Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
28 июня, четверг
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

«… на Дальний Восток…»

История Дальнего Востока — это череда знаковых событий, о которых, увы, вспоминают крайне редко по разным причинам. Во-первых, "то" время осталось в прошлом, а "это" — категорически отторгает прежние заслуги страны теперь уже канувшего в Лету социализма (относится исключительно к российской политической истории).

Если отбросить перебранку правых и левых, пропустить мимо ушей разного рода истошные "вопли" в поддержку "болотников", забыть о "Евро-2012", где пали ниц и футболисты, и многочисленные фанаты российской сборной, проявившие себя безвольными в том месте, где нужно, дерзкими и агрессивными — где не требовалось этого вовсе, то в общем знаменателе останутся пустые хлопоты. Как можно говорить о любви к своему Отечеству, быть его патриотом, если одни тянут в лес, другие — по дрова. Истинные россияне вместе с поляками, хозяевами чемпионата Европы, возлагают цветы к памятнику павшим воинам за освобождение Польши, другие — откровенно бузят на трибунах, разворачивают провокационные лозунги, участвуют в шествии, устраивают хулиганскую драку на подступах к стадиону. В итоге все старания одних превращаются в прах, их голос заглушает толпа. "Подложили свинью" своему государству и те, кто "болел", и те, кто отбывал на поле номер в матче с греками. Кому что нравится, как говорится.

Весь этот балаган наводит на одну мысль: кажется, общество движется прямиком к первобытно-общинному строю, соревнуясь лишь в том, кто больше приведет за собой "народа" на площади. Кого-то сильно влечет "нафталин" гражданской войны. Мы совершенно забыли, что в России выборы президента закончились, создано правительство, функционирует кабинет министров. То есть настала пора работать, засучив рукава. И яркий пример такой работы — трудовые процессы на предприятиях, входящих в состав Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России. 13 предприятий оборонного комплекса страны на дальневосточных окраинах добросовестно выполняют производственный заказ. И это несмотря на то что есть здесь, как и везде, свои трудности, как с кадрами, так и с обеспечением своих работников жильем. Невзирая ни на что, владивостокские, арсеньевские, черниговские союзмашевцы продолжают творить историю Дальнего Востока. Это те люди, которые не покинули Приморский край в трудные для него времена. Их прадеды и деды осваивали тихоокеанское побережье в XIX и XX веках, здесь их могилы, многочисленные наследники. Именно наследники работают в проектных и технических отделах, металлургических и сборочных цехах, где ремонтируются и строятся морские суда, налажен выпуск вертолетной техники. Расширяются предприятия, растет производство, а вместе с ним и потребность в высококлассных инженерных специалистах, и социальный аспект выступает на первый план. Как решить кадровый вопрос? Как обеспечить жильем молодых инженеров? Эти вопросы задают себе руководители вверенных им предприятий. Частично находят ответы. И результаты есть. Например, союзмашевцы "Прогресса", "Аскольда", "Звезды", других заводов машиностроительного комплекса разыскивают молодые кадры по всей России, направляя своих "эмиссаров" с одной миссией — рассказать о сегодняшнем дне и перспективах своего предприятия. Не так активно, но молодые кадры прибывают в Приморье, обустраиваются, заводят семьи. Большей части прибывших из центральных районов страны пришлась по нраву природа, близость моря, бурное строительство объектов к саммиту АТЭС-2012. Поражают своим исполинским размахом перекидные мосты, широкое строительство на о. Русский ДВФУ (входит в состав ПРО СМР). Но приезжих интересует и то, что будет после проведения саммита, когда начнется массовый отток наемной рабочей силы, прибывшей из бывших союзных республик (теперь самостоятельных государств). Именно на этом месте хочется остановиться и совершить экскурс в историю, незнание которой приводит к негативным последствиям и ошибкам. Как известно, изобретение, разработка и внедрение какого-либо технического проекта требует немало времени и сил. Не вдруг и не сразу была запущена в космос первая ракета. Изобретателей и конструкторов преследовали неудачи, испытания не приносили должного результата. Однако инженерная мысль взяла верх, расчеты оказались точными, и пришли победы. Так построили в Приморье город авиастроителей Арсеньев (бывшее село Семеновка), В Хабаровском крае на месте села Пермское вырос большой город — Космсольск-на-Амуре, который поднимали всем миром. Брошенный в молодежную среду лозунг о возобновлении строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ) привел в движение страну в 70-е годы прошлого столетия. В результате Дальний Восток получил новые станции, города и населенные пункты. События тех десятилетий историками в какой-то мере освещены, редко, но о них пишут СМИ, звучат воспоминания участников прежних грандиозных строек по радио и телевидению. Но одну дату забыли окончательно и бесповоротно — 75-летие хетагуровского движения.

Это было так…

5 декабря 1937 года "Комсомольская правда" публикует на своих страницах обращение Валентины Хетагуровой (Зарубиной), жены командира одной из воинских частей Особой Краснознаменной Дальневосточной армии, делегата Всеармейского совещания жен командно-начальствующего состава Красной Армии, следующего содержания (печатается в сокращении): "Приезжайте к нам, на Дальний Восток! Девушки! Сестры-комсомолки! Далеко на востоке, в Приморской и Приамурской тайге, мы, женщины, вместе со своими мужьями и братьями перестраиваем замечательный край… У нас мало умелых рук. Каждый человек, каждый специалист на учете. И много еще нужно людей для того… чтобы освоить все богатства края… Но запомните, на Дальний Восток мы зовем только смелых, решительных, не боящихся трудностей людей…"

Отклики не заставили себя долго ждать. Железнодорожные поезда везли к Тихому океану многочисленную армию молодых людей более чем из 40 административных центров СССР. Внушительным оказался поток юношей и девушек из Украины. Хетагуровское движение охватило Московскую, Ленинградскую, Ивановскую, Воронежскую, Саратовскую, Горьковскую и другие области Российской Федерации, входящие в состав Советского Союза. На узловых станциях вагоны заполнялись все новыми и новыми пассажирами, объединенными единой идеей — поднять Дальний Восток. Именно тогда родилась песня, слова которой знал каждый хетагуровец.

Идут составы дальние, звенят слова прощальные,
Пусть много есть широких и солнечных дорог,
Но лучшая дорога — в края, где дела много,
На близкий и любимый, на Дальний Восток…

Цифры тех лет поражают: 242 880 человек (из них 145 485 женщин и 96 395 мужчин) откликнулись на призыв жены командира! По разным причинам, не всем желающим посчастливилось приехать на Дальний Восток. В течение 1937-1938 годов сюда прибыли 23 тысячи человек (65% в возрасте от 20 до 30 лет), большинство являлись профессионалами в той или иной сфере деятельности, имея высокую профессиональную подготовку. Свыше 20% прибывших устроились работать на предприятия тяжелой, рыбной, лесной промышленности, около 6% — в золотодобывающую и угольную отрасли, более 12 % поступили в распоряжение железнодорожного и водного транспорта, 15% занялись сельским хозяйством. Свыше 20% молодежи распределилось на различные работы по линии ОКДВА, ТОФ, НКВД (в это число входят свыше 1,5 тысячи человек, выбравших объектом труда строительство БАМа). Кстати, слово "хетагуровка" на несколько лет прочно вошло в лексикон молодежи.

Благодаря притоку молодых, здоровых, целеустремленных жителей центральных районов страны, с 1928 по 1940 годы на дальневосточных землях закрепилось (по некоторым данным) около 39 тысяч бывших военнослужащих, по общественно-политическим призывам прибыло 60 тысяч молодых энтузиастов. Из их числа 6 тысяч строили город юности Комсомольск-на-Амуре. Последствия хетагуровского движения таковы: 27 тысяч человек нашли свое дело в городах и селах Дальнего Востока. Таким было патриотическое движение юношей и девушек того времени. Это позволило не только обжить окраины страны, но и укрепить ее границы боеспособными кадрами.

Что может противопоставить современная молодежь хетагуровцам? Массовые антиправительственные выступления на площадях, хулиганское поведение на стадионах, дремучее невежество в "познании" истории собственной страны? Хочется верить, что это не так. И противоположные примеры есть там, где молодые люди изобретают, внедряют, строят, созидают, думая о своем будущем, а значит, и о будущем своей большой и малой родины. Их становится больше, и, думается, когда-нибудь созидатели одержат верх над разрушителями. Они руководствуются правильным чеховским призывом: дело надо делать, господа! Необходимо всем понять, что лозунг большевиков "Весь мир насилья мы разрушим…" сильно устарел и неактуален — на дворе век компьютерных технологий, электронных средств связи, сотовых телефонов, новых технических разработок, высоких скоростей, современных средств защиты в оборонных отраслях промышленного производства. И вообще, жить по-хетагуровски полезно. Большое видится на расстоянии. Очень хочется, чтобы много лет или десятилетий спустя потомки сказали спасибо за то, что современники не развалили российское государство, а прочно укрепили его независимость и величие.

«Прогресс Приморья», № 25 (187) от 28.06.2012 г.

Сергей Юдинцев

 

Отзывы (49)

beenseLigue, 11.08.2012 0:31
bornWromblopy, 11.08.2012 5:11
beenseLigue, 12.08.2012 7:45
RaleAbrarljed, 12.08.2012 8:48
Cloccache, 12.08.2012 13:13
bornWromblopy, 13.08.2012 7:43
beetlehiz, 21.08.2012 12:18
Coopvolleycer, 22.08.2012 22:51
Optiltmipam, 23.08.2012 7:25
Optiltmipam, 25.08.2012 4:28
Coopvolleycer, 25.08.2012 6:25
Optiltmipam, 27.08.2012 21:55
Coopvolleycer, 28.08.2012 17:21
Optiltmipam, 29.08.2012 11:25
VommumNar, 19.09.2012 9:43
Bloogkneese, 26.09.2012 6:16
nvtaesk, 27.09.2012 2:53
Bloogkneese, 27.09.2012 3:08
viagra, 03.10.2012 23:47
leabbaniaa, 11.10.2012 12:52
leabbaniay, 11.10.2012 21:08
vhuhcoupeo, 13.10.2012 11:48
nAdondowlc, 18.10.2012 20:18
wMuroTutht, 20.10.2012 7:32
qMuroTuthj, 23.10.2012 9:05
aBedaOrept, 25.10.2012 1:02
bBedaOrepk, 27.10.2012 16:39
uMuroTuthe, 28.10.2012 22:31
rBedaOrepm, 28.10.2012 22:55
jAcroncoxz, 29.10.2012 18:54
vCymnBoryp, 31.10.2012 21:59
akixSloken, 02.11.2012 2:54
jkixSlokeh, 03.11.2012 13:26
zWricWambe, 07.11.2012 10:25
gnigdeenoe, 08.11.2012 6:16
rMamykarkf, 10.11.2012 13:33
vAxiogkizy, 12.11.2012 8:42
awiptLypes, 13.11.2012 4:53
fAculprerq, 14.11.2012 9:25
wlatiestys, 15.11.2012 7:54
wZegetexyn, 16.11.2012 8:30
hZegetexye, 17.11.2012 16:56
pZegetexyt, 20.11.2012 11:47
qMamykarkd, 26.11.2012 4:03
hMamykarkt, 27.11.2012 12:41
afowBallYn, 01.12.2012 0:29
gfowBallYw, 03.12.2012 21:07
dfowBallYo, 05.12.2012 17:31
kfowBallYl, 06.12.2012 14:10
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно