Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
07 июня, пятница
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Познавательная экскурсия Инженерного класса

Всероссийская акция "Неделя без турникетов", организатором которой является Союз машиностроителей России, проводится на предприятиях ОПК на протяжении ряда последних лет.

Несмотря на то что весенний этап недавно завершился, учащиеся Инженерного класса города Арсеньева посетили с экскурсией Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ). Организаторами экскурсии стали Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России, ПАО ААК "ПРОГРЕСС" и ДВФУ.

"Наша задача – продемонстрировать, раскрыть инженерную специальность в авиастроении с разных сторон. Программа образовательного проекта для старшеклассников "Инженерный класс" включает не только изучение дисциплин, но и профильные мастер-классы, экскурсии по заводу и ДВФУ. Экскурсия в лаборатории ДВФУ – завершающее мероприятие для десятиклассников Инженерного класса в этом учебном году. Второй год обучения у ребят – это полное погружение в проектную работу по тематике предприятия, поэтому сегодня мы посетим Центр организации проектной деятельности Инженерной школы ДВФУ, далее нас ждут в лаборатории механических испытаний и структурных исследований материалов. Мы будем испытывать образцы сплавов алюминия, магния и стали на прочность. И в заключение мы посетим лабораторию химического анализа. Уверена, что это будет познавательно", – рассказала о предстоящей экскурсии помощник руководителя аппарата Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, ведущий специалист по персоналу авиакомпании "Прогресс" Ирина Анатольевна Клочкова.

"В этом году мы впервые работали по техническому проекту, он связан с технологией покрытия оковки лопастей, – говорит Софья Рудакова, участница проекта "Инженерный класс". – Я и мой напарник планируем и дальше развивать эту тему, у нас есть вопросы к специалистам лабораторий. И еще мне очень интересно посмотреть, как работают студенты над проектами, какие у них мастерские, какие они выбирают темы".

Руководитель Центра организации проектной деятельности ИШ ДВФУ Сергей Александрович Иванов показал мастерские, которые оснащены современным оборудованием. Студенты на этих площадках проводят экспериментальные работы. Сергей Александрович сопровождал рассказ практическими примерами. При строительстве одного из мостов на остров Русский произошёл разрыв двух газовых баллонов. Возникла необходимость их подъёма. "Мы вели гидрографические работы, и по просьбе строителей стали искать эти баллоны при помощи роботизированной техники. Случайно обнаружили предметы сигаро­образной формы, – рассказывает руководитель центра организации проектной деятельности ИШ ДВФУ". Так были найдены баллоны.

Ребята узнали о том, что в вузе действует Центр развития робототехники, где занимаются школьники; а преподавателями у них выступают студенты старших курсов ИШ. Они реализуют свои идеи, разрабатывая собственные аппараты. "Аппарат мы специально приобрели в разобранном виде, чтобы научиться его собирать, знать устройство изнутри. То есть провели реверс-инжиниринг, добавив к существующей модели что-то своё", – объясняет Сергей Иванов суть их деятельности. Казалось бы, не проще ли купить подводного робота и эксплуатировать его? Но в Центре организации проектной деятельности считают иначе. Важно докопаться до сути сборки, приспособить, как говорится, управление под себя. Простой пример – электронное сердце аппарата, гнездо на 220 вольт. Сюда подключаются кабели и соединяются с аппаратом. Если работы ведутся в бассейне, то возможно подключение к сети, но если вы плаваете на резиновой лодке по воде в открытом водоёме, и подключение по определению не возможно, то решение одно: перебрать корпус и подключиться к аккумулятору.

В процессе экскурсии был заметен интерес школьников к обозначенной теме. Они не только внимательно слушали, но и сами отвечали на вопросы, заданные экскурсоводами. В одной из лабораторий ребята познакомились с аппаратом, используя который можно дать оценку, например, степени очистки акватории от разлива нефти. Или очистки от угольной пыли терминала в порту Восточном. При проведении эксперимента в лаборатории воздушный двигатель привели в действие при помощи радиатора и вентилятора. Определили научную задачу: в терминале много пыли, которая под действием ветра перемещается, оседает на участках и домах местных жителей. Вопрос: какое должно быть решение данной проблемы? Школьники предложили перенаправить ветер или поливать пыль водой. Да, поливать водой можно, но эффект от этого будет нулевой. Более того, вода имеет свойство испаряться. Значит, в воду нужно добавить такое вещество, которое соберёт пыль в комки. И это вещество не должно быть горючим и вредным для здоровья. Такие решения в Центре организации проектной деятельности ИШ ДВФУ находят при помощи экспериментов. Здесь покрывают угольную пыль разными химическими составами, добиваясь положительного исхода экспериментального анализа.

Живой интерес вызвала экскурсия в лабораторию механических испытаний и структурных исследований материалов. Руководит подразделением Екатерина Александровна Гридасова. В качестве экскурсовода выступил Антон Погодаев, сотрудник лаборатории механических испытаний. Он в 2012 году вступил в Союз машиностроителей России и был участником II Молодёжного международного форума "Инженеры будущего". Антон показал ребятам оборудование, на котором проводятся испытания, рассказал о структурных исследованиях разных материалов, используемых в авиа— и судостроении. Затем ребят ожидало самое интересное – практический эксперимент по проверке на прочность сплавов алюминиевых литейных, отливок фасонных из магниевых сплавов, отливок фасонных из конструкционных легированных сталей и полимерно-композиционных материалов (ПКМ). Антон Погодаев продемонстрировал работу машины "Shimadzu", предназначенную для испытания материалов. В испытании на разрыв участвовали четыре экспериментальных образца из тех материалов, о которых говорилось выше. Интересно то, что алюминиевые сплавы, магниевые справы и изделие из конструкционной легированной стали не выдержали нагрузки и разорвались на глазах у школьников. Ребята с удивлением разглядывали ещё недавно цельные изделия, которые, казалось, разорвать невозможно. Но больше всего удивило испытание пластины, изготовленной из полимерно-композиционных материалов. ПКМ представляют собой соединение наполнителя и специальной смолы. Это соединение даёт композицию, достаточно надёжную по своим механическим свойствам. Использование такого материала делает изделие намного легче, что и является главной причиной того, что данные материалы практически незаменимы. ПКМ обладают удельной жёсткостью, прочностью, плотностью, устойчивостью к разного рода химическим воздействиям. Стоит также отметить, что ПКМ имеют ряд преимуществ, в отличие от других материалов; преимущества заключаются в технологичности, относительно низкой стоимости, простоте изготовления, а также низкой плотности. Казалось, машина не сможет разорвать пластину, однако спустя время пластина не выдержала и просто-напросто превратилась в щепу. ПКМ оказались наиболее стойким материалом, нежели другие испытуемые образцы.

"Я даже не мог представить, что за одну минуту можно получить результаты растяжения и разрыва материала. Все показатели и графики сразу видны на мониторе. Я бы исследовал на этой машине все-все, что окружает нас. Очень много впечатлений от экспериментов", – признается ученик Инженерного класса Ренат Луцук.

После обеда ребята встретились с директором филиала ДВФУ в городе Арсеньеве Сергеем Викторовичем Дубовицким. Он пригласил их на экскурсию в лабораторию химического анализа. Сергей Викторович отметил, что экскурсия является частью программы, которую можно назвать "Школа–вуз–предприятие". "Учащиеся Инженерного класса имеют возможность своими глазами не только увидеть современное оборудование, но и наблюдать за испытаниями, проводимыми здесь".

Ребята также побывали в лаборатории спектроскопии и молекулярных методов анализа эколого-аналитического центра Школы естественных наук. Здесь гостей встречал Антон Шкуратов, старший преподаватель кафедры физической и аналитической химии.

В заключение школьникам было предложено поучаствовать в эксперименте. Суть его такова: металлический стержень был подвергнут обработке рядом химических элементов, с участием воды и крахмала. В специальный раствор были опущены электроды, и на глазах школьников раствор приобрёл определённый окрас. Подводя итог, ребята уяснили для себя, что без знания физики, математики и химии проведение такого эксперимента невозможно.

Учащиеся Инженерного класса поблагодарили всех, чьими стараниями была проведена эта познавательная экскурсия, и отправились в Арсеньев, полные новых впечатлений, а, возможно, и новых идей.

Другие экскурсионные материалы читайте в следующем номере.

«Прогресс Приморья», № 21 (534) от 07.06.2019 г.

Виталий Лентарев

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно