Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
21 апреля, четверг
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Суд да дело о "Нерпе"

В этот вторник стало известно, что Тихоокеанский флотский военный суд назначил на 25 апреля предварительное слушание по уголовному делу об аварии на атомоходе "Нерпа". Слушание, как мы и предполагали, пройдет в закрытом режиме (хотя какие могут быть секреты в деле постройки корабля для чужой страны? — тем более, от своих же сограждан).

"Нерпу" планировалось передать ВМС Индии в лизинг еще в 2009 году, но 8 ноября 2008 года на ней во время заводских испытаний в Японском море несанкционированно сработала система пожаротушения, и в отсеки стала поступать смесь фреона и тетрахлорэтилена. В результате погибли 20 человек, еще 21 человек был госпитализирован с отравлением (всего на борту находились 208 человек).

Обвинение по делу об аварии следователи предъявили командиру лодки Дмитрию Лаврентьеву и трюмному машинисту старшине Дмитрию Гробову. В конце марта военный прокурор Тихоокеанского флота утвердил обвинительное заключение по делу.

Следствие предъявило Лаврентьеву обвинение в превышении должностных полномочий с причинением тяжких последствий — смерти по неосторожности двух и более лиц (часть 3 статьи 286 УК РФ предусматривает лишение свободы на срок до десяти лет), Гробов обвиняется в причинении по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей смерти двум и более лицам (часть 3 статьи 109 УК РФ предусматривает до пяти лет лишения свободы).

В защиту обвиняемого командира уже выступили члены Владивостокского Морского собрания и Дальневосточного союза моряков-подводников. Откликнулись и представители Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников, которые считают, что "в деле Лаврентьева возможна работа суда присяжных, необходимо также назначить дополнительные экспертизы". Клуб "в рамках, отведенных законом" будет активно участвовать в этом процессе и настаивать, в том числе, на участии в деле независимого общественного наблюдателя, сообщил в понедельник журналистам его председатель Игорь Курдин. Эксперты уверены, что до сих пор нет ясности, каким образом объем газа, предназначенный для трех отсеков, буквально "вылился" на головы людей в одном отсеке подлодки, и почему вместо фреона значительную часть смеси составлял тетрахлорэтилен. А юристы считают, что процесс рассмотрения дела в суде будет "достаточно трудоемким", так как многие документы, прямо или косвенно относящиеся к нему, носят гриф секретности...

Тем временем некий высокопоставленный представитель главного штаба ВМФ РФ сообщил РИА "Новости", что Россия до октября этого года передаст атомную подводную лодку (АПЛ) "Нерпа" Индии в лизинг. Ранее некоторые СМИ сообщали, что АПЛ "Нерпа" якобы уже передана индийской стороне в лизинг.

"Лодка полностью готова к передаче. Сейчас на ней отрабатывает задачи индийский экипаж вместе с российскими инструкторами. До октября эта задача должна быть выполнена, мы и так идем с опозданием", — сказал собеседник агентства. Он уточнил также, что индийские подводники должны пройти полный курс подготовки, в том числе отработать стрельбы крылатыми ракетами. "Нам сейчас нужно полностью "отплавать" индийский экипаж", — сказал адмирал. После чего, по его словам, лодка своим ходом отправится к берегам Индии. По данным источников РИА "Новости", согласно контракту, срок аренды лодки составляет 10 лет, цена — 920 миллионов долларов.

АПЛ "Нерпа", К-152 (проект 971, класс "Щука-Б") относится к подводным лодкам третьего поколения. Проектировали ее на петербургских предприятиях — морском бюро машиностроения "Малахит" и НПО "Аврора". Субмарина была заложена на входящем в состав Союзмаша России Амурском судостроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре еще в 1991 г. Однако в середине 1990-х финансирование проектов было заморожено. Достройка АПЛ стала возможной лишь после финансирования со стороны Индии. После ремонта в декабре 2009 г. лодка вошла в боевой состав ВМФ России. Водоизмещение корабля составляет 8140/12770 тонн, максимальная скорость — 30 узлов, максимальная глубина погружения — 600 м, автономность — 100 суток, экипаж — 73 человека, вооружение — 4 торпедных аппарата калибра 533 мм, четыре торпедных аппарата калибра 650 мм.

«Прогресс Приморья», № 15 (128) от 21.04.2011 г.

Станислав ГЛАДКИХ

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно