Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
22 марта, четверг
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Твори, выдумывай, пробуй…

Автору этих строк по роду своей деятельности в конце 80-х годов прошлого столетия приходилось немало писать о детском досуге. Думается, нынешние родители, имеющие детей подросткового возраста, не поверят в то, что только во Владивостоке, не говоря о Приморье в целом, при Дворцах пионеров и школьников, детских клубах и даже ЖЭКах действовали станции юных техников. Функционировали кружки и секции авто, судо— и авиамоделизма.

Ребята под руководством "технарей", хорошо знающих свою специальность, учились мыслить, творить и, главное, применять полученные навыки на практике. Нередко можно было увидеть на пришкольных спортивных площадках гонки миниатюрных машин, на озерах — катеров и гоночных хордовых моделей, на полигонах — самое интересное — запуск в небо плавно парящих планеров. До развала страны государство всячески поддерживало детское творчество.

Много с той поры воды утекло. Живем мы в России, на полках магазинов изобилие. Имея деньги, можно купить все. Именно купить! Не придумать, пошевелив мозгами, не собрать, прикрутить, склеить, вырезать, выпилить, выстругать собственными руками, набив шишки методом проб и ошибок, а просто-напросто купить...

Как-то в кулуарах Приморского регионального отделения СоюзМаш России коллеги попытались проанализировать ситуацию в отечественном автопроме, судостроении, космонавтике и других сферах промышленности. Есть подъем, но заметно и отставание от ведущих стран Запада. Это последствия того периода, когда поколение подростков "пепси" и "пива" открыто писали в анкетах, что желают стать банкирами, страховщиками, биржевыми маклерами, бизнесменами, телохранителями, но, боже упаси, не инженерами, конструкторами, хорошими специалистами в области машиностроения...

Долгосрочные перспективы уже никого не прельщают. Родителям проще отправить свое чадо на "Минуту славы" или конкурс юных красавиц, что, без сомнения, интересно и участникам, и телезрителям. Мамаши и папаши вожделенно наблюдают, как неоперившиеся юнцы нестройно поют, танцуют, декламируют, показывая в большинстве своем способности на уровне художественной самодеятельности или студенческого "капустника". И они же переживают, если ребенок провалился — просто не могут все участники быть первыми... С другой стороны, понятно, что из массы всегда может выделиться талант. Таких примеров достаточно. Еще свежи в памяти времена, когда дворовые хоккейные турниры "Золотая шайба", "Плетеный мяч" и другие массовые детские соревнования помогали "просеять" самых лучших, прославлявших в дальнейшем нашу огромную страну на международных спортивных аренах. Но в данном случае речь идет совсем о другом — о творческом поиске в изобретательстве, увлечении школьников техническими специальностями и точными науками. Совсем даже не смешно, когда дите на вопрос родителя рассказать таблицу умножения удивленно спрашивает: "А где мой любимый калькулятор?"...

В 2011 году по телевидению показали школьника из Смоленской области. Семилетний мальчик по имени Никита работал на ферме подменным дояром. Профессии его научили родители, и дело он знает не хуже некоторых взрослых, да еще и с техникой на "ты". Летом он с родителями неизменно и на ферме, и в поле. Сейчас Никита учится в 1-м классе сельской школы. Мальчик мелькнул в телевизионном сюжете, но запомнился многим, несмотря на то, что в детском шоу не участвовал.

До перестройки на одном из телеканалов страны, а их было всего два, шла передача "Это вы можете". Помню, когда мой сосед увидел на дорогах Владивостока первые японские иномарки, вдруг воскликнул: "Эврика!" Причина восторга — японская машина, ну прямо родственница той, что нам показывало телевидение в одной из программ о "технарях"-самородках. Самодеятельные авторы умудрялись вкатывать в студию автомодели, сконструированные собственными руками. И то, что японцы во времена "железного занавеса" тщательно штудировали журналы "Техника молодежи" и "Юный техник", отнюдь не шутка, как посмеивались скептики во времена перестройки. Недаром известны случаи, когда на какой-либо международной выставке технических новинок именно японские конструкторы и производители брали верх. А наш дипломированный рационализатор, имея патенты на изобретение, обклеивал ими стены в собственной квартире или общежитии научного института.

Да, издержки системы налицо, однако и преимущества — тоже. И не вина ученых и инженеров той поры, что не было возможности развернуть идею — их мысли прятали под зеленое сукно. И тогда мозги пригождались за бугром, проще говоря...

Думается, и космос, и авиация, и хоккей, и балет покорили мировой Олимп лишь потому, что в государстве хватало средств на поддержку массового увлечения техникой и другими вышеперечисленными прогрессивными видами деятельности. Другими словами, дети и подростки были увлечены техническим творчеством, а не компьютерными "стрелялко-догонялко-убивалками", отнимающими драгоценное время ребенка. Хотя известно, что компьютерные технологии можно применять рационально и с пользой.

Не хочу прослыть ретроградом, но хорошо помню времена, когда в старших классах средней школы обязательными были уроки труда, а вечерами — работали кружки юных токарей, плотников, конструкторов, модельеров, парикмахеров... Вели их не только учителя, но и профессиональные рабочие, мастера производственного обучения, практиканты технических вузов. Помню, 23 февраля, 8 марта, 9 мая — к традиционным праздникам — мы преподносили своим родителям и дедам не подарки из магазина, а поделки, изготовленные в столярных или слесарных мастерских обычной средней школы, сделанные собственными руками. В этих немудреных поделках теплилась мысль и удовлетворение трудом. Не стоит забывать, что в детстве фантазия работает как часы, да и многие на первый взгляд абсурдные идеи нередко становятся великими открытиями. История знает массу таких примеров. И один из них — полет в космос...

В самом начале 90-х мне довелось побывать в одном из детских клубов авиа— и автомодельного спорта по ул. Ленинской, 65. Занимались ребята здесь совершенно бесплатно. На тот период 8 воспитанников клуба стали чемпионами и призерами краевых соревнований. За 20 лет своего существования на тот период было подготовлено 15 мастеров и 32 кандидата в мастера спорта и за сотню перворазрядников. Сборные команды Приморского края по авиа— и автомодельному спорту более чем наполовину состояли из воспитанников этого клуба.
Ларчик открывается просто: мальчишки здесь занимались по интересам, в охотку, увлеченно, поэтому и результаты не замедлили сказаться. Отказа не было никому. Плата с родителей не требовалась — все расходы по содержанию клуба несла шефствующая организация — СТК АО "Востокрыбхолодфлот". Не все кружковцы добились высот в той или иной сфере деятельности, но навыки, полученные в технических клубах, без сомнения, им пригодились в жизни. И это уже много.

Конец идиллии, к сожалению, банален — предприятие приказало долго жить, подростки лишились помещения, и остались от того времени лишь воспоминания. Если перефразировать строку известной песни, получается, что "орлята не учатся летать". Если так, то не стоит удивляться тому, как "техническую нишу" занимают увлечения спиртным, сигаретами, наркотиками и прочими порочными явлениями, которые общество осуждает, борется с этими явлениями, но маховик управления подростковой средой пока, увы, дает сбои.

«Прогресс Приморья», № 11 (173) от 22.03.2012 г.

Сергей Юдинцев

 

Отзывы (5)

Carlene, 11.08.2012 6:52
zmqvdmz, 12.08.2012 8:51
ahhvtn, 12.08.2012 14:30
ftjqhmwht, 13.08.2012 16:49
fsexfcsph, 14.08.2012 7:14
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно