Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
14 марта, четверг
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Одиссея подводной лодки

Кто раньше бывал в Большом Камне на Дальневосточном заводе "Звезда", входящем в состав Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, тому посчастливилось наблюдать, как идет процесс судового ремонта отечественных подводных лодок. Впрочем, здесь в трудный период отсутствия оборонных заказов утилизировались отслужившие положенный срок дизельные субмарины разных модификаций. Так "Звезда" выживала. Но и отремонтировано подводных лодок было немало — рубка одной из них установлена несколько лет назад на въезде в город как символ верности отечественному судостроению и судоремонту.

Все течет, все изменяется

Ничто не вечно под луной. Эта заученная нашим поколением фраза лишь отчасти верна. В этом убеждаешься при ознакомлении с рождением, развитием и совершенствованием подводных аппаратов, называемых подводными лодками, субмаринами или атомоходами. Что интересно: стоит человечеству получить какую-либо техническую новинку, будь то морское судно, воздушный шар, дирижабль или самолет, — и люди начинали мечтать о покорении полюса с обязательным использованием этой самой новинки! Так случилось и с подводной лодкой.

Изобрели ее англичане в конце ХVI века, а меньше чем через столетие математик и епископ Дж. Уилкинс в своем научном труде "Математическая магика" уделил целую главу "ковчегу" для подводного плавания, утверждая, будто он "надежен в отношении льда" и способен совершать "проходы вблизи полюсов" (естественно, тогда еще никто не знал, что Южный полюс располагается не в океане, а на материке).

Подводные лодки строили в Голландии, США, Германии. Во Франции ученые тоже занимались разработкой подлодок. В России еще при Петре Великом было создано "потаенное огненное судно", но наиболее мощный толчок проекту "подводный аппарат" был дан Русско-японской войной, в которой российский флот потерпел поражение. Именно тогда передовые умы засели за чертежи и контурные карты, изучая и приспосабливая придуманное к тем или иным условиям. Одним из итогов военной кампании 1904-1905 годов явилась бурная дискуссия о будущем российском военном флоте, в том числе и подводном. Подчеркивалось при этом, что подводные корабли должны действовать и зимой, при низкой температуре воды, и даже в ледовых условиях.

Владивосток. Бухта Золотой Рог. "Кефаль"

В конце 1908 года лодка "Кефаль" погрузилась под воду во Владивостокской бухте Золотой Рог при 20-градусном морозе и свыше четырех часов пробыла подо льдом, пройдя 4 мили. Командир "Кефали" В. Меркушев написал несколько лет спустя о том, что это было "первое и единственное в мире плавание подводной лодки подо льдом хотя и небольшой в среднем толщины, но зато раскинувшимся по всему горизонту". Если сравнить сегодня "Кефаль" с мощными современными атомоходами, достигающими высоты пяти-этажного дома, какие приходилось "чинить" работникам партнера СМР Дальневосточного завода "Звезда", то ироническая улыбка, без сомнения, коснется ваших губ. И все же, история — наука точная. Именно она и заставляет уважительно относиться и к первому экипажу "Кефали" и к командиру. Думается, не иначе как подвигом ради военной науки и значительного прогресса то, первое, погружение не назовешь. Да еще и гордость, что именно во Владивостоке 105 лет назад случилось это неординарное событие, давшее миру понять, что подводный флот у нас есть!

Миновало два десятилетия, и проект арктического плавания на подводной лодке задумал известный исследователь высоких широт, летчик Герберт Уилкинс, американец австралийского происхождения и прямой потомок достославного епископа-подводника. Он приобрел списанную в утиль серийную военную субмарину, назвал ее "Наутилус" в честь знаменитого корабля капитана Немо (фантастического, но казавшегося миллионам читателей Жюля Верна реальным!) и отправился на ней из Норвегии к Шпицбергену. Поход оказался крайне неудачным, и под лед "Наутилус" "подлез" только носовой частью, да и то с превеликими трудностями. Правда, научные результаты того рейда были весьма впечатляющими, тем более что в плавании принял участие выдающийся норвежский океанограф Харальд Свердруп, родственник не менее знаменитого Отто Свердрупа, капитана нансеновского "Фрама".

Все дальше и глубже…

В середине 30-х годов лодки Северного флота совершили ряд плаваний в Баренцевом море, но первое испытание арктическими льдами произошло во время похода подводной лодки Д-3 на помощь папанинцам в феврале 1938 года. В Норвежском море шедшая в надводном положении лодка попала в жесточайщий шторм, вахтенным матросам на верхней палубе пришлось накрепко привязаться ремнями к тумбе перископа, чтобы не смыло волнами за борт.

Из-за непогоды штурманам долго не удавалось определить координаты по звездам, и все же они вышли точно по курсу к острову Ян Майен. Подводники надеялись, что именно им поручат снять с льдины папанинцев, но это сделали надводные суда. Тем не менее, чтобы быть готовым к ответному походу подо льдами, экипаж Д-3 совершил в Гренландском море пробное погружение под ледовую перемычку — первое настоящее подледное погружение в Ледовитом океане!

Следует упомянуть и небывалый переход советской подводной лодки "Щ-423" по всей трассе Северного морского пути в навигацию 1940 года. Лодка шла в надводном положении под проводкой ледоколов. Для сохранения ее корпуса от ударов льда субмарину одели в "шубу" — громоздкую, но прочную деревянно-металлическую конструкцию, что позволило лодке благополучно преодолеть расстояние от Кольского залива до бухты Золотой Рог.

Во время короткой, но кровавой войны с Финляндией в 1939-1940 годах на Балтике был приобретен немалый опыт плаваний подо льдом, приумноженный, естественно, в годы Великой Отечественной войны и в Балтийском море, и в наших северных полярных морях. Плавали во льдах и гитлеровские подводные лодки, проникавшие тайком в исключительно суровое даже летом Карское море. Они также преодолевали ледовые перемычки, льды служили им надежным укрытием от наших пилотов-разведчиков.

После Второй мировой войны подводный флот довольно быстро стал атомным, отныне субмарины с ядерными реаторами могли подолгу находиться в автономном плавании, без захода в порты и дозаправки горючим. Конец 50-х — начало 60-х годов ознаменовались рекордными подводными рейсами в Мировом океане и в Арктике. В августе 1958 года американская атомная подводная лодка "Наутилус" прошла из Берингова пролива через всю Центральную Арктику и Северный полюс до Гренландского моря, преодолев за 96 часов подо льдом 3300 км. Другой атомный корабль США, "Скейт", в том же году провел под водой 11 суток, пройдя 4500 км.

Вскоре в Центральной Арктике появились и советские подводники. В июле 1962 года лодка "Ленинский комсомол" под командованием Льва Жильцова прошла под мощными арктическими льдами. Под кораблем была глубина океана 4000 метров, а над ним — лед толщиной 12-15 метров. Некоторые ошибочно думают, что это подлодка "Комсомолец", трагически погибшая в апреле 1989 года в Норвежском море.

Найдя разводья во льдах, ПЛ "Ленинский комсомол" всплыла, и моряки водрузили государственный флаг Советского Союза на самом высоком ледяном торосе. А чуть больше года спустя экипаж другого атомохода, возглавляемый Юрием Сысоевым, всплыл на поверхность Ледовитого океана в математической точке Северного полюса и оставил памятную записку: "Очередное посещение Северного полюса подводной лодкой Военно-морского флота Союза Советских Социалистических республик".

По словам контр-адмирала Жильцова, перед походом во льды подводникам дал бесценный совет один из крупнейших знатоков природы Арктики и рельефа дна Ледовитого океана, бывший челюскинец, профессор Яков Гаккель. Он призвал военных моряков не слишком доверять карте подводных глубин, потому что именно в те годы наши исследователи обнаружили на арктическом дне дотоле неведомые высокие горы, в том числе — и подводный вулканический хребет. Ученый как в воду глядел: "Ленинский комсомолец" зарегистрировал в высоких широтах безымянную вершину, по праву получившую имя лодки. Тогда свыше 120 моряков-подводников получили за переход ордена и медали, а командиры — звания Героев Советского Союза.

В 1966 году советские атомные подводные лодки впервые в мире совершили групповое кругосветное подводное плавание, пройдя без всплытия за полтора месяца 25 000 миль. Широко известны имена таких отечественных подводных лодок, как "Ленинский комсомол", "Красногвардеец", "Ленинец", "50 лет СССР" и других.

Атомные подводные лодки всегда составляли и составляют сегодня основу боевого могущества Военно-морского флота. Они имеют большую скорость хода и большую глубину погружения; способны находиться под водой неограниченное время. Для них нет недосягаемых точек в Мировом океане. Атомные подводные лодки вооружены ракетами и торпедами с ядерными и обычными головками.

Ракетная атомная подводная лодка выпускает ракеты в цель за тысячи километров, находясь в подводном положении, что обеспечивает ей скрытность действия и практическую неуязвимость. Одна подводная лодка с ракетно-ядерным вооружением располагает возможностью достичь в короткий срок таких боевых результатов, которые могут превзойти итоги крупнейших операций времен Второй мировой войны.

Атомные подводные ракетоносцы совместно с нашими могучими ракетными войсками стратегического назначения являются главным средством сдерживания любого агрессора, надежным щитом, прикрывающим границы российского государства.
Но отечественное подводное судостроение знает и другие примеры, скажем так, мирного свойства. Например, подводная лодка "Северянка" в далеких 70-х годах прошлого века изучала поведение рыб в разное время суток, на различных глубинах. Она исследовала и гидрологические условия обитания рыб, морского зверя.

Как в прежние годы, так и сейчас большую пользу оказывало морское наблюдение. Для людей, работающих в океане длительное время, необходима регулярная информация о состоянии океана и атмосферы над ним. Эту информацию собирают специальные суда, самолеты, спутники Земли и передают в гидрометеорологические центры, которые сообщают всем о предстоящих изменениях в атмосфере и водах океана.

Немалая роль в изучении морских глубин принадлежит глубоководным аппаратам. Батискаф "Триест" — первый глубоководный автономный аппарат для погружения на большие океанские глубины. Изобрел его и построил швейцарский ученый Огюст Пикар. На этом аппарате он сам осуществил ряд погружений. Его сын — Жак Пикар — и американский моряк Дон Уолш в батискафе "Триеста" 23 января 1960 года опустились на глубину 10919 метров. Это глубочайшее место Мариинской впадины в Тихом океане.

Сегодня подводный флот России возрождается, выходя из застоя, который поверг страну в хаос перестроечных лет. Со стапелей судостроительных заводов сходят все более совершенные подводные атомоходы, способные автономно находиться под толщей воды долгое время. В деле укрепления нашего Военно-морского флота не последнюю роль играют и приморские предприятия, входящие в состав ПРО СМР. Это ОАО "Дальприбор", ОАО "Радиоприбор", ОАО "Варяг" и, конечно же, ДВЗ "Звезда". Спасибо, дорогие заводчане, за ваш непростой труд, и от лица коллектива редакции — всех с Днем подводного флота России!

«Прогресс Приморья», № 10 (222) от 14.03.2013 г.

Подготовил Сергей Юдинцев

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно