований подарил проигравшим соперникам модель-победительницу, — с улыбкой вспоминает прошлое "хранитель" музея МГУ Геннадий Воронин. — Ею-то и решили воспользоваться соперники на следующих соревнованиях. Но Субботин видел далеко вперед и прекрасно понимал, что может произойти, как могут поступить конкуренты. И на новые соревнования он приготовил... еще более мощную модель. И опять победил!.."

Кстати, побеждал он всегда. И помогали ему в этом огромный опыт, глубинные знания и точный расчет. Относилось это не только к миниатюрам, но и к настоящим полноценным судам. Вот только решить некоторые задачи, с ними связанные, позволяли... все те же миниатюрные модели.

"Был такой случай, много лет назад, — рассказывает Геннадий Антонович.  — Тогда у нас в рыбном порту из-за неграмотности современных судоводителей при погрузке леса прямо у причала затонуло судно частной компании "Паллада". На дне оно лежало много лет и очень мешало. Ведь порт много терял из-за потерянной им причальной линии. И тогда обратились к Владиславу Анатольевичу как к специалисту с просьбой рассчитать подъем. И что он сделал?! Полностью смоделировал подъем судна в лабораторном бассейне на уменьшенной в масштабе копии затонувшего корабля. После этого все действия произвели с настоящим судном. И все получилось так,  как он предусмотрел и рассчитал". Таким Субботин был во всем.
В экспозиции музея есть еще один необычный экспонат — большой хрустальный кубок. Это переходящий приз, который учредил сам Владислав Анатольевич в память о своем трагически погибшем сыне. По-настоящему дорогая, "штучная" вещь была изготовлена в Гусь-Хрустальном по индивидуальному заказу. Но переходящим кубку стать так и не довелось.

"Владислав Анатольевич как стратег просчитал все правильно — кубок останется у него. Поскольку он его не "отдаст" как профессионал, — рассказывает Геннадий Воронин. — Согласно всем международным нормам, переходящий кубок в каком-либо виде спорта навсегда остается у команды, завоевавшей его три года подряд. В этом случае он перестает быть переходящим. Этот остался у нашей команды и навсегда занял место в экспозиции, посвященной команде Субботиных".

Экспозиции, надо сказать, очень разнообразной. Здесь есть медали и кубки, фильмы и фотографии, кордовые модели и копии кораблей-героев. Эту выставку еще успел увидеть и оценить сам Владислав Анатольевич. Он вообще много успел в своей жизни — сделать, достичь, подготовить, научить. Строгий, ответственный, обязательный ("если он что-то пообещал — все выполнит, если сказал "нет" — можно больше не надоедать"). Субботин остался в памяти своих учеников, друзей и последователей как светлый, преданный своему делу человек. Но отчего-то так и не заслужил зримой благодарности от города и края, которые он прославлял своими победами на чемпионатах мира и Европы. Или от университета, курсантами которого становились "птенцы" его судомодельной лаборатории...  

"Есть приз имени Субботина-младшего, а вот имени самого Владислава Анатольевича, к сожалению, пока ничего нет, — с горечью говорит заместитель директора музея МГУ Геннадий Антонович Воронин. — Но я очень надеюсь, что мы сумеем что-нибудь "пробить".
Хочется верить, что с приходом тепла на "баляевских" озерах мы вновь услышим рокот "моторчиков" хордовых моделей, которые были придуманы, разработаны и усовершенствованы Владиславом Анатольевичем Субботиным, умевшим вовлекать мальчишек в судомодельный спорт без остатка, на всю жизнь.

«Прогресс Приморья», № 11 (173) от 22.03.2012 г.

Вадим Лавров

 

Отзывы (101)

bizResyeagesy, 11.08.2012 11:39
agonPrainddak, 11.08.2012 11:51
bornWromblopy, 11.08.2012 14:06
Cloccache, 11.08.2012 23:40
beenseLigue, 12.08.2012 1:15
fauggigma, 12.08.2012 11:50
RaleAbrarljed, 12.08.2012 13:21
Reorserge, 12.08.2012 14:22
DupEvopsyDype, 13.08.2012 3:43
agonPrainddak, 13.08.2012 14:12
Daymnaroria, 13.08.2012 16:08
Daymnaroria, 17.08.2012 21:50
Bailehall, 19.08.2012 10:19
MayodoJaina, 20.08.2012 1:16
beetlehiz, 21.08.2012 4:34
Teenevomirm, 21.08.2012 13:38
Upliftejele, 22.08.2012 2:49
Daymnaroria, 22.08.2012 8:21
Bailehall, 22.08.2012 13:05
Gockarmacop, 22.08.2012 18:28
Coopvolleycer, 23.08.2012 19:26
Optiltmipam, 24.08.2012 0:47
Gockarmacop, 24.08.2012 14:33
Upliftejele, 24.08.2012 18:06
Bailehall, 26.08.2012 9:41
Optiltmipam, 26.08.2012 12:49
Gockarmacop, 27.08.2012 9:55
Upliftejele, 27.08.2012 10:11
MayodoJaina, 28.08.2012 1:16
Upliftejele, 28.08.2012 2:44
Optiltmipam, 28.08.2012 10:51
Gockarmacop, 29.08.2012 0:44
Coopvolleycer, 29.08.2012 5:37
Upliftejele, 29.08.2012 11:49
Bailehall, 30.08.2012 12:36
Daymnaroria, 30.08.2012 13:24
Daymnaroria, 30.08.2012 13:29
Daymnaroria, 31.08.2012 14:44
Bailehall, 04.09.2012 12:30
Daymnaroria, 05.09.2012 18:33
Daymnaroria, 05.09.2012 18:45
Bailehall, 07.09.2012 14:23
fauggigma, 10.09.2012 17:29
clnltxc, 10.09.2012 23:34
illilaUsext, 12.09.2012 20:40
MayodoJaina, 14.09.2012 13:17
viagra, 16.09.2012 4:23
illilaUsext, 16.09.2012 15:54
fauggigma, 17.09.2012 0:44
fauggigma, 17.09.2012 0:59
Bailehall, 20.09.2012 12:15
illilaUsext, 20.09.2012 12:40
fauggigma, 23.09.2012 17:51
illilaUsext, 24.09.2012 6:38
Bailehall, 25.09.2012 11:09
Bailehall, 30.09.2012 12:01
Bailehall, 30.09.2012 12:35
Bailehall, 30.09.2012 18:41
Bailehall, 07.10.2012 2:57
Bailehall, 07.10.2012 4:31
Bailehall, 07.10.2012 4:55
Aligninciab, 09.10.2012 15:14
Bailehall, 10.10.2012 5:45
Bailehall, 10.10.2012 6:42
Bailehall, 10.10.2012 7:56
fauggigma, 12.10.2012 2:06
Bailehall, 13.10.2012 10:47
Bailehall, 13.10.2012 15:15
Bailehall, 14.10.2012 1:16
Bailehall, 17.10.2012 9:54
Bailehall, 18.10.2012 5:22
fauggigma, 20.10.2012 4:51
Bailehall, 20.10.2012 22:32
Bailehall, 24.10.2012 7:10
Bailehall, 24.10.2012 10:28
Bailehall, 25.10.2012 17:11
Bailehall, 28.10.2012 5:29
Bailehall, 28.10.2012 7:56
fauggigma, 29.10.2012 1:49
Bailehall, 31.10.2012 2:56
fauggigma, 01.11.2012 10:11
Bailehall, 02.11.2012 18:25
fauggigma, 03.11.2012 7:22
Bailehall, 04.11.2012 12:26
Bailehall, 04.11.2012 14:54
fauggigma, 07.11.2012 14:56
WaynCbreerb, 08.11.2012 22:10
WaynCbreerb, 08.11.2012 22:11
Bailehall, 09.11.2012 2:08
Bailehall, 11.11.2012 6:59
fauggigma, 13.11.2012 9:52
MamSoaddy, 14.11.2012 11:57
Bailehall, 15.11.2012 20:32
Bailehall, 16.11.2012 13:35
Bailehall, 16.11.2012 13:40
Bailehall, 19.11.2012 2:03
Bailehall, 19.11.2012 5:13
Bailehall, 19.11.2012 22:11
Bailehall, 22.11.2012 2:38
Bailehall, 22.11.2012 5:09
MamSoaddy, 22.11.2012 10:13
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно