Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
10 августа, четверг
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Быстрее, выше, сильнее

Именно такой девиз выбрали военные авиаторы своим повседневным руководством к действию. Он точно отражает ситуацию. На протяжении всей длинной истории развития Военно-воздушных сил нашего государства, будь то Российская империя, Советский Союз, современная Россия, авиаторы всегда преследовали одну цель — зорко охранять необъятные просторы Отечества с воздуха от посягательств неприятеля, опережая его в скорости, поднимаясь всё выше и выше в небо, и быть на голову сильнее тех, кто осмелится нарушить наше воздушное пространство.

Скажем прямо, охотников контролировать территорию России в разные времена было немало. История отечественных ВВС знает много примеров, когда таким охотникам покорить наше небо был дан достойный отпор. Так было и в период Первой мировой войны, и во время Великой Отечественной, и сегодня, когда российские асы достойно выполняют интернациональную миссию в дружественной нам Сирии.

Российский императорский военно-воздушный флот

Императорский военно-воздушный флот — военно-воздушные силы Российской империи, существовали с 1910 по 1917 годы. Несмотря на свою короткую историю, императорский ВВФ быстро стал одним из лучших воздушных флотов мира и сыграл значительную роль в развитии русской и мировой авиации. Императорский ВВФ делился на авиационные отряды по 6-10 самолётов. Они использовались в русской армии (армейская авиация) и флоте (морская авиация).

В 1904 году Н.Е. Жуковский создал первый аэродинамический институт в Кучино под Москвой. В 1910 году правительство закупило в вооружённые силы первые французские самолёты и начало подготовку пилотов. 12 августа 1912 года приказом по военному ведомству вопросы воздухоплавания и авиации были изъяты из ведения Главного инженерного управления и переданы специально созданному органу — Воздухоплавательной части Генерального штаба, которую возглавил генерал-майор М.И. Шишкевич. Эта дата считается днём образования военной авиации России. В 1913 году И.И. Сикорский построил первый четырёхмоторный биплан "Русский витязь" и свой знаменитый бомбардировщик "Илья Муромец". В 1914 году русские авиаторы совершили первые арктические полёты в поисках пропавшей экспедиции Седова. На момент начала Первой мировой войны Россия имела самый большой воздушный флот в мире — 263 самолёта. Сначала самолёты использовались только для разведки и корректировки артиллерийского огня, но скоро начались первые воздушные бои. К октябрю 1917 года Россия имела 700 самолётов, значительно уступая по этому показателю другим воюющим странам. Легендарный пилот Пётр Нестеров в 1913 году выполнил замкнутую петлю в вертикальной плоскости (петля Нестерова) и совершил в 1914 году первый воздушный таран.

Императорский ВВФ был расформирован в 1917 году после Октябрьской революции. Большинство первых русских пилотов погибли в Первую мировую и Гражданскую войны или эмигрировали. Было создано Бюро комиссаров авиации и воздухоплавания и первые авиационные отряды. Советские военно-воздушные силы Вооружённых сил СССР были основаны в 1918 году как Рабоче-Крестьянский Красный Воздушный Флот.

В период иностранной интервенции авиаторы проявили мужество и отвагу. 219 лётчиков и лётчиков-наблюдателей награждены орденом Красного Знамени, высшей наградой советского государства того времени, из них 16 лётчиков удостоены этой награды дважды, 5 человек — трижды. В предвоенные годы активно развивалось самолётостроение, моторостроение, шла подготовка авиационных кадров. Мужественно сражались наши соколы при выполнении интернационального долга в небе Испании, Китая и Монголии, у озера Хасан и на реке Халхин-Гол.

Военно-воздушные силы Страны Советов

Грандиозная индустриализация СССР позволила быстро модернизировать боевую авиацию, доставшуюся в наследство от императорской России. К концу 1930-х годов было налажено массовое производство истребителей КБ Поликарпова И-15 и И-16, а также бомбардировщиков КБ Туполева ТБ-1 и ТБ-3. ВВС РККА получили большое развитие в середине 1930-х годов. Общее количество самолётов за период с 1929 по 1937 годы увеличилось с 1285 до 8139 (в том числе тяжёлых и средних бомбардировщиков — с 48 до 2443, истребителей — с 232 до 2255). К концу 1930-х СССР имел около 800 цельнометаллических четырёхмоторных бомбардировщиков ТБ-3, каждый из которых мог доставить 2000 кг бомб на расстояние 1100 км.

В середине 1930-х годов резко возросло количество учебных заведений ВВС, повысилось качество обучения, которое предусматривало для пилотов не менее 50 часов налёта. В 1937 году в СССР существовало уже 18 лётных и 6 технических заведений, в которых училось около 23 тысяч курсантов. В тот период Ут-2 стал одним из основных учебных самолётов в военных школах и аэроклубах. В предвоенные годы лётчики-спортсмены установили на Ут-2 несколько международных рекордов высоты, скорости и дальности полёта для самолетов данного класса. Курсанты заканчивали сначала аэроклубы (где получали первичный опыт пилотирования), затем лётную школу (военное училище), после чего их направляли в строевую часть, или в Гражданский воздушный флот, или в Осоавиахим, или в запас. В 1937 году лётные училища СССР располагали 3007 самолётами.

Первым серьёзным испытанием ВВС РККА стала гражданская война в Испании в 1936-1939 гг., где отечественные самолёты противостояли (часто успешно) новейшим немецким моделям, в том числе "Мессершмитту" Bf.109.

Великая Отечественная война

В 1939 году авиация принимала участие в советско-финской войне. Провела более 100 000 самолёто-вылетов. В среднем один самолёт терялся на 166 боевых самолёто-вылетов, что значительно лучше (учитывая слабость финских ВВС), чем потери советских ВВС в 1944-1945 гг., не говоря уже о периоде 1941-1942 годов. За время советско-финской войны СССР потерял 627 самолётов различных типов. Из них 38 процентов было сбито в бою или совершили посадку на территории противника, 14 процентов пропали без вести, 29 процентов потеряно в результате аварий и катастроф и 19 процентов получили повреждения, которые не позволили вернуть самолёты в строй. За период с 1 января 1939 по 22 июня 1941 года ВВС получили от промышленности 17745 боевых самолётов, из них 706 самолётов новых типов: истребителей МиГ-3 — 407, Як-1 — 142, ЛаГГ-3 — 29,

Пе-2 — 128. К 22 июня 1941 года советская авиационная промышленность выпускала 50 боевых самолётов в сутки. Способствовал обороноспособности страны и "номерной" завод в селе Семёновка, выпускавший учебно-тренировочный самолёт Ут-2. Сегодня это — славный завод "Прогресс", ведущее предприятие Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России. Через три месяца, в последней декаде сентября 1941 года, уровень производства в стране достиг 100 боевых самолётов в сутки.

За годы войны было подготовлено 44093 летчика.

Авиация в годы Великой Отечественной войны внесла достойный вклад в достижение исторической победы над германским фашизмом. Ни одна крупная боевая операция не проходила без активного участия Военно-воздушных сил. В результате ожесточённых воздушных сражений в обороне Москвы, Сталинграда, Кубани, под Курском наша авиация летом 1943 года окончательно завоевала господство в воздухе и удерживала его до полного разгрома фашистской Германии. В ходе войны авиаторы уничтожили в боях 57000 вражеских самолётов; более двух третей потопленных кораблей на боевом счету авиаторов Военно-морского флота. Свыше 500 человек применили воздушный таран, 17 из них применили воздушный таран дважды, А.А. Хлобыстов — трижды, Б.И. Ковзан — четырежды. Более 350 военных лётчиков совершили бессмертные подвиги, подобные подвигу Н.Ф. Гастелло. Более 200 тысяч воздушных асов награждены орденами и медалями, 2420 присвоено высокое звание Героя Советского Союза, 65 удостоены этого звания дважды, А.И. Покрышкин и И.Н. Кожедуб — трижды. Во время войны 708 частей и соединений ВВС получили почётные наименования, 288 стали гвардейскими.

ВВС в период Холодной войны

После победы СССР в Великой Отечественной войне ВВС были серьёзно модернизированы, активно разрабатывалась новая техника, совершенствовалась тактика воздушного боя. Послевоенные годы отмечены научно-технической революцией в самолётостроении. В корне поменялся облик и возможности отечественной авиации. Произошли коренные преобразования всех видов и родов военной авиации, существенные изменения в структуре ВВС. Их основу составили сверхзвуковые, высотные и всепогодные ракетоносцы, истребители, истребители-бомбардировщики, бомбардировщики, разведывательно-ударные, боевые и транспортные вертолёты. Получила развитие военно-транспортная авиация. Сложной современной техникой, самолётами многоцелевого назначения оснащены авиационные части ВМФ и войск ПВО.

В 1947-1950 годах началось серийное производство и массовое поступление в Вооружённые силы СССР реактивной авиации. С 1952 года войска ПВО страны оснащались зенитной ракетной техникой. Ежегодно на вооружение в ВВС поступало 400-600 самолётов. К концу 1980-х годов в распоряжении советских ВВС было до 10 тысяч самолётов. Организационно состояли из родов авиации: бомбардировочной, истребительно-бомбардировочной, истребительной, разведывательной, связи и санитарной. Вместе с тем ВВС делились на виды авиации: фронтовую, дальнюю, военно-транспортную, вспомогательную. Имели в своём составе специальные войска (спецназ), части и учреждения тыла.

В ВВС в 1960-1980-х годах основными были: фронтовая авиация (ФА) — истребители-перехватчики и штурмовики, обеспечивавшие превосходство в воздухе в приграничных зонах и перехват авиации НАТО; дальняя авиация (ДА) — стратегические бомбардировщики; военно-транспортная авиация (ВТА) — для переброски войск. Войска противовоздушной обороны СССР являлись отдельным видом Вооружённых сил, не входившим в состав ВВС, но имели свои авиационные подразделения (в основном истребительные).

В 1980-х начались разработки истребителя пятого поколения, в частности были запущены программы МиГ 1.44 и С-37. Экономический кризис и распад СССР не позволил довести модернизацию до логического конца, финансирование новых разработок прекратилось.

Стоит сказать, что сегодня Военно-воздушные силы России являются родом сил в составе Воздушно-космических сил Российской Федерации (до 1 августа 2015 года являлись отдельным видом Вооружённых сил Российской Федерации). С 1998 года являлись новым видом ВС России, сформированным в результате объединения Военно-воздушных сил (ВВС) и Войск противовоздушной обороны (ПВО). Предназначены для решения следующих задач: отражения агрессии в воздушно-космической сфере и защиты от ударов с воздуха пунктов управления высших звеньев государственного и военного управления, административно-политических центров, промышленно-экономических районов, важнейших объектов экономики и инфраструктуры страны, группировок войск (сил); поражения войск (сил) и объектов противника с применением обычных, высокоточных и ядерных средств поражения, а также для авиационной поддержки и обеспечения боевых действий войск (сил) других видов Вооруженных сил и родов войск. ВВС включают в себя авиацию, зенитные ракетные и радиотехнические войска, являющиеся родами сил ВВС, а также специальные войска (разведывательные, связи, радиотехнического обеспечения и автоматизированных систем управления, радиоэлектронной борьбы, инженерные, РХБЗ, топогеодезические, поиска и спасания, метеорологические, воздухоплавательные, материально-технического обеспечения), части, подразделения охраны органов военного управления, медицинские и другие организации. Структура авиации ВВС подразделяется на дальнюю (ДА), военно-транспортную (ВТА), оперативно-тактическую и армейскую авиацию (АА), которые, в свою очередь, могут иметь в своём составе бомбардировочную, штурмовую, истребительную, разведывательную, транспортную и специальную авиацию.

Основу боевого состава ВВС составляют авиационные базы и бригады войск воздушно-космической обороны.

В 2015 году Военно-воздушные силы были объединены с войсками воздушно-космической обороны и составили новый вид вооружённых сил –Воздушно-космические силы, который в соответствии с указом Президента России с 1 августа приступил к выполнению поставленных задач.

Окончание следует

«Прогресс Приморья», № 30 (442) от 10.08.2017 г.

Подготовил Семён Югов

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно