Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
22 марта, четверг
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Вопросы диверсификации производства обсудили во Владивостоке

Проблемы диверсификации оборонных предприятий обсудили во Владивостоке участники "круглого стола" "Совершенствование федерального законодательства для выполнения стратегической задачи, поставленной Президентом России по диверсификации предприятий оборонно-промышленного комплекса", который прошел по инициативе депутата Госдумы Виктора Пинского. Организатор мероприятия — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России.

Участники "круглого стола" уверены в том, что 275-й ФЗ нужно отменить, он создан налоговиками и в нем уже заложена презумпция виновности, поэтому он заставляет предприятия изощряться, чтобы выпустить военную продукцию, и это уже не работа, а поиск обходных путей. Выражая мнение приморских оборонщиков, генеральный директор ПАО "Дальприбор", член регионального совета Приморского РО "Союз машиностроителей России" Роман Титков отметил, что вопросы диверсификации решать при таком положении трудно, порой невозможно.

Открывая мероприятие, заместитель председателя Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России Михаил Колтович, отметил, что на "круглый стол" прибыло более 30 участников — руководители приморских предприятий ОПК, представители законодательной и исполнительной власти Владивостока и Приморья. Он представил присутствующих и сказал, что говорить предстоит о том, с какими барьерами сталкиваются оборонно-промышленные предприятия Приморья и что конкретно нужно изменить в действующем законодательстве. Пик поставок в рамках гособоронзаказа к 2020 году будет пройден, и предприятия ОПК должны суметь встроиться в новые экономические реалии и остаться на плаву, тысячи высококвалифицированных кадров — сохранить рабочие места, а местные и региональные бюджеты — наполняемость.

"Президент поставил четкую стратегическую задачу — повысить долю гражданской продукции на предприятиях ОПК и довести ее к 2025 году до 30 % от общего объема продукции, а к 2030-му — до 50 %. Это потребует реформы нормативно-правовой базы в отношении отрасли, и я с вашей помощью хочу понять, какие конкретно изменения и поправки нужно внести, а, может быть, и разработать новые законы, для того чтобы вы безболезненно переходили к выпуску продукции гражданского назначения и успешно конкурировали на рынке. Ваши предложения лягут в основу этой реформы", — сказал Виктор Пинский.

Управляющий директор ПАО Арсеньевская авиационная компания "Прогресс", председатель Приморского РО "Союз машиностроителей России" Юрий Денисенко считает, что сегодня оборонно-промышленные предприятия края должны и способны выпускать не ведра, сковородки и тазы, как это было в 1990-х, а беспилотники, робототехнику и другую высокотехнологичную, наукоемкую продукцию. Для этого у оборонщиков края есть и современные технологии, и интеллектуальный ресурс, и кадровые возможности. Проблема — сложно конкурировать с гражданскими предприятиями: тарифы и другие накладные расходы делают высокой себестоимость продукции.

"Законодатель должен поставить нас в равные условия с игроками отечественного рынка", — считает Денисенко.

275-й ФЗ, о котором говорил Роман Титков, как раз мешает конкурентоспособности оборонщиков. "Если раньше у нас было три банковских счета, то сегодня 46! А у нашего партнёра и вовсе 1 200! И все они, как понимаете, должны обслуживаться, оплачиваться, что также влияет на ценообразование", — привёл пример руководитель завода "Дальприбор".

Если говорить о сбыте гражданской продукции предприятий ОПК, то в АТР конкурировать с соседним Китаем практически невозможно.

"Правительство КНР вливает в поддержку бизнеса 6 % ВВП. Что бы ни выпускали наши соседи, их продукция всегда дешевле. Она спорная по качеству, но с очень низкой себестоимостью, и это несмотря на таможенные платежи, расходы на логистику и тому подобное. Значит, нужно находить сбыт на внутреннем рынке. А этому мешает 44-й Федеральный закон. Его принцип — выигрывает тот, кто назовет ниже цену. Такими темпами легко повторить судьбу "Радиоприбора", — считает Роман Титков.

Критике участников "круглого стола" подвергся и 223-й Федеральный закон, также касающийся госзакупок. Его отдельные статьи нужно не просто корректировать, а вовсе убирать, чтобы оборонщики могли выстраивать гибкое и конкурентное ценообразование.

Советник по экономическим вопросам президента Конгресса промышленников и предпринимателей "Приморье" (РСПП) Юрий Рыбалкин считает, что с экономической точки зрения оборонным предприятиям как раз выгоднее производить пресловутые кастрюли и чайники. Налоговая система не способствует выпуску наукоемкой продукции, в себестоимости которой заложен большой процент заработной платы и добавленной стоимости. Налог на фонд заработной платы, например, у приморских предприятий, с учетом дальневосточной специфики на 17 % выше, чем у конкурентов в европейской части страны.

"Налоговые режимы для резидентов ТОРов, Свободного порта Владивосток предусматривают льготы и по НДС, и по другим налогам, и было бы неплохо, чтобы оборонные предприятия, которые начнут производить технологичную продукцию для гражданских целей, автоматически попадали в реестр резидентов и имели бы такие же преференции", — высказал мнение Рыбалкин.

Еще одна его инициатива — прописать законодательно, чтобы в тендерах по госзакупкам предпочтение отдавалось местным производителям. Подобная практика уже есть в Ленинградской области.

Делились участники встречи и негативным опытом по диверсификации. Так, один из заводов вложил средства в производство теплоизолирующих плит, но не смог получить прибыль, поскольку два сходных производства открылись в соседнем регионе и перебили сбыт продукции.

И в этом кроется серьезная проблема — оборонные предприятия, "заточенные" на строгое следование приказам профильного министерства, не всегда умеют выстраивать правильную маркетинговую стратегию и предугадывать потребительский спрос.

"Нас изначально создавало и держало государство для определенных целей, а теперь отпускают в вольное плавание — производите, что хотите. Перестроиться очень сложно. Самое простое — сдать помещения в аренду, но мы хотим работать", — признаются участники рынка.

Задача рабочей группы Госдумы по законодательному обеспечению диверсификации предприятий ОПК, в которую входит Виктор Пинский, как раз и состоит в том, чтобы создать законодательную платформу для эффективной работы оборонщиков.

"Тепличных условий не будет, но мы сделаем все, чтобы вы на равных конкурировали с другими игроками рынка", — сказал депутат.

Еще одна проблема, с которой сталкиваются оборонно-промышленные предприятия Приморья — бесконечные проверки, которые мешают работать. "Это никак не вяжется с установкой Президента не кошмарить бизнес", — считают участники "круглого стола" и просят принять меры, которые не мешали бы им заниматься прямыми обязанностями — выпуском продукции.

Предложения, прозвучавшие в ходе "круглого стола", лягут в основу дальнейших решений и найдут своё отражение в вопросах диверсификации предприятий ОПК Приморья.

«Прогресс Приморья», № 11 (473) от 22.03.2018 г.

Подготовил Клим Углов

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно