Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
16 августа, четверг
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Строитель — значит, творец и созидатель…

Кто хорошо учился в школе, знает, чтослово делится на приставку, корень, суффикс, окончание. Попробуем правила русского языка перевести в практическую плоскость и разберемся, что объединяет приморских строителей и производственников регионального отделения Союза машиностроителей. Оказывается, у строителей, отмечавших 12 августа свой профессиональный праздник, и машиностроителей много общего. И в первую очередь — общий корень в наименовании. И те и другие — строители, то есть создатели чего-то. Но главное то, что они созидатели по сути своей. Их продукцию можно не только увидеть своими глазами, но и прикоснуться к ней, и в итоге — воспользоваться этим продуктом. Думаю, именно строители и машиностроители становятся в последнее время важным звеном промышленного производства…

День строителя во Владивостоке отметили с размахом. Именно "именинники" сделали городу такие подарки, что помнить о них будет не одно поколение горожан! Коль всякий праздник имеет свою историю, то у строителей она, пожалуй, богаче всех остальных профессий. И это объяснимо — с момента появления первого человека на свет началось и первое строительство. Несмотря на то, что строительство объектов (будь то пещера или яма для охоты на мамонтов) велось на протяжении многих веков, свой профессиональный праздник зодчие получили сравнительно недавно. И, что особенно любопытно, от правительства социалистического государства. День строителя был учрежден указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 сентября 1955 года. Таким образом, партия большевиков и сочувствующих хотела продемонстрировать свою заботу о строителях. Нужно отметить, что многие традиции, появившиеся после появления данного праздника, существуют и сегодня. Они включают в себя награды, вручаемые строителям к празднику, денежные премии, торжественные заседания, в которых принимают участие представители власти, и т.п. Единственное, что, к сожалению, не дошло до наших дней — это специализированные выставки, которые раньше были приурочены к Дню строителя.
Но это, что называется, официальная часть. Неофициально этот праздник существовал всегда и имел немало традиций. Одной из самых интересных была традиция "посвящения в строители", которая зародилась достаточно давно. Обычно новоиспеченного строителя в ходе этой церемонии угощают хлебом с солью, что должно дать новичку понимание очевидного — для освоения профессии ему придется съесть "пуд соли". После чего "новообращенному" предстояло почувствовать, насколько "горяча" его будущая работа. Для этого он должен подержать руки над чашей с огнем! И лишь после этого ему на голову надевалась каска, и он произносил клятву. В этот момент его могли и кирпичом стукнуть! Не сильно, чисто символически…

Еще одной приятной традицией этого профессионального праздника можно назвать сдачу новых объектов. И сегодня к Дню строителя принято приурочивать открытие новых школ, мостов, жилых домов и больниц. Не обошла, по счастью, эта традиция и "город нашенский". Именно к Дню строителя город получил объект, который он ждал полтора века — мост через бухту Золотой Рог.

Через Золотой Рог — по подвесному мосту

На официальном открытии присутствовали не только представители властных структур города и края, но и почетные жители, спортсмены, молодожены… Главными гостями праздника (а ведь и вправду — большого праздника!) стали тысячи горожан, кто после перерезания красной ленточки смог прогуляться по этому чуду строительной индустрии. Кстати, поток желающих побывать над бухтой Золотой Рог не иссякал двое суток: каждый проезжающий по ул. Суханова мог видеть настоящее людское море, гуляющих по новому грандиозному сооружению.

Но это были не все подарки строителей городу. Спустя час после того, как отзвучали торжественные речи и стихли радостные приветственные возгласы на мосту через Золотой Рог, не менее торжественно прошло открытие другого объекта. Между прочим, тоже моста. Правда, не столь заметного (поскольку расположен он чуть в стороне от центральной трассы) и не такого величественного. Оттого и названного — низководным. Этот мост стал неотъемлемой частью трассы Де-Фриз — Седанка, которая поможет сократить время пути из аэропорта во Владивосток до 20 минут! В церемонии открытия приняли участие все те же — представители властей города и края и представители общественности. Честь перерезать символичную красную ленту выпала губернатору Приморского края Владимиру Миклушевскому, председателю Законодательного Собрания Приморья Виктору Горчакову, Почетному гражданину Владивостока Светлане Морозовой и главе администрации краевого центра Игорю Пушкареву.

Как рассказал Владимир Миклушевский, низководный мост стал для строителей сложным сооружением, но они справились, и теперь это настоящий праздник для жителей города. Губернатор также пообещал, что вместе с низководным мостом откроется и вся скоростная трасса п. Новый — Де-Фриз — Седанка — Патрокл.

В отличие от открытия моста через бухту Золотой Рог, на этой церемонии присутствовало меньше зрителей, однако все они были на велосипедах — первыми по новому низководному мосту проехали участники велопробега.

Напомним, что протяженность объекта превышает 5 километров, непосредственно низководный мост — 4 километра 378 метров, на нем 383 опоры освещения и пешеходные дорожки более 7,5 километра. Движение пешеходов на мосту запрещено.

Вадим Лавров


Пешая прогулка

Удивительное место — новый мост! Как магнитом притянул он в пасмурное воскресенье коллег — "союзмашевцев", архитекторов, инженеров, историков… Впервые довелось увидеть сотни и сотни улыбающихся лиц, горящих жизнью глаз, услышать вежливые просьбы не загораживать панораму многочисленным профессиональным фотографам и просто фотолюбителям, снимающим на незатейливую "мыльницу" или многофункциональный сотовый телефон. И что удивительно, никто не призывал, не агитировал эту разновозрастную массу, не спеша движущихся приморцев и гостей города Владивостока по двум половинкам грандиозного инженерного сооружения. Здесь можно было увидеть молодоженов в свадебных нарядах, моряков Тихоокеанского флота, работников предприятий "Дальприбор", "Варяг", "Радиоприбор" и других, входящих в состав ПРО СМР, школьников разных возрастов, пенсионеров, иностранных туристов, жестикулирующих и восхищенно указывающих на крохотные морские суда, идущие под мостом… Во всем виделся праздник, к которому, казалось, причастны все, кто прогуливался по новому мосту.

Сколько здесь произошло встреч? Думается, несметное количество. Благодаря чуду цивилизации — сотовому телефону — люди связывались друг с другом, находясь в разных городах Приморья, заранее договаривались о встрече — на мосту! Так произошла и наша встреча. Мы созвонились — и под легкий аккомпанемент летнего дождя двинулись в путешествие, изобилующее остановками, любованием блестящими пилонами, обсуждением высоты, легкого покачивания в самом центре сооружения, фотографированием на память, удивлением от того, каким коротким оказался наш путь. К месту схода на сушу наш путь составил всего-то 20 минут! Зато обратный путь занял на десять минут меньше, но при быстрой ходьбе. Нас подгонял периодически накрапывающий дождь, не испортивший, впрочем, общего мнения по поводу величия моста через бухту Золотой Рог.

Единственный раз за много последних лет практикующий адвокат Сергей Дашкин, кандидат исторических наук Сергей Власов и ваш покорный слуга сошлись во мнении: мост важен как воплощение практической составляющей (все устали от "пробок"), торжества инженерной мысли и, если хотите, восстановления исторической справедливости… Мысль о строительстве такого рода сооружений зародилась давно — до Первой мировой и Гражданской войн, до построения социализма и горбачевской перестройки. Кстати, идея строительства моста до последнего дня будоражила умы архитекторов, инженеров-политехников, выпускников ДВПИ (сегодня — Инженерная школа ДВФУ, входящая в Союз Машиностроителей России). Вспоминаются студенты, дипломные работы которых были связаны с особым методом сварки конструкций больших и малых металлических мостов. Где-то близко, где-то рядом, однако всегда не хватало самой малости. Казалось бы, при первом секретаре Приморского крайкома КПСС Ломакине, Герое Социалистического Труда, проект наконец-то будет осуществлен, но рухнула страна, и справедливости ради стоит сказать, что о проекте забыли — нужно было выживать. Когда городская инфраструктура стала развиваться, вспомнили и про мост.

Вопрос поднимали и в городской Думе, и в Законодательном Собрании Приморского края, о проекте писали СМИ, телевидение демонстрировало рисунок-макет канатной воздушной дороги. Одни серьезно восприняли такой поворот событий, другие скептически, с долей юмора говорили о невозможности этой "зыбкой" конструкции, ссылаясь на сильные ветры, перебои (особенно в зимнее время) поставок электроэнергии потребителям, непредсказуемость в процессе передвижения пассажиров в специальных кабинах. Выдвигали другие аргументы как "за", так и "против"… И вот — победа! Без всяких оговорок. Победа человеческой мысли, воли руководителей, взваливших на себя груз отвественности, прорабов, бригадиров, рабочих разных профессий и национальностей. По сути, возводили сооружение строители-интернационалисты. Здесь и представители бывших союзных республик, и граждане Кореи и Китая, и, конечно же, наши соотечественники. Из истории России известно о том, как начинались великие стройки после Великой Отечественной войны. Силами военнопленных поверженных в войне государств, пришедших с фронта бойцов и командиров Красной Армии, заключенных, осужденных за различные правонарушения, и (позже), как ни умаляй их возможности, силами комсомольцев большой страны, покоряющих таежные просторы Дальний Восток под лозунгом "Даешь БАМ!", и так далее. Получается, что наш мост тоже строили "всем миром"… Тут, как говорится, факты налицо…

История историей, но строители справились с поставленной задачей — мост введен в строй до старта во Владивостоке саммита АТЭС 2012 года. Понятно, что идет период проверок на износостойкость сооружения. Авиаторы-"союзмашевцы" с карандашом в руках докажут скептикам, что всякая деталь должна пройти "акклиматизацию", прежде чем ее начнут эксплуатировать и пустят в тираж. Будем считать, что проверку людьми мост на Чуркин прошел успешно. Сегодня горожане с полной уверенностью могут сказать только добрые слова в адрес тех, кто неистово мечтал о грандиозной стройке, кто поддержал в высоких кабинетах этот проект и кто в итоге осуществил давнюю инженерную мечту многих поколений в жизнь. Справедливости ради заметим: многие давно ушли в мир иной, но осталась память и… воплощенная (пусть другими) мечта. Спасибо строителям, сделавшим все возможное для того, чтобы тысячи людей, ступив на мост Золотого Рога, сказали: теперь нам есть чем гордиться и что оберегать…
Утром 14 августа, в понедельник, произошло другое важное событие — по мосту открылось автомобильное движение.

Путешествовал над Золотым Рогом Сергей Юдинцев

«Прогресс Приморья», № 32 (194) от 16.08.2012 г.

 

Отзывы (2)

wzczxzmsv, 13.10.2012 0:35
propeciacapAccutfug, 27.11.2012 18:40
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно