Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
04 сентября, пятница
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Спорт – аккумулятор бодрости

Продолжение. Начало в № 26

1 сентября во всех школах нашей страны прозвенел традиционный первый звонок. О том, что учебный год начнётся в первый день сентября, объявил президент России Владимир Путин. Как бы ни складывалась ситуация с коронавирусной инфекцией, первоклассники пошли в школу и каждый занял своё место за партой в отремонтированном классе. Удивительно, но в Краснодаре, например, в одном только Московском районе в школе № 71 насчитывается 32 первых класса! Будучи школьником, разглядывая фотографии 60-х –70-х годов прошлого столетия, насчитал не более 30 учеников в классе. И таких классов было 3, 4 от силы. И это считалось для нашего дальневосточного таёжного села много. Сегодня в выше названном крае, как утверждают учителя, не хватает букв в алфавите, чтобы присвоить их классам. Вот такая, прямо скажем, радостная и в то же время курьёзная картина наблюдается в отдельных регионах нашей страны. И всё же, мало набрать учеников в классы, необходимо в процессе обучения дать школьникам образование, вложить в них те знания, которые станут необходимы ребёнку после окончания школы. Воспитать в нём настоящего гражданина России, который будет помнить о своих корнях, знать, любить и свою малую и свою большую Родину.

О формах и методах воспитания, в том числе и физического, много говорил, писал и применял на практике великий, без всякого преувеличения, педагог Антон Семёнович Макаренко. И это не пустые слова. "Прекрасное дело делаете Вы, превосходные всходы должно дать оно… Удивительный Вы человечище, и как раз из таких, в каких Русь нуждается". Так писал в своём письме А. С. Макаренко русский писатель Максим Горький.

Антон Семёнович Макаренко – педагог-новатор, педагог-мыслитель. Такие люди рождаются, по мнению учёных, раз в сто лет, а то и реже. С. А. Макаренко родился в 1888 году в селе Белополье Харьковской губернии в семье рабочего-железнодорожника. Антону пришлось учиться, как говорили в то время, "на медные гроши". Мальчик, как вспоминал его биограф, рос подвижным, живым, остроумным. С раннего детства увлекался спортом и особенно любил коллективные игры с мячом. Он настолько преуспел в гимнастике, что по поручению учителя проводил в классе занятия среди своих сверстников на различных снарядах. Его педагогическая карьера развивалась стремительно. В 1917 году А. С. Макаренко с золотой медалью закончил учительский институт. Заведовал школами в городе Крюкове на Днепре и в Полтаве. С 1920 года на протяжении 15 лет Антон Семёнович руководил воспитательными учреждениями, где находились дети, потерявшие родителей, беспризорники, правонарушители. Трудовая колония имени Максима Горького. Коммуна имени Ф. Э. Дзержинского. Здесь Макаренко осуществил на практике свои новаторские педагогические идеи. Это был до селе невиданный воспитательный эксперимент. Достижения Макаренко как педагога-новатора были основаны в основном на воспитательном потенциале коллектива, формирующего личность. Сочетание школьного обучения с производительным трудом, глубочайшего доверия с высокой требовательностью.

Книги, статьи и лекции А. С. Макаренко – неисчерпаемый родник педагогической мысли. Разумеется, в своё время многое из этого кладезя почерпнули советские тренеры. Преподаватели физического воспитания, общественные инструкторы по спорту. В стране Советов книгу Макаренко "Педагогическая поэма" читали и перечитывали те, кому было доверено воспитание детей. "Республику Шкид" читала вся тарана, а после выхода на экран, о Макаренко узнали за рубежом. В наследии Макаренко значительную часть занимает физическая культура и спорт. В 80-е годы прошлого столетия кандидат педагогических наук Н. В. Павлова изучала, как отразились в наследии великого педагога вопросы физического воспитания. Прежде всего, бросается в глаза большое количество игр, применявшихся в педагогической практике А. С. Макаренко. Спортивные, полуспортивные, подвижные, военные, настольные – так сам классифицировал он эти игры. Кроме того, разнообразные аттракционы, всевозможные конкурсы. Игры были различны по своему содержанию, характеру, правилам и условиям. Каждая имела свою конкретную цель, воспитывала нужные качества и в подавляющем большинстве являлась упражнением, закрепляющим определённые понятия, знания и умения. Игры непрерывно совершенствовались. Менялся их характер, создавались новые игры. А. С. Макаренко объяснял это новыми требованиями жизни, ростом и совершенствованием коллектива.

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 27 (590) от 04.09.2020 г.

Клим Углов

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно