Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
26 сентября, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Традиции отечественной авиации

Продолжение. Начало в номере от 15 августа 2013 г.

Эра воздухоплавания

Михаил Ефимов

Начало ХХ века ознаменовалось свежими идеями  в авиастроении и, соответственно, новыми открытиями и рекордами. Именно рекорды двигали авиацию того времени к тем воздушным вершинам, которые предстояло покорить европейцам. И в этом вопросе Россия не отставала от Франции, где авиационное дело быстро развивалось.

Русский слесарь Михаил Ефимов учился в Одесском железнодорожно-техническом училище. Он серьезно увлекся велоспортом, а в 1908 и 1909 годах сумел выиграть чемпионаты России по мотоциклетному спорту. В первый раз он поднялся в воздух на планере в Одессе, в 1909 году. После этого был направлен учиться летному искусству во Францию. Михаил совершил первый самостоятельный полет уже 25 декабря того же года, а потом, выучившись за границей, получил диплом аэроклуба Франции. Совершенно не владея иностранными языками, молодой человек сумел при помощи жестов освоить технику управления воздушным аппаратом и в завершение установил два рекорда высоты и дальности полета. Дерзкий российский пилот немало удивил французскую публику своими достижениями. В России его уже ждала должность главного инструктора Севастопольской авиационной школы.

Михаил Никифорович Ефимов родился в 1881 году в деревне Дуброва Владимирской волости в Смоленской области. Он стал первым в России авиатором и известным  спортсменом. Во время Первой мировой войны Михаил Ефимов служил в качестве летчика-охотника (добровольца) 32-го авиационного отряда. Русский пилот действовал не только как разведчик, но и довольно точно сбрасывал бомбы на позиции противника. Он изобрел приспособление, которое позволяло пилоту самомостоятельно заводить самолет, не прибегая к посторонней помощи. К 1915 году летчик был полным Георгиевским кавалером…

Сергей Уточкин

Велик вклад в развитие авиации "купеческого сына", летчика-любителя Сергея Уточкина, прославившего Россию своими экспериментальными  полетами над пустыней Сахара. Так его имя узнали в Европе, а на родине он был любимцем многих и имел неимоверную популярность как один из ведущих специалистов авиационного дела.

Один из первых русских авиаторов, Сергей Исаевич Уточкин родился в июне 1876 года в Одессе, в собственном доме отца, купца и удачливого строительного подрядчика. В 1881 году, в пять лет, он остался без матери. А вскоре ушел из жизни и отец, заболев туберкулезом. Опекунство над осиротевшими детьми Уточкиных взяли родственники отца. Сергей с двумя братьями, Николаем и Леонидом, воспитывался в разных семьях на деньги, оставленные родителями.

Сергей Уточкин был одним из первых русских футболистов, выступал за любительскую команду Одесского британского атлетического клуба. В то время футбол культивировался в основном среди иностранцев. Он одним из первых в России освоил роликовые коньки. Занимался джиу-джитсу и боксом.

Будучи спортсменом, наибольших успехов добился как велогонщик. В течение 17 лет неоднократно завоевывал призы как в России, так и за рубежом. Пересев с велосипеда на автомобиль, Сергей участвовал в автогонках и поставил не один рекорд скорости.
Когда в Одессе начались полеты на воздушном шаре, спортсмен сразу увлекся ими и 9 октября 1907 года выполнил свой первый самостоятельный полет. Затем полеты следовали один за другим. В конце того же года Сергей Уточкин гастролировал в Египте. По возращении ему вручили грамоту Одесского аэроклуба о присвоении звания пилота-воздухоплавателя. 26 сентября 1909 года он летал на своем шаре над Одессой с писателем А. Куприным и двумя журналистами.
Вскоре Уточкин отправился во Францию, где досконально  изучил конструкцию аэроплана и поработал на авиационном заводе. В Россию вернулся с основными узлами моноплана "Блерио-11"…

Петр Нестеров

Рекорды отечественных пилотов, конечно же, имели широкий резонанс в обществе. Не удивительно, что армия тоже включилась в рекордную гонку. Капитан Петр Нестеров не просто поднялся в небо с киевского аэродрома, но и выполнил на самолете замкнутую кривую в вертикальной плоскости, названную специалистами мертвой петлей. Так как за процессом наблюдало множество зрителей, рекорд получил огласку и был документально запротоколирован. А выполненный пилотом элемент с той поры стали называть "петлей Нестерова".

Французы, узнав о том, что русский офицер добился небывалого в летной практике, принялись всячески оспаривать это. Они раструбили на весь мир о том, что мертвую петлю первым выполнил француз Пэгу, известный своими достижениями летчик-профессионал. Однако Пэгу лично опроверг свое первенство в выполнении воздушного трюка. Более того, пребывая в Москве и читая доклад о своих фантастических полетах, француз, заметив Нестерова среди слушателей, неожиданно пригласил его на эстраду, дружески обнял и поздравил с рекордом, назвав Нестерова первым в мире летчиком, выполнившим в небе мертвую петлю.

"О динамике полета птиц"

Рекорд Нестерова, впрочем, возник не спонтанно. Ему предшествовали те события, когда русский ученый профессор Николай Егорович Жуковский в своей работе "О динамике полета птиц" вывел теорию вероятности выполнения мертвой петли. И спустя время теория была опробована на практике, а Жуковского по праву назвали "отцом русской авиации". Благодаря его теоретическим выкладкам российская авиация получила, так сказать, свой статус, а вместе с ним и мировое признание.  Жуковский в лабораторных условиях Московского университета придумал и построил аэродинамическую трубу, что позволило изучать полеты летательных аппаратов разных моделей. Это событие датировано 1902 годом. Два года спустя Жуковский открыл закон, определяющий подъемную силу крыла самолета. В 1910-м Николай Егорович определил наивыгоднейшие профили лопастей и винта самолета, сделал еще ряд важнейших открытий в области авиационного дела. Работая в тесной связке с известным физиком академиком Сергеем Алексеевичем Чаплыгиным (1849-1942), Николай Жуковский сумел доказать, что научная основа в самолетостроении – один из главных элементов развития авиации вообще. Он исходил из того, что ранее летательные аппараты строились любителями, зачастую допускающими ошибки в расчетах, что непременно вело к авариям и трагическим случаям. Впрочем, подобное наблюдалось и в Америке, и в Европе, и, естественно, в России. Годы жизни академика Николая Егоровича Жуковского (1847-1921) пришлись на безоговорочное первенство России в области научных разработок и "воздушных" открытий.

Понятное дело, что на заре отечественного авиастроения никто не мог предполагать, что в ХХI веке в небесные просторы будут подниматься не только реактивные сверхзвуковые многотонные самолеты, но и воздушные машины – вертолеты, например, Ка-52 "Аллигатор", собранные на арсеньевском заводе "Прогресс", входящем состав ПРО СМР. Более того, они   удивят мир скоростью,  маневренностью и  небывалой надежностью. Но это произошло…

Сергей Юдинцев
Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 38 (250) от 26.09.2013 г.

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно