Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
30 ноября, четверг
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

АО «ДВЗ «Звезда»: судостроение и судоремонт

Заводу "Звезда", лидирующему предприятию Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, исполняется 63 года. В одном из номеров газеты "Прогресс Приморья" мы рассказали читателям о тех директорах предприятия, которые возглавляли "Звезду" в прошлом. Сегодня читайте материал о рождении, становлении и развитии славного дальневосточного завода.   

"Звезда" Приморья

Большой Камень известен на всю Россию и за ее пределами. Здесь расположен завод "Звезда" — одно из крупнейших предприятий Дальнего Востока. Город строился вокруг завода и для завода, потому их истории неразрывно связаны и невозможно представить одного без другого.

9 июля 1946 года Министерство судостроительной промышленности Советского Союза приняло решение о возведении завода номер 892, предназначенного для ремонта кораблей и судов Дальневосточного региона. В Приморье направилась экспедиция Ленинградского ГСПИ — определить место и начать исследовательские работы. Этим местом стала бухта Большой Камень и прилегающая к ней территория. Несколько лет велись работы по отсыпке грунта. На отвоеванной у моря территории строились производственные здания. Параллельно работали над углублением дна. Уполномоченным по строительству был назначен Феодосий Максимович Русецкий.

Люди сюда приезжали со всех концов Советского Союза. Через два года поселок и завод строили уже три с половиной тысячи человек. Летом 1948 года началось активное возведение жилых домов и общежитий на первой в Большом Камне улице — Ленинской. К середине 1950 года на стройке велись круглосуточные работы одновременно на 80 объектах.

В ноябре 1954 года директором нового завода назначен Степан Иванович Лебедев. Опытный производственник, умелый организатор, он был требовательным и принципиальным человеком. Феодосий Максимович Русецкий занял должность заместителя завода по капитальному строительству, в которой проработал более 15 лет.

3 декабря 1954 года предприятие приступило к выполнению производственной программы. Этот день и считается днем рождения завода. Начали с ремонта мелких судов: катеров, ботов, зверобойных шхун, средних рыболовных траулеров.

В конце 50-х годов завод приступил к ремонту дизель-электрических подводных лодок и надводных кораблей Тихоокеанского флота. С этого времени главной задачей предприятия на многие годы становится поддержание обороноспособности страны.

В ноябре 1957 года прибыла на ремонт первая лодка. Руководил ремонтом строитель Александр Иванович Казанцев. За первой последовали другие. В то время крупные заказы приходилось ремонтировать на плаву, у завода не было докового оборудования. Небольшие гражданские суда вытаскивали на открытые стапеля по слипу при помощи бульдозера или лебедок. На дизельных субмаринах подводные работы проводили кессонным способом, что было связано с определенным риском. В 1963 году была введена в строй док-камера, и процесс ремонта пошел быстрее.

Полной неожиданностью для завода стало постановление правительства о ремонте атомных подводных лодок. Ситуация с ремонтом на Дальнем Востоке в то время складывалась драматично. Крупнейшие заводы на севере и востоке страны перешли к серийному выпуску атомных подводных лодок. Но Тихоокеанский флот практически не был подготовлен к их эксплуатации. В то же время международная обстановка требовала от военных моряков поддерживать АПЛ в состоянии полной боевой готовности.

12 мая 1962 года на завод прибыла первая атомная субмарина. В то время предприятие не могло обеспечить полноценный ремонт и испытания современных боевых кораблей, оснащенных атомными энергетическими установками и ракетными комплексами. Завод был не в состоянии даже принять к пирсу этот тип кораблей. Создалась сложнейшая техническая, производственная и организационная ситуация. Главный вопрос, с которого начали, — специализация цехов и отделов.

Создали трубомедницкий цех № 19. На одной АПЛ длина всех труб составляет порядка 24 километров. Поэтому без такого цеха завод не выполнил бы поставленные перед ним задачи. Введен в строй монтажный цех № 16. А с выделением из его состава отдельного производства, цеха № 11, осуществилась давняя мечта всех судоремонтников — организация агрегатного ремонта. Были созданы специализированные производственные участки, оснащенные стендами, которые позволяли проводить наладку и испытания всех механизмов АПЛ. Много сил, энергии, а порой обыкновенной смекалки вложил в создание этого цеха его первый начальник Алексей Елизарович Коростелов.

Одним из важных аспектов судоремонта является проведение точных измерений во время производственного процесса. Поэтому на предприятии была создана центральная заводская лаборатория. Для обеспечения подразделений завода конструкторской документацией и решения технических вопросов был организован конструкторский отдел № 40. Потребность Тихоокеанского флота в ремонте АПЛ возрастала из года в год, и завод был призван играть в этом главную роль. В 1964 году директором завода был назначен Владимир Иванович Кушлин, а через два года главным инженером стал Вениамин Павлович Долгов. До этого оба они были работниками Комсомольского судостроительного завода, хорошо знали организацию и технологию судостроения, принимали непосредственное участие в строительстве атомных подводных лодок.

Вскоре завод получил имя. Во время очередного визита министр судостроительной промышленности СССР Борис Евстафьевич Бутома назвал завод восходящей звездой судоремонта. С его легкой руки в 1968 году Дальневосточный судоремзавод был официально переименован в Дальневосточный завод "Звезда".

В 1976 году из корпусного 12 цеха был выделен доково-стапельный цех № 10, который стал выполнять операции по подъему и спуску заказов на воду. В том же году было построено уникальное техническое сооружение — первый эллинг. Это здание давало возможность поставить на крытое стапельное место как подводную лодку, так и надводные суда, что позволило проводить ремонт круглогодично, невзирая на погоду. Спустя пять лет был построен второй эллинг, больший по габаритам. В эллингах предусмотрены все системы, необходимые для осуществления ремонта и модернизации кораблей. В 1980 году в строй вступил построенный в Херсоне плавдок "Паллада". Одновременно были построены передаточный стапель и трансбордер, что в совокупности составляет уникальный судоподъемный комплекс, позволяющий поднимать и перемещать суда с доковым весом до 13500 тонн.

Строился завод, строился и рабочий поселок. В семидесятых годах был построен Дворец спорта с плавательным бассейном. Заводской Дворец культуры принимал взрослых и детей. Творческие коллективы выступали в цехах, на агитплощадках, в селах, войсковых частях. Были построены заводская и городская поликлиники со стационарами, детская поликлиника, детский пионерлагерь, санаторий-профилакторий, школы, детские сады и целые жилые микрорайоны. Все работы велись под патронажем заводского отдела капитального строительства и требовали инженерной проработки, глубоких знаний и большой самоотдачи коллектива. И вот в 1989 году рабочий поселок Большой Камень приобретает статус города.

В 1991 году директором завода "Звезда" был назначен Валерий Александрович Маслаков. Нелегкая задача стояла перед Валерием Александровичем — руководить заводом в годы, ставшие тяжелейшими в истории завода и города. В стране — полный развал промышленности, обороны и экономики. С началом перестройки в рамках проводимой конверсии завод все больше лишался оборонного заказа и, как следствие, начались длительные задержки выплаты заработной платы. Ситуация накалилась до предела. Но Валерий Александрович старался сохранить завод. Сегодня, вспоминая Маслакова, многие сходятся во мнении, что благодаря его настойчивости, вере в будущее "Звезды", умению решать вопросы на самых высоких уровнях завод выжил и сохранил статус государственного предприятия.

В это сложное время "Звезде" удалось выстоять лишь благодаря непрерывным поискам заказов от сторонних организаций. Огромную роль здесь сыграло то, что в 1993 году Министерство обороны США и Комитет оборонной промышленности России подписали соглашение о сотрудничестве в области сокращения стратегических наступательных вооружений. Завод "Звезда" получил заказ на утилизацию стратегических подводных лодок, выведенных из состава ВМФ России.

Было принято решение о размещении в акватории завода плавучего комплекса по переработке жидких радиоактивных отходов. Финансирование этого проекта взяло на себя правительство Японии. Комплекс был введен в эксплуатацию в 2000 году. В 2003 году ввели в эксплуатацию береговой комплекс выгрузки отработавшего ядерного топлива из реакторов АПЛ. Этот комплекс в своем роде уникален — таких в мире единицы. Он отвечает всем международным и российским требованиям в области ядерной, радиационной и экологической безопасности.

С конца 2001 по январь 2008 года Дальневосточный завод "Звезда" возглавлял Юрий Петрович Шульган. При нём завод получил заказ на ремонт подводных стратегических атомных крейсеров и АПЛ третьего поколения и с честью справился с этой задачей.

Параллельно с работами по утилизации завод "Звезда" перестраивается на выпуск гражданской продукции. Был возобновлен ремонт гражданского флота, освоено новое судостроение. В 2002 году сдан СТМ "Валерий Маслаков". В октябре 2004 года было спущено на воду очередное судно — сборщик льяльных и сточных вод "Аргус". Но основным видом деятельности для "Звезды" остается ремонт кораблей ВМФ. В 2001 завод принял в ремонт многоцелевую АПЛ третьего поколения "Иркутск". В 2003 году, после длительного перерыва в сдаче военных заказов, Тихоокеанскому флоту был сдан 397-й заказ "Георгий Победоносец". 

Окончание следует

«Прогресс Приморья», № 46 (458) от 30.11.2017 г.

Подготовила Инна Мамушкина

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно