Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
02 октября, пятница
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

И санаторий, и сухогруз названы именем врача

Первым советским Народным комиссаром здравоохранения РСФСР был назначен Николай Семашко. А в 1960-е годы прошлого столетия в Сочи появился санаторий для взрослых имени Семашко. 

Он расположился в урочище Уч-Дере ("Три ущелья") между посёлками Дагомыс и Лоо. От Новороссийского шоссе оно отгорожено горой, от моря и линии железной дороги – высоким берегом и зарослями старинного лесопарка. Здесь всегда тихо и уютно. Однако главное достояние местности – целебный микроклимат, благоприятный для лечения людей, страдающих туберкулёзом. Его по достоинству оценили врачи ещё до революции 1917 года, и по их совету тогда был выстроен и открыт так называемый институт для слабогрудных девиц. После революции, в 1921 году, по личному указанию первого Наркома здравоохранения республики Советов этот институт был реорганизован в противотуберкулёзный санаторий для трудящихся. Здравница принадлежала Министерству здравоохранения РСФСР. В ней по бесплатным путёвкам лечилось 150 человек. Срок лечения определялся состоянием больного и длился от 2 до 6 месяцев и более. Точнее – до значительного улучшения здоровья или полного избавления от недуга каждого человека. Здесь проводилось комплексное лечение, которое состояло при необходимости из хирургического вмешательства, применения антибиотиков, лечебного питания, лечебной физкультуры и климатотерапии. В 60-е – 70-е годы прошлого столетия лечебная база была оснащена самой совершенной аппаратурой, лечебный комплекс был составлен на основе передовых достижений отечественной науки и опыта советских медиков. Николай Семашко сделал немало полезного для отечественной медицины. Его взгляды в этой области выходили далеко за рамки того времени. Сегодня мало кто знает, что в советской стране называли морские суда не только именами политических деятелей, героев, передовиков производства, артистов. Был период, когда лайнерам присваивались имена врачей. Редакция газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России предлагает читателям материал о решении строительства "именных" судов. Всего запланировали спустить на воду тридцать пять сухогрузов. Судно "Ленинская гвардия" стало головным в этой серии. Было оговорено и то, что восемь судов получат имена врачей. Всё началось с того, что в президиум 24 съезда КПСС поступило предложение от ветеранов города Ленинграда увековечить память тех, кто внёс большой вклад в дело партии и социализма. Решение было принято, и вскоре первый сухогруз "Николай Семашко" поднял над палубой флаг. Николай Александрович Семашко находился вместе с В. И. Лениным в эмиграции и там разработал основы марксистских положений социальной гигиены. По предложению Ленина в июле 1918 году Семашко назначили первым Народным комиссаром здравоохранения РСФСР. Нелёгкое ему досталось медицинское хозяйство, вернее то, что от него осталось. Война и интервенция, голод, холод, неисчислимое количество болезней, отсутствие медикаментозных средств – таким принял Семашко здравоохранение молодой республики. Он сумел заложить фундамент советского здравоохранения, создал замечательную на тот период систему борьбы за здоровье трудящихся.

За сухогрузом "Николай Семашко" следовало судно "Леон Попов". Весной 1918 года врач был избран председателем центральной коллегии общества Красного Креста. В грозном 1919 году, когда над страной нависла опасность массовых эпидемий, Леон Христофорович Попов сформировал эпидемиологические отряды и стал оказывать медицинскую помощь молодой Красной Армии. Он всё время находился в гуще событий, среди больных, и в декабре 1919 года скончался от сыпного тифа.

Сегодня, когда угроза распространения коронавирусной инфекции не снята с повестки дня, имена этих врачей вспоминаются особо. Они трудились в родном Отечестве в очень тяжёлое время, и их в клад в дело борьбы с различными заболеваниями неоценим.

«Прогресс Приморья», № 31 (594) от 02.10.2020 г.

Игорь Суховей

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно