Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
31 августа, четверг
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Представительство АО «Камов» празднует юбилей

АО "Камов" (бывший Ухтомский вертолётный завод) — Опытно-конструкторское бюро с опытным производством, входящее наряду с МВЗ им. М.Л. Миля в холдинг "Вертолёты России" Госкорпорации "Ростех". Известно как разработчик вертолётов с соосной схемой несущих винтов (Ка-25, Ка-26, Ка-27, Ка-29, Ка-31, КА-32, Ка-50, Ка-52 и др.). Также разрабатывает вертолёты с традиционной компоновкой (Ка-62). 

Названо в честь генерального конструктора Н.И. Камова. Датой основания принято считать 7 октября 1948 года. В 1966 году ОКБ получило наименование "Ухтомский вертолетный завод" (УВЗ), а после смерти Н.И. Камова в 1973 году заводу было присвоено имя основателя ОКБ. В 1990 году УВЗ получил новое название — "Вертолетный научно-технический комплекс имени Н.И. Камова". С 1992 года его преемником является акционерное общество "Камов", которое в 2008 году вошло в состав АО "Вертолёты России".

АО "Камов" — компания, проектирующая и разрабатывающая уникальные многоцелевые вертолеты, является единственной в мире фирмой, которая освоила вертолеты с соосной схемой, довела их до серийного производства и практического применения, успешно конкурируя на рынке с мировыми вертолетными фирмами.

В 1980-х годах под руководством генерального конструктора С.В. Михеева был разработан одноместный вертолет Ка-50 "Черная акула", на основе которого впоследствии создан разведывательно-ударный вертолет Ка-52 "Аллигатор", который в настоящее время выпускается в ПАО ААК "ПРОГРЕСС".

Представительство АО "Камов" в ПАО ААК "ПРОГРЕСС" было основано 1 сентября 1987 года. Послужил этому приказ о переводе части сотрудников представительства МВЗ им М.Л. Миля, которое сопровождало производство Ми-24 на предприятии с 1970 года. Начало трудовой деятельности большей части принятых специалистов состоялось в представительстве Киевского механического завода — АФМЗ (Арсеньевском филиале механического завода), который был создан приказом МАП в 1965 году для освоения на заводе "Прогресс" самолёта Ан-14 "Пчёлка", разработанного в ОКБ О.К. Антонова (КМЗ). Возглавил АФМЗ заместитель генерального конструктора по легкомоторной авиации Реамир Адамович Измайлов. Он собрал коллектив молодых специалистов из трех выпусков МАИ, ХАИ, КАИ, пригласив также некоторых специалистов с авиационных предприятий. Основой АФМЗ стала группа специалистов, приехавших вместе с Р.А. Измайловым из Киева. АФМЗ разработал несколько проектов легких самолетов различного назначения. Один из них — самолет сельскохозяйственного назначения М-15 — был утвержден в Минавиапроме и реализован в производстве на заводе в городе Мелец (Польша). В реализации и сопровождении М-15 участвовала большая группа специалистов из СССР, в том числе из АФМЗ. После завершения проекта эта часть специалистов была направлена на работу на машиностроительный завод "Энергия" (г. Жуковский) и участвовала в разработке проекта "Буран". Одновременно АФМЗ было реорганизовано, оставшиеся в Арсеньеве специалисты были переведены во вновь созданное ОКБ завода "Прогресс".

С первого дня основания представительства АО "Камов" в ПАО ААК "ПРОГРЕСС" его руководителем и начальником отдела сопровождения производства АО "Камов" стал Валерий Иванович Булгаков, который возглавляет его и по сей день.

"В 1985 году руководство МВЗ им. М.Л. Миля, планируя предстоящий запуск в производство на заводе "Прогресс" нового вертолета Ми-28, приняло решение об увеличении мощности своего представительства на заводе, — рассказывает Валерий Иванович. — И большая часть специалистов ОКБ "Прогресс" (из бывших сотрудников АФМЗ) была переведена в представительство МВЗ им. М.Л. Миля. Руководство завода было уверено, что на смену боевому легендарному Ми-24 придет новый современный вертолет Ми-28. И на заводе началась подготовка производства (плазовые работы) вертолета Ми-28 с участием конструкторов представительства МВЗ.

Результаты конкурсных испытаний вертолетов Ми-28 и Ка-50 оказались неожиданными для ОКБ им. М.Л. Миля — компетентной комиссией победителем был признан вертолет Ка-50 "Черная акула". И в 1987 году завод получил задание на производство опытных машин Ка-50 для проведения государственных испытаний. В этом же году руководством Ухтомского вертолетного завода было принято решение о создании своего представительства на заводе "Прогресс".

Целью создания представительства являлось быстрое и молниеносное решение на месте разработчиком совместно с конструкторами завода всех неувязок конструкторской документации, возникающих при запуске чертежей в производство, а также оперативное согласование принимаемых решений с отделами головного ОКБ, в том числе при случающихся в производстве отклонениях от утвержденной конструкторской документации.

"Ведь производство не может стоять и ждать, когда при нашей удаленности от разработчика и с разницей во времени будет рассмотрен вопрос и решена проблема. Так как у АО "Камов" в производстве много типов серийных вертолетов и их модификаций, параллельно представительство помогает профильным отделам ОКБ разрабатывать документацию по утвержденным тематическим планам", — добавляет Валерий Иванович.

За короткий срок были выпущены первые опытные машины для летных испытаний, испытаний на огневых, прочностных стендах, испытаний других систем вертолёта. За опытными машинами была запущена установочная серия. Но наступили тяжелые времена в экономике, которые не дали довести дело до конца. Производство вертолета приостановилось. Но даже в эти трудные годы удалось завершить государственные испытания Ка-50, и первая (она же последняя) серия этих вертолетов была выпущена в 2009 году.

Кстати, за создание вертолета Ка-50 генеральному конструктору С.В. Михееву президентом Б.Н. Ельциным было присуждено звание Героя России.

В процессе государственных испытаний Ка-50 заказчиком были высказаны пожелания на столь насыщенной аппаратурой машине сохранить двух членов экипажа (как на Ми-24). Это послужило поводом для создания в АО "Камов" двухместного вертолета Ка-52 "Аллигатор".

"На сегодняшний день представительство является связующим звеном между АО "Камов" и заводом "Прогресс". Наш "Аллигатор" настолько уникален, что, выпуская его на протяжении 10 лет, мы постоянно совершенствуем машину, вносим изменения в конструкцию и технологические процессы", — говорит Валерий Иванович.

Сегодня "Камов" является одним из признанных лидеров в области создания вертолетов военного и гражданского назначения. Одной из его важнейших разработок стал боевой многофункциональный круглосуточный всепогодный вертолет Ка-52, который благодаря бортовому комплексу оборудования нового поколения может решать боевые задачи и применять ракетное и стрелково-пушечное вооружение в любых погодных условиях днем и ночью.

Кроме ударных вертолетов творческим коллективом ОКБ в интересах армейской авиации был разработан и построен опытный образец скоростного многоцелевого вертолета Ка-60, предназначенного для оперативной доставки десантников, оружия и боеприпасов, эвакуации раненых и пострадавших, обучения пилотов. На базе Ка-60 разработана гражданская модификация — вертолет Ка-62 на 15 пассажиров.

Перед небольшим коллективом численностью около 30 человек появились новые обязательства по выпуску гражданской продукции. При активном участии представителей АО "Камов" Арсеньевская авиакомпания "Прогресс" должна была выпустить несколько опытных образцов. С поставленной задачей завод успешно справляется, так как коллектив компании составляют специалисты высокой квалификации в области создания винтокрылой техники.

Дружный коллектив представительства АО "Камов" имеет свои традиции и свою историю. У истоков создания тогда еще нового представительства стояли Юрий Григорьевич Новиков, Елена Владимировна Кошель, Людмила Васильевна Касьянова, Надежда Евгеньевна Сидорова, Надежда Михайловна Павленко, Ирина Павловна Мосина, которые 30 лет помогают коллективу заводчан в организационных и технических вопросах по выпуску боевых машин. Это опытные сотрудники, передававшие на протяжении нескольких десятков лет свой багаж знаний вновь пришедшей молодежи, которая в разное время пополняла ряды маленького, но сплочённого коллектива.

Талантливые и грамотные, уже накопившие определенный опыт специалисты Сергей и Николай Гоменчук, Александр Радионов, Иван Воробьев, а также активные и перспективные молодые специалисты Андрей Петров, Алексей Макаров, Егор Терехин, Александр Тарасов, Анастасия Судакова пришли на смену постепенно уходящим ветеранам.

Всю работу по сопровождению производства вертолетов делят между собой четыре бригады. Бригаду планера и мотогондолы возглавляет Александр Котенок, бригаду силовой установки, трансмиссии, вентиляции, КСАП — Николай Гоменчук, бригаду ЭРНО — Дмитрий Дедовец, бригаду управления, шасси, гидропневмосистем и спецоборудования — Юрий Новиков. 

"К слову сказать, наши ребята обладают универсальными знаниями и взаимозаменяемы в работе — в отличие от сотрудников отделов ОКБ АО "Камов", которые работают исключительно в одном направлении и смежными работами не занимаются. А у нас складываются такие условия, что нам необходимо иметь знания и навыки во всех сферах  авиационной науки. И зачастую, по мере занятости бригады, приходится работу одной бригады отдавать в другую. И они отлично её выполняют. Самым опытным специалистом является Юрий Григорьевич Новиков: он обладает такими знаниями и трудолюбием, что хватит обучить не одну группу людей", — смеётся руководитель представительства.

Недавно в коллективе появилась профсоюзная группа, сама же профсоюзная организация находится в Московской области. В силу отдаленного расстояния и разницы во времени члены профсоюза не так активно принимают участие в общественной жизни АО "Камов", как им бы хотелось.

Под чутким руководством Валерия Ивановича Булгакова конструкторы представительства АО "Камов" очень тесно работают с технологами и рабочими основного производства ПАО ААК "ПРОГРЕСС", лидера Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России. При работе учитываются все необходимые технологические нюансы, не исключая даже самую маленькую деталь. Любому отклонению придаётся значение и оформляется записью в журнал. Согласно этой записи делается доработка на машине и корректируется документация.

Трудовой путь Валерия Ивановича начинается с записи в трудовой книжке о приеме на работу на Арсеньевский машиностроительный завод 20 сентября 1967 года. Вскоре он отметит полувековой юбилей трудовой деятельности на предприятии. Приехав на преддипломную практику из Харьковского авиационного института, остался здесь навсегда. Почти сразу он попал в отдел главного технолога в бюро оснастки, а к концу года перешёл в КБ под руководством Р.А. Измайлова, здесь же прошла и защита дипломной работы.

"Спустя несколько месяцев в составе большой группы молодых специалистов мы полетели в институт за дипломами на самолете Ил-14, который был в составе летного отряда. Тогда нам его выделил Николай Иванович Сазыкин", — вспоминает Валерий Иванович.

С первых дней основания представительства АО "Камов" в 1987 году он стал его руководителем. Общительная, решительная и трудолюбивая личность. Отличный организатор и рационализатор, обладает большой энергией и отличной работоспособностью. Радеет душой за свой коллектив, всегда выслушает, поможет, подскажет. В коллективе пользуется заслуженным уважением. Награжден почетной грамотой Министерства транспорта России, почетным знаком "За заслуги в вертолетной авиации".

Его верная спутница жизни Галина Герасимовна после окончания Казанского авиационного техникума много лет проработала на авиационном предприятии. Сын и дочь, получив достойное образование, живут и работают во Владивостоке.

«Прогресс Приморья», № 33 (445) от 31.08.2017 г.

Анжела Алексеенко, фото Сергея Ильченко

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно