Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
30 мая, четверг
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

"Черная акула" в миниатюре

Специалисты, кому довелось поработать на "советских" предприятиях, наверняка помнят, какой щедрой бывала Родина к тем, кто хорошо и своевременно исполнял ее поручения. Золотые дожди из орденов, грамот и премий проливались на головы добросовестных работников в конце года или пятилетки. А еще — по завершении крупного проекта. Вот тогда-то и подводились итоги, подсчитывались достижения и составлялись списки достойных и особо отличившихся. Но это во "взрослой" жизни. А что в детской? Да так же. Или, во всяком случае, не хуже…

В "потешных цехах" школы №56, где в феврале по инициативе редакции газеты "ПП", учредителем которой является Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России,  проводилась акция по почти настоящей сборке почти настоящих вертолетов, тоже пришла пора подведения итогов. И называлось мероприятие "Введение в профессию".

И вот — награждение. Организаторы спешат наградить ребят еще и потому, что как рядовых сотрудников, так и "рабочую аристократию" "цехов" ждут каникулы. В преддверии этого едва ли самого долгожданного периода сотрудники газеты "Прогресс Приморья" встретились с героями своих публикаций в зале книжного магазина №41, что на Океанском проспекте, чтобы поблагодарить их за совместную работу и вручить подарки. Но оказалось, что и ребята приготовили подарки "машиностроителям".

В качестве последнего выступал ни много ни мало российский ударный вертолет "Черная акула". Понятно, что только модель (так что учебная тревога отменяется, все "большие" вертолеты на месте). Особенно приятно, что собрана она была умелыми руками одного из бригадиров "школьного завода", продемонстрировавшего в очередной раз, что выбран он был на эту роль совершенно заслуженно.

"Ребята бригадиров выбирали сами, — рассказывает классный руководитель 3-го "В" Марина Слабоспицкая. — Почему именно их? Вероятно, исходя из личных качеств. В частности, из того, что они умеют работать руками. И, как показало время, выбор оказался верным. Все бригадиры работали со своими "бригадами" очень грамотно — четко определили "фронт работ", раздали каждому задания и внимательно следили за тем, чтобы их выполняли. В чем, кстати, проявились и их лидерские качества".

К сожалению, на встречу с журналистами смогли прибыть только двое из четверки бригадиров. Еще двое временно отсутствовали: один приболел, второй уехал (и опять все как у взрослых — один в командировке, второй "бюллетенит"). Но для "кворума" этого оказалось достаточно. И значит, вручать и получать подарки ребята были вправе. Чем и воспользовались. Надо отметить, что никакой искусственной торжественностью и натужным пафосом встреча взрослых и детей не отличалась. Все было мило, можно сказать, по-семейному. Поэтому и поговорить удалось без дежурных вопросов и столь же дежурных ответов. Тем более, что было о чем. Оказалось, что ребята занимаются моделями не только в школе, под надзором взрослых и объективами фотокамер, но и вне школы, посвящая этому увлекательному делу все свободное от учебы время (а скорее всего, "откусывая" и от учебного).

Сергей Львов, как и положено серьезному человеку и конструктору, неулыбчив и немногословен. Это его бригада отработала быстрее и качественнее других. Еще и потому, что для "главного" та модель была далеко не первой. И даже не десятой!
"Я собрал дома уже целую коллекцию, — говорит Сергей. — Больше всего я увлекаюсь танками, их и собираю — советские, русские, немецкие танки".

Кстати сказать, перед началом работ в классе Сергей показывал одноклассникам последнюю (на тот момент) из своих моделей — танк Т-72, на память называя ТТД машины, скорострельность пушки, дальность выстрела. Чувствовалось, человек разбирается. Что и подтвердилось. На вопрос — какие модели есть сейчас в коллекции, без запинки называет приблизительно с десяток…

"У меня сейчас уже готовы Т-90, КВ-1, Т-34-76, Т-34-85, БТ-7, БТ-5. Из немецких: "Тигр", "Тигр-2", "Пантера", "Бизон", "Е-100", "Е-50".

Из самолетов: МиГ-31, МиГ-29, еще какие-то. Сколько всего моделей не считал, много…"

Понятно, что собрать такой "мехкорпус" только на "карманные" не получится. Но в этом, похоже, и нет необходимости. Родители и их друзья, оценив увлечение сына, поддерживают и всемерно ему помогают. И потому — дарят ему "технику", благо повод найти не проблема.

"Модели у меня появляются на день рождения, — серьезно поясняет Сергей Львов. — Мне в один день дарят по 10-15 конструкторов. И я целый год их все клею. А на следующий день рождения опять дарят. И я опять клею. И этот вертолет тоже буду клеить я. Правда, еще нужно собрать два танка: Ис-7 и ИС-3".

Вертолет, упомянутый Сергеем, — это уже подарок от ПРО СМР. Можно сказать, что, как и во взрослой жизни, на смену "Черной акуле" пришел "Аллигатор". Понятно, что тоже модель. Приятно отметить — производства российской фабрики из подмосковной Лобни.
Между прочим, именно наличием российского (а не китайского) конструктора и было обусловлено место сбора, своего рода площадка для торжественной встречи и чествования. Магазин №41 ООО "Владкнига" (бывший "Торговый дом "Приморская книга") — один из немногих в городе, что торгует моделями от отечественного производителя. Тот факт, что непосредственно в торговом зале их сравнительно немного, обусловлен двумя причинами — числом любителей и…удобством для продавцов.

"Былого ажиотажа сегодня точно нет, — говорит директор книжного магазина Елена Марчук. — Кто любил это дело, продолжает собирать, покупают постоянно. И мы их уже знаем. Но сказать, что их много, пожалуй, нельзя. Поэтому и выставленных моделей немного. Но есть каталог, и по нему можно выбирать все что угодно. Все же приходится признать — вещь на любителя. И брать в магазин товар только для того, чтобы он был и стоял, нерационально".

Тут будет уместно напомнить, что магазин все же книжный. И значит, основной ассортимент его составляют такие привычные и такие необходимые книги. И — приятное открытие: несмотря на мрачные заявления о снижении интереса к "источнику знаний", как говорится, "слухи о смерти несколько преувеличены".

"Кому-то это, быть может, покажется удивительным, но книги по-прежнему читают, — говорит Елена Вадимовна. — В основном это, конечно, учебная литература. Но все равно — книги берут. Да, существует масса способов уйти от "бумажной версии". Это и электронные книги (т.н. "Е-буки"), и компьютер, и аудиокниги, и видеоуроки… Но все равно книга остается книгой. Это, в первую очередь, удобно, а во вторую — надежно. Ее можно читать, и ничего с ней не сделается, в отличие от той же электронной (чья ненадежность обескураживает). Если говорить о молодежи, то они предпочитают все же хай-тек, электронные книги, но взрослые и особенно дети — им никакая электроника настоящую книгу не заменит. А потому детские книги с большими буквами и яркими картинками, а еще раскраски покупают очень активно. Так что читать детей пока еще учат по книгам, настоящим бумажным книгам…"

Но вернемся в зал, где "лауреаты" с интересом и любопытством разглядывают полученные ими диски. Это еще один подарок от ПРО СМР — записанные на электронный носитель (дети нынче продвинутые) фотографии "с места события", с того февральского мероприятия. Этакие "вести с полей", в нашем случае "из цехов". В отличие от многих предыдущих, это событие навсегда останется с ними. Не только в памяти, но и в более материальной форме — фотоснимками. Но есть надежда, что этот "фотоальбом" первый в ряду многих последующих.

"Ребята переходят в четвертый класс, и на будущий год у нас уже много чего запланировано с "машиностроителями", — говорит классный руководитель 3 "В" класса школы №56 Марина Слабоспицкая. — Это и экскурсии на завод, и продолжение уже начатой работы по профориентации. А сегодняшнее мероприятие — как итог той работы, что мы проводили в течение прошедшего года. Некий завершающий этап, своего рода подведение итогов. Мы подарили СМР модель вертолета "Черная акула", а они нам — новый конструктор, модель вертолета "Аллигатор". То есть итог получился с многоточием…"

«Прогресс Приморья», № 22 (233) от 30.05.2013 г.

Никита Костин

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно