Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
07 апреля, четверг
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

"Чакрой" — по "Нерпе"?

"Через пень колоду сдавали
Да окно решеткой крестили.
Вы для нас подковы ковали,
Мы — большую цену платили...
"
Александр Башлачев
(
"Некому березу заломати")

8 ноября 2008 года, при проведении ходовых испытаний в российских водах Японского моря, на атомоходе "Нерпа" внезапно сработала система пожаротушения ЛОХ (лодочная объемная химическая), в результате чего произошел выброс пламегасителя. Два передних отсека оказались автоматически загерметизированными, в них погибли 20 человек — три члена экипажа и 17 гражданских специалистов. Еще 21 пострадавшего потом госпитализировали с отравлениями и обморожениями. Спустя 10 дней стало известно, что количество пораженных в результате аварии увеличилось вдвое, всего за помощью к медикам обратились более 40 человек.

На борту "Нерпы" во время этих испытаний находились 208 человек (из них лишь 81 — военнослужащие), в т.ч. ведущие инженеры и рабочие предприятия (никого из руководства завода на атомоходе тогда не было). Моряки успели поднять на верхнюю палубу 40 человек. В течение 10 часов потом военные, без какой-либо помощи сдаточной команды, находясь внутри прочного корпуса (в изолирующих аппаратах), выводили лодку назад, в пункт временного базирования.

"Дьявол — в деталях..."

После несанкционированного срабатывания системы пожаротушения атомоход экстренно всплыл, отсеки его провентилировали — корабль, таким образом, остался управляемым. Несмотря на отсутствие официальной информации и противоречивость сообщений СМИ, уже через две недели были известны главные детали катастрофы:

1) заложенная на Амурском судостроительном заводе еще в 1991 г., лодка неоднократно подвергалась переделкам — таким образом, "глубокая модернизация" ее систем и механизмов составила 80%;

2) впервые на корабле подобного типа ЛОХ был автоматизирован (к тому же, все маркировки имел — на английском языке);

3) в системе ЛОХ находился "левый" пламегаситель (с примесями, либо вообще посторонний — тетрахлорэтилен), вместо положенного фреона.

Не надо быть выдающимся юристом или многоопытным механиком, чтобы уже тогда определить основные причины и направления поиска виновников трагедии:

1. Комплекс "Молибден-И", управлявший подачей ЛОХ — на чужом языке (спасибо, что хоть не на хинди). Виноваты: те, кто посадил на корабль не обученный этому языку экипаж (т.е. штаб).

2. Модернизированная конструкция, допускающая подачу фреона в тройной дозе — из самого отсека и из двух соседних одновременно. Виноваты: заказчики этой модернизации.

3. Новое программное обеспечение, допускающее включение ЛОХ без санкции Центрального поста, т.е. автоматически (до того сие всегда производилось вручную). Виноваты: заказчики или разработчики ПО.

Вопрос с позиций здравого смысла: а для чего вообще нужна была эта "рацуха" с подачей газа — одновременно! — из трех отсеков в один? Для тушения пожара — достаточно и одной порции, иначе система не нужна вовсе... Можно еще допустить — из двух точек, для гарантии (плюс из соседнего отсека, если на месте пожара живых нет и подать фреон "на себя" там некому)... Но: из трех отсеков — в один! одновременно! и автоматически! Бред, да и только...

4. Некондиционный состав наполнителя ЛОХ. Виноваты: поставщики и те, кто их контролировал.

5. Высокая скученность из-за превышения количества людей на борту (в 3 раза!). Виноваты: руководство завода и командование ВМФ, торопившие сдачу корабля...

Особый взгляд "государева ока"

В прошлую среду военный прокурор Тихоокеанского флота, наконец, утвердил обвинительное заключение по возбужденному 2,5 года назад уголовному делу, "в связи с аварией на "Нерпе", повлекшей гибель 20 членов сдаточной команды и экипажа корабля".

Помощник военного прокурора по связям с общественностью Роман Колбанов сообщил СМИ, что "в качестве обвиняемых по делу привлечены командир корабля гвардии капитан первого ранга Дмитрий Лаврентьев и трюмный машинист старшина второй статьи Дмитрий Гробов. Следствие пришло к выводу, что именно их действия и бездействие повлекли возникновение аварийного происшествия на АПЛ с гибелью людей и причинением вреда здоровью различной степени тяжести еще 38 членам экипажа".

В частности, офицер Лаврентьев обвиняется в превышении должностных полномочий — "совершении действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан и организаций, охраняемых законом интересов общества и государства, с причинением тяжких последствий — смерти по неосторожности двух и более лиц, то есть в совершении преступления, предусмотренного п. "в" ч. 3 ст. 286 УК РФ". Санкция этой статьи предусматривает лишение свободы на срок до 10 лет.

Старшина контрактной службы Гробов обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 109 УК РФ — "причинение по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей смерти двум и более лицам" (предусматривающей до 5 лет лишения свободы), а также в причинении "тяжкого вреда здоровью по неосторожности двум членам сдаточной команды вследствие ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей" (ч. 2 ст. 118 УК РФ).

От предоставления более подробной информации г-н Колбанов уклонился, добавив только, что материалы дела будут направлены для рассмотрения по существу в Тихоокеанский флотский военный суд.

Комментируя это сообщение газете "Коммерсантъ", заместитель руководителя военного следственного управления ТОФ Юрий Сазонов был не менее скуп на слова: "Лаврентьев не обеспечил должный уровень подготовки личного состава К-152, что привело к тяжким последствиям". От более подробных комментариев он тоже отказался.

"И другие официальные лица"

При этом командир лодки настаивает на своей невиновности, а его адвокат Александр Кулаков заявил тому же печатному изданию, что материалы следствия позволяют назвать всех истинных виновников аварии на АПЛ, "но следствие не желает даже установить, кто является виновником того, что в систему пожаротушения вместо необходимой дорогой, но относительно безопасной смеси был закачан дешевый ядовитый тетрахлорэтилен", и что "истинной причиной гибели людей является нарушение своих служебных обязанностей рядом должностных лиц промышленности, бессовестное воровство государственных средств при строительстве лодки".

Другая газета ("Взгляд") ранее публиковала информацию, что в начале прошлого года следствие завершило установление круга подозреваемых по делу. Кроме двух фигурантов окончательного обвинительного заключения, назывался и бывший командир 72-й бригады строящихся и ремонтирующихся кораблей капитан 1 ранга Сергей Захарченко. На данный момент он уволен в запас в связи с выходом на пенсию. Его вина в халатности и плохой подготовке подчиненных доказана не была.

В штабе Тихоокеанского флота информацию о завершении этого расследования также отказываются официально комментировать, заявляя, что "Действия следствия не подлежат обсуждению". Но неофициально офицеры штаба не скрывают возмущения выводами следствия. По их словам, причиной аварии стало техническое несовершенство лодки, сбои в программном обеспечении ее компьютерных систем.

"Похожий инцидент со срабатыванием системы ЛОХ был уже после аварии в Японском море — прямо у заводской стенки. Мнение народа такое: виновато сырое программное обеспечение..." — сообщила на днях и "Российская газета".

"Именно по этой причине АПЛ никак не удается довести до ума и сдать индийской стороне. А Лаврентьев в ситуации 8 ноября действовал грамотно, благодаря его командам удалось избежать самого худшего, не потерять лодку", — сказал один из офицеров, добавив, что командование флота по-прежнему доверяет ему командование лодкой. В штабе ТОФ даже официально подтвердили информацию о том, что Лаврентьев остается командиром экипажа "Нерпы".

Что касается Дмитрия Гробова, который якобы несанкционированно и безо всякого на то основания запустил систему пожаротушения подводной лодки (по версии следствия), то сослуживцы по-прежнему опасаются, что его под давлением принудили признать вину.

Приплыли: "картина маслом"

Вот еще один из сослуживцев гвардии капитана 1 ранга Лаврентьева с болью делает вывод: "человек, которому обязаны жизнью два экипажа, теперь должен предстать перед судом по липовому обвинению. Таким образом, из строя выводят самого опытного командира "Барсов".

По логике, такого командира-"преступника" немедленно надо отстранить от управления кораблем и экипажем, чтобы, не дай бог, кого еще не утопил, но этого не происходит. Потому как они прекрасно знают, что закончить испытания и сдать лодку индийцам может только Лаврентьев... таких людей на ТОФе всего двое...

Главное, что инкриминируют командиру, это то, что он не отказался выполнить приказ Главкома ВМФ о досрочном прекращении обучения в учебном центре в Сосновом Бору. Типа, командир, выполнив этот приказ, не дал доучиться экипажу. Также еще и то, что он нарушил руководство по борьбе за живучесть и, всплыв на поверхность, приказал разгерметизировать отсеки лодки, чтобы провентилировать их.

Вот такие дела. Заводчане, кто был в море, стоят за него горой, но их никто не слушает. А там, при изучении обстоятельств аварии, особый отдел встал на сторону командира, потому что, в отличие от прокурорских, они сами ходят в море и понимают, что и как..."

Как человек, 11 лет своей жизни отдавший службе в "прочном корпусе", вполне представляю себе картину происходившего: внезапно включается система ЛОХ (сама, или с чьей-то помощью — не суть важно), в отсек начинает поступать ядовитый газ, и лишь потом раздается предупредительный сигнал (это — существенно!), люди на него реагируют (вскакивают, принимаются будить товарищей и включаться в ПДА), падают, теряя сознание ("маски работали через одну", но, вернее всего — новоиспеченные подводники просто забывали или уже не могли сделать начальный выдох в маску, без которого регенерация не срабатывает). Затем газ в отсек подается опять (некоторые потерпевшие говорят даже о "тройной дозе фреона", который уже не успевал распыляться и "просто стекал по переборкам")...

Не менее отчетливым представляется мне и "преступление", зафиксированное дотошной прокуратурой: лодка аварийно всплывает, люки отдраивают (конечно, в нарушение РБЖ ПЛ, рассчитанного на корабли прошлого века, не обладавшие автоматизированным ЛОХом), одновременно с вентиляцией отсеков начинают выводить и выносить наверх людей. Вентиляция продолжается достаточно долго: "людей подняли на верхнюю палубу, там, на холоде, они стояли 10 часов: внизу-то все проветривали от газа".

Убежден: только быстрые и решительные действия командира, пренебрегшего древними инструкциями (что и вменяется ему теперь в вину), не позволили расстаться с жизнью остальным пострадавшим — в противном случае было бы, как минимум, на полсотни трупов больше!

"Награждение" непричастных...

Некоторые СМИ до сих пор продолжают распространять подброшенную кем-то дезинформацию, будто бы "во время заводских ходовых испытаний в Японском море на АПЛ "Нерпа" произошел пожар. В результате несанкционированного срабатывания системы пожаротушения в отсеки стал поступать газ фреон". Не было там никакого пожара, да и фреона — увы — тоже не было! А на городском сайте Комсомольска-на-Амуре проявляются и дополнительные штрихи — от непосредственных строителей лодки, заводчан:

"Чего смеяться-то. Сколько технологического процесса было нарушено во время сборки данной подлодки... начальство давит на сроки, при этом необходимых запчастей, оборудования для выполнения технологии нет. Людей заставляют выкручиваться под угрозой увольнения, вот и выкрутились очередной раз... и как следствие — ЧП и гибель людей, толстые дяди получают хорошую зарплату, а люди гибнут, и людей судят. Это Россия, господа";

"Судить в первую очередь надо было менеджеров, закупивших дешевый ядовитый фреон, и тех, кто дал добро на его использование. При сдаче построечного удостоверения (УП) на систему ЛОХ военпред, принимавший ее, требовал сертификат, но его не показывали, т.к. липовый, и тянули время. Когда этот военпред уехал, закрытие УП подсунули другому, менее требовательному (или опытному), и он систему принял из-за сроков и давления со всех сторон, т.е. еще два звена, оставшиеся в тени: военпред и заводчанин-интриган (не буду называть его должность), пропихнувший заведомое дерьмо военным".

"Теперь известно из официальных источников, что истинные виновники трагедии не понесут наказания. Обвиняются "стрелочники"... Но почему не судят тех, кто организовал данное происшествие? Кто создал предпосылки? Почему не на скамье подсудимых высокопоставленные начальники из Министерства обороны?".

Создается стойкое впечатление, что обвинители, в ходе мучительных потуг, пытались лишь произвести "отмазывание центровых" и назначение крайних... Кроме интересов тех, кто "пилил" индийский контракт, никакой защиты "охраняемых законом интересов общества и государства" в этом деле, увы, не просматривается — ведь и после судебного процесса над офицером и контрактником процесс производства "корабельного хлама" останется прежним?

А значит, будут еще и нам "Нерпы", и им "Чакры". Да только спасать людей, рискуя в награду "получить срок", будет уже некому.

«Прогресс Приморья», № 13 (126) от 07.04.2011 г.

Валерий КОРОЛЮК, подполковник флота в запасе, ветеран-подводник КТОФ

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно