Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
09 ноября, четверг
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

ПАО ААК«Прогресс» им. Н.И. Сазыкина: долгая и славная история

Арсеньевская авиационная компания "Прогресс" им. Н.И. Сазыкина представляет собой мощную, динамично развивающуюся производственную площадку в Приморском крае, одну из крупнейших на Дальнем Востоке. Авиакомпания выпускает новейшую авиационную технику военного назначения, отвечающую самым высоким требованиям, предъявляемым к надежности и качеству.

Сегодня визитной карточкой авиакомпании являются боевые разведывательно-ударные вертолеты Ка-52 "Аллигатор" — одни из самых совершенных боевых машин в своем классе. С 2010 года предприятие выпускает эти вертолеты для нужд Министерства обороны Российской Федерации, а с 2017 года начаты поставки на экспорт. В настоящее время на предприятии также ведется подготовка к серийному производству военно-морской модификации вертолета Ка-52. Помимо производства военных вертолетов предприятие осваивает серийный выпуск нового гражданского многоцелевого вертолета Ка-62, который проектируется АО "Камов" с применением последних мировых достижений авиационной промышленности.

История дважды орденоносного предприятия началась 26 мая 1936 года, когда было принято постановление Совета труда и обороны СССР, которым было решено создать правительственную комиссию и выбрать в Уссурийской тайге площадку под строительство авиаремонтного завода и рабочего поселка при нем. После выбора подходящей площадки в селе Семёновка началась большая по тому времени и очень трудная стройка. Благодаря строительству завода в октябре 1938 года село Семёновка становится рабочим поселком, а со временем авиаремонтный завод станет одним из двух градообразующих предприятий города Арсеньева. С началом Великой Отечественной войны он перестроился на оборону, ремонт самолетов и моторов был полностью прекращен, а все производство направили на выпуск самолетов УТ-2, которые использовали для тренировки будущих летчиков-истребителей и штурмовиков.

В послевоенный период завод выпускал различные модификации спортивно-пилотажных самолетов Як-18 и Як-50, а также освоил производство легкого пассажирского самолета Ан-14. Всемирную известность предприятию принесли выпускаемые с 1970 по 1990 годы вертолеты Ми-24, которые зарекомендовали себя в небе над Афганистаном грозными машинами, обладающими высокой боевой мощью.

В девяностых годах в стране начался тяжелый перестроечный период, который коснулся каждого промышленного предприятия. В этот непростой период генеральным директором Арсеньевского авиационного производственного объединения им. Н.И. Сазыкина являлся Виктор Иванович Манойленко. Этот пост он занимал с ноября 1986 года, предварительно пройдя путь от мастера и заместителя начальника цеха до должностей главного технолога и секретаря парткома.

В 1990 году на предприятии завершалось производство вертолётов Ми-24, единственным спасением для него были крылатые сверхзвуковые самонаводящиеся противокорабельные ракеты 3М-80. Однако выжить в этот непростой период могло лишь многопрофильное предприятие, поэтому параллельно в цехах также шло производство спортивно-пилотажных "Яков", которые постоянно совершенствовались, чтобы соответствовать мировым стандартам пилотажа. Так, благодаря неиссякаемой энергии Виктора Ивановича был освоен серийный выпуск самолётов Як-55, на котором отечественные летчики, помимо всего прочего, смогли выполнять фигуры так называемого "обратного" пилотажа. Вместе с тем в объединении производились товары народного потребления — от мягкой мебели и умывальников до стиральных машин, которые распространялись далеко за пределы города Арсеньева и Приморского края.

Под руководством Виктора Ивановича шло освоение и первого в мире одноместного боевого вертолета Ка-50 с соосной схемой несущих винтов, впервые поднявшегося в небо над Арсеньевом в 1991 году. Работы по созданию этой машины велись в цехах завода совместно с представителями разработчика — ОКБ "Камов" — практически без финансирования. Впоследствии, после выхода в широкий прокат фильма "Черная акула", этот боевой вертолёт стал известен на весь мир. Под руководством Виктора Ивановича также шло освоение и лёгкого многоцелевого вертолёта Ми-34С, серийное производство которого началось в 1993 году.

По отзывам современников, Виктор Иванович Манойленко был очень талантливым организатором, требовательным, но в то же время очень тактичным руководителем. Он хорошо знал своё дело, умел заряжать коллектив своими идеями и оптимистичными взглядами в будущее. Виктор Иванович был человеком нравственно высокого уровня — главными для него всегда оставались авиационное объединение и люди, которые здесь трудились. Он был готов прийти на помощь каждому работнику в любое время дня или ночи. Именно эта безграничная и искренняя любовь к людям помогла ему сплотить коллектив завода. И именно поэтому, даже несмотря на трудное время и длительные задержки заработной платы, которая нередко выдавалась буханками хлеба на заводской проходной, при Викторе Ивановиче Манойленко авиационное объединение не просто сумело выжить, но и достигло производственных высот.

Немало времени Виктор Иванович уделял общественной работе. Он был секретарём парткома и членом Арсеньевского горкома КПСС, народным депутатом Арсеньевского городского Совета, грамотно, четко и быстро решавшим проблемы горожан, которые к нему обращались за помощью.

Виктор Иванович всегда заботился об условиях труда и быта заводчан и горожан. Под его руководством в городе шло строительство жилых домов по проспекту Горького для сотрудников авиационного объединения. Дома строили сами работники цехов почти в полном составе так называемым хозспособом. Вместе с тем велось строительство и социальных объектов города, в том числе детских садов и заводского профилактория, завершилось строительство спортивно-оздоровительного комплекса "Полёт", начатое предшественником Виктора Ивановича Валерием Федоровичем Луценко. Сегодня Физкультурно-спортивный центр "Полёт" в Арсеньеве носит имя Виктора Ивановича Манойленко, в честь которого здесь регулярно проходят краевые соревнования по плаванию среди школьников.

Большой вклад Виктор Иванович внес в развитие материальной базы Приморского авиатехникума. При его непосредственном содействии в городе также открылся филиал Дальневосточного технического университета — АрТИ. За добросовестный труд и большую общественную работу Виктор Иванович Манойленко был награждён медалью "За трудовую доблесть".

В 1995 году Виктор Иванович Манойленко оставил пост генерального директора авиакомпании "Прогресс". 23 марта 1997 года подавляющим большинством голосов он был избран главой муниципального образования города Арсеньева. Под его руководством стремительными темпами началось благоустройство города и реорганизация городского жилищно-коммунального хозяйства, постепенно стабилизировалась экономика. За неоценимый вклад, внесённый в развитие города Арсеньева и авиакомпании "Прогресс", решением № 16 Думы города Арсеньева от 28 января 1999 года Виктору Ивановичу Манойленко присвоено звание "Почетный гражданин города Арсеньева" посмертно.

С 21 апреля 1995 года по 1997 год генеральным директором завода являлся Юрий Сергеевич Бодня.

11 ноября 1997 года на этот пост назначен Виктор Иванович Печёнкин. Он начал работать на предприятии в 1987 году в должности заместителя начальника планово-экономического отдела. Проводя углубленные анализы экономической деятельности предприятия, он показал себя грамотным специалистом. Его повседневное добросовестное отношение также проявилось и в работе директором по экономике и финансам, заместителем генерального директора по экономике, заместителем генерального директора по экономике и финансам. Учитывая его высокую работоспособность, оперативность в решении вопросов, коллектив Арсеньевской авиационной компании "Прогресс" избрал его генеральным директором.

На этом посту Виктор Иванович Печёнкин приложил огромные усилия по выводу предприятия из финансово-экономического кризиса как внутри завода, так и на уровне Приморского края и Правительства России. Ему удалось подписать ряд контрактов, выгодных для предприятия, приостановить рост задолженности по зарплате, оперативно решить вопросы с энергетиками. В условиях рыночной экономики он постоянно занимался совершенствованием управления производства и поиском новых заказов для загрузки предприятия.

Заслуги Виктора Ивановича Печёнкина по праву отмечены высокими государственными и ведомственными наградами. Виктор Иванович — лауреат премии имени М.Ф. Березняка по решению комиссии по присуждению премии от 20.11. 2002 г. и Президиума научно-технического совета Федерального государственного унитарного предприятия МКБ "Радуга". Решением № 114 Думы города Арсеньева от 10 июня 2003 года Виктору Ивановичу присвоено звание "Почетный гражданин города Арсеньева".

В июне 2004 года Виктор Иванович Печёнкин оставил пост директора. Его сменил Юрий Петрович Денисенко, который и сегодня успешно возглавляет Арсеньевскую авиационную компанию "Прогресс" им. Н.И. Сазыкина, являясь председателем Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России.

«Прогресс Приморья», № 43 (455) от 09.11.2017 г.

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно