Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
18 апреля, четверг
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Проблемы развития промышленных предприятий обсудили во Владивостоке

Продолжение. Начало в №14

Напомним, конференция на тему "Проблемы развития промышленных предприятий Приморского края и пути их решения" прошла в начале апреля текущего года в конференц-зале отеля "Русь". И если формальным поводом собрать директоров заводов оборонного значения явилось желание совместно обсудить презентованную совсем недавно "Программу социально-экономического развития Приморского края 2013-2017 года", то реальностью стал серьезный разговор о том, как быть дальше. И предприятиям промышленного сектора экономики Приморья, и людям, для которых эти предприятия, как выяснилось, едва ли не единственная возможность остаться жить на восточной оконечности большой России.

Проблемы, проблемы…

Обсуждение "Программы" сразу натолкнуло собравшихся на ряд важных вопросов. Главный: "Почему промышленность и ее проблемы в "Программе" практически не отражены"? Все понимают, что без конкретной помощи со стороны государственных структур и властей региона у промышленных предприятий есть все шансы просто исчезнуть.

"Когда разрабатывалась общая "Программа по развитию Дальнего Востока и Забайкалья", там присутствовал очень хороший блок по развитию промышленности, этому направлению отдавался приоритет, — рассказывает в своем выступлении директор Арсеньевской авиационной компании "Прогресс", председатель Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России Юрий Денисенко. — Но когда эту "Программу" согласовывали, появилось мнение, что создание промышленного сектора — дело бизнеса, дело акционерных обществ. А дело государства — обеспечение инфраструктуры, решение социальных вопросов. "Программа по развитию Дальнего Востока и Забайкалья" предполагает инвестиции порядка 10 трлн рублей. Из них 3,8 трлн рублей — федеральные средства. Когда эту цифру получил Минфин, он сообщил, что таких денег до 2025 года не предусматривается. И таких вопросов оказалось много…"

Это значит, что поступать следует по поговорке: "спасение утопающих — дело рук самих утопающих". Проще говоря, рассчитывать предприятиям лучше только на себя. Вот только совсем без помощи государства им обойтись все же не удастся.

"Как я вижу развитие отрасли? — продолжает Юрий Денисенко. — Худо-бедно каждый из нас развивается. Но мы инвестируем свои собственные (или заемные) средства. И вот благодаря этому мы имеем моральное право требовать, чтобы адекватная политика была и со стороны властей".

В реальности это должно было выглядеть так. Предприятия инвестируют свои средства в производство, и параллельно с этим поступают инвестиции из бюджета, которые вкладываются в социальную сферу. Ясно, как бы сегодня ни старались предприятия модернизировать свое производство, они без "социалки" рискуют завтра остаться без подготовленного персонала, который принято называть кадрами. Потому что персоналу просто негде будет жить. И значит, все силы и средства, что были направлены на повышение уровня производства и конкурентоспособности, могут элементарно сойти на нет! Но даже если деньги от государства поступают стабильно, это не всегда выход из положения.

"Напомню, что общий объем средств ГОЗ составляет 20 трлн рублей, из которых 3 трлн рублей будут инвестированы в модернизацию предприятий ОПК. На "Прогресс" предполагается потратить 5 млрд, — говорит Юрий Петрович. — Но они будут приходить на завод по 80-100 млн в год. И так до 2015 года, после которого прописаны цифры по 500 млн в год и выше. А ведь чтобы эффективно перевооружаться, нужно вопрос решать в комплексе — не только закупать станки (стоимостью по нескольку миллионов), но и выстраивать новые технологические линии. Но при существующем финансировании это затруднительно, что делает такой подход тупиковым. Но это хоть что-то. А вот вопрос социального обеспечения — он просто никак не решается. При том, что этот вопрос главный".

Промышленникам, в массе своей "оборонщикам", давно понятно — они живы, пока есть ГОЗ. Но что будет, когда его не станет?! Об этом приходится думать уже сегодня. Даже такому успешному заводу, как "Прогресс".

"В 2014 году у нас заканчивается контракт по исполнению поставок МО ракет комплекса "Москит", — поясняет на примере Юрий Денисенко. — А это — 30% мощностей и 1800 сотрудников. Что для Арсеньева очень существенно. Нужно чем-то заменить. Да, по программе идет гражданский вертолет Ка-62. Но чтобы выйти с ним на рынок, он должен стоить не выше определенной цены. К тому же на российском рынке уже появились иностранные машины (в частности, Дмитрий Медведев летает на "итальянце"). Это говорит о том, что даже на уровне правительства решения принимаются не совсем верные. И ведь идея правильная — конкурируйте, делайте лучше и дешевле. Но при этом — никаких условий! И это касается всех. Поэтому мы должны сегодня решить — или мы развиваемся сегодня и обеспечиваем ту социальную стабильность, которую даем (особенно в моногородах), или признаем, что через 5-6 лет получаем совершенно обратный результат — социальную напряженность (которую мы уже имеем в городах горнодобывающей промышленности).

А то, что предлагают разработчики программы — это небольшое число рабочих мест. Нельзя заменить, к примеру, авиационную промышленность переработкой тех же углеводородов. Я предлагаю всем внести в программу свои идеи. Посмотреть свои инвестиции на период хотя бы до 2018 года и дать свои предложения — сколько кто может инвестировать в свое предприятие и сколько при этом будет создано рабочих мест. И какая со стороны властей нам требуется поддержка. Большего мы, я думаю, все равно не добьемся — прямых инвестиций со стороны федеральных и краевых властей".

Что касается инвестиционной деятельности, то прямо на конференции для обсуждения было внесено предложение о создании техсовета, который "мог бы рассматривать вопросы, связанные с инвестиционными проектами в рамках не одного предприятия ("Прогресса" или "Звезды"), а в целом, комплексно, в рамках всего промышленного сектора".

И одно из предложений для будущей структуры — создание центра, лаборатории при ДВФУ по восстановлению режущего инструмента после износа с использованием нанотехнологий. То, что деньги там будут "крутиться" серьезные, несомненно. Так, один "Прогресс" в год на закупку инструмента тратит более 100 млн рублей и уже готов вложить в этот инвестиционный проект 60 млн руб. Тем более, что правительством поставлена задача "заканчивать теоретические разработки и начинать практические работы", руководить которыми должна промышленность.

"И уже есть распоряжение по университету — руководителем проекта по одной из госпрограмм (именно по инструменту) со стороны промышленности назначен Михаил Колтович, — сообщил Юрий Денисенко. — А я предлагаю создать Совет специалистов (совет главных технологов, для начала) при нашей организации, чтобы он определял пути движения этого проекта. Наука закупает оборудование, проводит свои исследования, и в результате мы должны получить новые качественные технологии по восстановлению этого инструмента. И если мы при университете за их деньги построим такую лабораторию — каждый завод сможет сдать свой инструмент и получить новый. И стоимость работ должна быть минимальной и приемлемой для каждого предприятия. Если не возражаете, мы внесем в проект постановления этот пункт о создании при ПРО СМР Совета главных технологов…"

Все больше вопросов…

Несмотря на возвышенные разговоры об инвестициях и перспективах, тема "государева плеча" оказалась куда как более интересной и близкой. Тем более что примеры эффективного взаимодействия власти и промышленности есть.

"Примером может служить Эдуард Россель, — заметил первый заместитель председателя, руководитель аппарата Приморского регионального отделения СМР Михаил Колтович, — который в пору своего губернаторства говорил, что ГОЗ для предприятий — это манна небесная. И предприятиям нужно быть готовыми к тому, что она закончится. И еще он говорил, что "мы как администрация должны защищать своего производителя".

"Защита" администрации Росселя состояла в том, что регион выпускал не только танки по ГОЗ, но и гражданскую технику (в частности, экскаваторы). Их-то администрация и закупала у "своих" производителей уже для предприятий "своего" региона. В Приморье пока до такого отчего-то не дошли.

"К примеру, в переходах у нас стоят китайские лампы, — продолжает Михаил Владимирович. — При том, что такие же выпускает "Дальприбор". Но ведь это же какое-то преступление! Ну, поддержи ты своего производителя. То же с другими производствами. Это я к тому, что кто-то должен лоббировать и распространять на наши заводы информацию и заказы".

И действительно, необходимость появления этого "кого-то" назрела, поскольку промышленные предприятия, в отсутствие прямой финансовой поддержки государства, лишаются и косвенной — реализации своей гражданской продукции государственным учреждениям.
Такое странное отношение к производственникам обусловлено тем, что (и это нашло свое отражение в "Программе"), по мнению тех же разработчиков… предприятия справятся сами, поскольку денег на них в бюджете даже на законных основаниях предусмотреть нельзя. При том, что доходная часть бюджетов всех уровней формируется во многом из их отчислений.

"В "Программе" действительно нет промышленности, — признает заместитель директора департамента промышленности и транспорта администрации ПК Алексей Ширшов. — Я не знаю, по каким принципам формировалась сама программа, но полагаю исходя из одного — откуда брать источники финансирования, чтобы приморцам жилось комфортно? Как правило, таких источника три — федеральные, краевые и частные инвестиции. Поскольку промышленные предприятия находятся в частных руках, считается, что у них проблем меньше и им не требуются вливания. И власть должна обеспечивать помощь в решении социальных вопросов (по земле и прочему). Я не думаю, что сейчас мы найдем понимание у губернатора, предложив ему создать отдельную программу, поскольку программа для него это то, что он должен финансировать".

И получается, что власть официально ничего дать промышленности не может. Только брать — налоги, продукцию, НДС и прочее. А еще — социальную стабильность и прикрепление людей к территориям, где эта стабильность присутствует. Но так не бывает! Власть может многое, требуется только желание.

"Администрация края может дать много, — говорит Юрий Денисенко. — Да, прямые инвестиции в акционерные общества (каковыми являются промышленные предприятия) делать нельзя. Но при этом власть может делать субсидии по ипотечному кредитованию. Может выделять целевые средства в бюджете муниципальных образований для строительства жилья. При таких условиях заводы смогут строить сами и заселять своими специалистами. Тем более что на федеральном уровне рассматривается закон, по которому для оборонных предприятий ипотечное кредитование будет другим".

А других путей обзавестись своим жильем (кроме ипотеки) пока нет. Увы, уровень заработной платы на предприятиях не позволяет брать "коммерческую" ипотеку. А поднять зарплату руководители не могут в силу чисто экономических условий. И получается, что если не предпринять срочных мер, сам собой запускается часовой механизм "бомбы замедленного действия".

"Если мы сегодня не обеспечим людей жильем (только "Прогрессу" нужно 2500 квартир), завтра этих людей просто не будет, они уйдут из региона, — рисует реальную картину Юрий Денисенко. — А все остальные перейдут в разряд безработных и создадут очаги социальной напряженности. И это уже наблюдается в горнорудной промышленности. Но если ее еще можно поднять, то мы, попав в такое состояние, уже не выберемся. Нас нужно поддерживать, пока мы еще живем. И нам нужно попросить администрацию сделать шаг навстречу, не нарушая бюджетного законодательства".

Второй пункт, по которому помощь администрации может оказаться весьма кстати и очень заметной — решение вопроса с подготовкой кадров. Тот же "Прогресс" содержит свой учебный центр, исполняя тем самым обязанности, законодательно возложенные на регион, и вкладывая в подготовку специалистов огромные деньги. Почему бы региону не дать заводу преференции, хотя бы с точки зрения налогообложения?!

Ответ на эти вопросы пришлось держать и.о. директора департамента промышленности и транспорта Приморского края Ивану Тирских. И действительно, к кому как не к представителю власти обращать свои взоры "обложенным" со всех сторон промышленникам, которые ситуацию видят лучше, в отличие от той же администрации.

"Мы поддерживаем ваше видение развития, бизнес-планы на ближайшую перспективу, —сказал Иван Тирских. — В свою очередь мы сформулируем все сказанное сегодня для служебной записки губернатору, согласуем с Сергеем Сидоровым и отработаем с вами по всем пунктам. Обязательно будет принципиальное решение губернатора, будет поручение о создании подпрограмм, которое войдет составляющей частью в другие финансовые подпрограммы края — образование, "социалка" и прочее. Мы готовы поддержать, как всегда поддерживали ваши хорошие проекты".

Дополняя уже сказанное, Михаил Колтович высказал предложение, как администрации можно было бы обезопасить "своих" промышленников. И более того, включить их в работу по реализации проектов, отмеченных в "Программе".

"Помощь администрации я вижу в том, чтобы было принято волевое решение — в Совет директоров (или еще как-то) всех вновь создаваемых предприятий, прописанных в "Программе", обязательно входили бы представители администрации края. Вплоть до накладывания вето, если в работе нет наших приморских предприятий. И пример такой работы есть в Большом Камне".

Из "накипевшего"

Но благостной картины всеобщего удовлетворения не получилось. И невольным виновником стал самый молодой — генеральный директор "Дальприбора" Роман Титков. Роман Владимирович задал вопросы, которые как-то не прозвучали в речах выступавших. Но решение их позволило бы ослабить нагрузку на предприятия, имеющие причастность к ПРО СМР, в частности, и на промышленников вообще. Поскольку только функционирование заводов дает шанс на сохранение в регионе социальной стабильности и жителей!

"Директора знают — одно рабочее место в промышленности вокруг себя создает 15-20 рабочих мест, — говорит Роман Титков. — Тех, кто обеспечивает промышленников — транспорт, вода, электричество, больницы, школы, магазины. А те формируют вокруг себя еще столько же. И когда мы открываем производство, создаем рабочие места, город получает налоги и "коммуналку" из заработной платы работников. Но еще идет и развитие территории как таковой. Привлекаются технологии, люди, строится жилье. И обратная ситуация — когда производства закрываются".

Важнейшей остается проблема "гражданской продукции", которая в Приморье просто "не идет". Роман Владимирович на "Дальприборе" вот уже четыре года занимается производством светодиодных ламп, знает об этом не понаслышке.

"Первое — рядом Китай. Второе — Ростехнологии настаивают на приобретении у них. Не во Владивостоке, но в Саратове! — недоумевает Роман Владимирович. — И это касается других корпораций, которые губят предприятия территорий. Третье, "94-й" закон не позволяет участвовать в тендерах только местным производителям. Но у власти есть инициатива "продавливать" изменения в этом законе. Ведь все понимают, что закон несовершенен. Но ни власть, ни общественные организации не проявляют инициативы, такой, чтобы уходила "наверх".

30-процентная дальневосточная надбавка и районный коэффициент, непродуманный "порог" инвестиционных вложений для получения налоговых льгот, грабительский налог на землю (который за ночь вырос в 4, а местами и в 10 раз!) — все это не способствует мотивации производства. А ведь если взяться "всем миром" (обязательно с участием властных структур), то многое можно решить. Пока же "выигрывают только банкиры". Производители, лишенные государственной поддержки, "придавленные" налогами и процентами, практически не имеют возможности для маневра. Вмешательство же власть предержащих позволило бы "не только снизить цену изделия, но и модернизировать производство и повысить зарплату работникам". А то, что уже "все сверстано и распределено", по мнению молодого директора, препятствием являться не может.

"В Сочи же смогли найти дополнительные 5 миллиардов. Может, и нам постараться "продавить" дополнительное финансирование"?

Лучше всего главную мысль, которая как-то не прозвучала в процессе разговора, сформулировал генеральный директор ОАО "Аскольд" Леонид Колесников. Он с чисто военной прямотой и ясным пониманием ситуации так нарисовал существующую экономическую картину: "Развитие региона возможно лишь в том случае, если в него приходят деньги извне. Но такие деньги сегодня только у промышленности. Условно говоря, только нам сегодня платят деньги другие регионы. И получается, что весь тот бизнес, на который пытаются ориентироваться разработчики "Программы", пользуется нашими деньгами, выданными в виде заработной платы нашим работникам. И становится понятно, за счет чего живет торговля и обслуживающий сектор. И те, кто сегодня "лучшая компания" и "лучший менеджер", всего лишь те, кто сумел лучше других забрать заработную плату у людей, работающих на промышленных предприятиях. И это очень серьезный козырь в разговоре и с губернатором в том числе".

Но еще до того, как послушать Владимира Владимировича, присутствующие услышали слова "главного по оборонным предприятиям", начальника отдела оборонной, машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности департамента промышленности и транспорта ПК Александра Апанасенко. Последний в качестве некоего "оправдания" заметил, что его отдел чаяния "своих" знает и делает для них все возможное.

"Наверное, мы действительно мало освещаем свою деятельность, отчего и появляются к нам вопросы, — сказал Александр Александрович. — Но достаточно одного примера. Когда к нам на согласование пришел проект по строительству завода по сжижению газа, мы "вытащили" оттуда всю номенклатуру и направили письмо к губернатору о том, что все эти работы могут быть сделаны на наших предприятиях. Но мы не успели, губернатор уже переговорил с Миллером, и вопрос решился без нас. Но! Мы пытаемся лоббировать наш рынок. Получается не всегда. То, что госкорпорации губят местное производство, прозвучало даже у нас, называется это "корпоративный эгоизм". Мы это видим: что уходят люди, рабочие места, объемы. И мы предпринимаем меры. Так, в свое время мы писали "служебку" о том, что наш судоремонт не может конкурировать с китайским. Для чего сравнили цены, условия… И получилось, что объективно в цене мы проигрываем процентов 20-25. И чтобы поддержать нашего судоремонтника, чтобы вернуть сюда объемы, мы обосновали инвестицию в этот сектор. Тот механизм можно было бы использовать и в инновационной деятельности. Т.е. новый товар на уровне региона поддерживать хотя бы первый год. Таким образом, можно и закон соблюсти, и поддержать местного производителя".

Идея, безусловно, хорошая. Впрочем, как и большинство высказанных на этом совещании, которое едва ли не единогласно признано присутствующими "плодотворным и полезным". Еще и потому, что конференция подтвердила — ПРО СМР "действительно союз единомышленников, который занимается реальными делами, сектором, двигающим экономику". Может, благодаря такому взгляду в Союз решил вступить и.о. директора департамента промышленности и транспорта Приморского края Иван Тирских. А это значит, что на самом "верху" у промышленников появился "свой человек", что позволяет надеяться на "перспективное развитие тех вопросов, что были сегодня заданы администрации края". С этими словами депутат ЗАКСа, управляющий директор Арсеньевской авиационной компании "Прогресс", председатель Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России Юрий Денисенко вручил Ивану Тирских членский билет.

«Прогресс Приморья», № 16 (227) от 18.04.2013 г.

Вадим Лавров

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно