Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
07 ноября, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Традиции отечественной авиации

Окончание. Начало в номере от 15 августа 2013 г.

Воздухоплавание и аэродинамика

Усилия российских ученых не утонули в пучине бурных перемен, когда технический прогресс наступал во всех сферах человеческой жизни. Изучение воздушного и космического пространства, силы земного тяготения все больше и больше будоражили умы великих людей в середине XIX-начале ХХ века.

Наряду с воздухоплаванием в России заговорили об аэронавтике. На небывалую высоту поднял исследовательскую планку в этой области Константин Эдуардович Циолковский (1859-1935), ставший пионером реактивного самолетостроения. В своей главной статье 1913 года "Исследование мировых пространств реактивными приборами" Циолковский развил теорию полета ракеты с учетом изменения ее массы в процессе движения. Он также обосновал возможность применения реактивных летательных машин для межпланетных сообщений. В 1914 году выходит дополнение к данной статье. Эта работа считается самым ценным трудом Циолковского и закрепляет его первенство в исследовании вопросов космической техники. Ранее, с 1898 по 1902 год, Константин Эдуардович опубликовал 16 статей по вопросам воздухоплавания и аэродинамики.

После революции фигура крупного ученого с мировым именем пришлась ко двору новому руководству страны. В 1921 году Совет Народных Комиссаров РСФСР принимает решение о назначении Циолковскому персональной пенсии.

Константин Эдуардович Циолковский считается одним из основоположников философского течения, названного "космизмом". За свою жизнь Константин Эдуардович написал более 130 статей и сочинений и более 80 рукописей. Из них около 50 – философских и околофилософских, 15 научных, около 60 технических, 40 из которых – на тему металлического дирижабля, около 10 научно-популярных и примерно столько же фантастических рассказов.

На протяжении всей жизни Циолковский был одержим конструированием металлического дирижабля, который он задумал давно, в возрасте 30 лет. Всю жизнь в своих трудах он пытался доказать возможность создания такого дирижабля. 3 мая 1925 года состоялся диспут в Политехническом музее Москвы о целесообразности постройки дирижабля Циолковского. Но металлический дирижабль так и не был построен.

Сказку сделать былью

Однако, несмотря на все успехи русской авиации, собственной авиационной промышленности в дореволюционной России не было. Царское правительство предпочитало закупать за границей готовые самолеты.

Первого мая 1918 года в воздушном параде над Красной площадью участвовал всего один самолет, которым управлял ученик профессора Н.Е. Жуковского – И.Н. Виноградов. Но это стало началом. По всей стране проходит сбор средств на создание Красного воздушного флота, организуется Российское общество добровольного воздушного флота – "Добролет" – предшественник "Аэрофлота". Одна за другой в воздух поднимаются крылатые машины, построенные советскими инженерами, техниками, рабочими.

В 20-е годы в стране начали работать конструкторские бюро под руководством А.Н.Туполева, Н.Н. Поликарпова, Д.П. Григоровича и других конструкторов. В 1923 году в КБ А.Н. Туполева был сконструирован первый самолет – моноплан АНТ-1. Это был шаг вперед, ведь большинство самолетов того времени были бипланами. 26 мая 1924 года в воздух поднялся первый цельнометаллический многоместный самолет АНТ-2. Летом того же года на воздушной линии Москва – Нижний Новгород начали летать первые советские пассажирские самолеты АК-1. В 1925 году советская авиация вышла на международные трассы. В эти же годы в стране успешно развивалась и своя собственная моторостроительная промышленность.

За годы первых пятилеток были построены современные мощные заводы, начали выпускаться различные высокопрочные материалы, появились отечественные авиадвигатели различной мощности. Авиационная наука продвинулась далеко вперед, что дало возможность выполнять с достаточно высокой точностью прочностные и аэродинамические работы. Все это обеспечило значительный количественный и качественный рост отечественной авиации. Были установлены десятки международных рекордов скорости, высоты и дальности полетов. Мировая слава советской авиации непрерывно росла.

В этот период появились самолеты целевых назначений оригинальной конструкции с высокими техническими характеристиками. Конструкторская бригада П.О. Сухого под руководством А.Н. Туполева создала истребитель И-14 (АНТ-31 бис), конструктор А.И. Путилов создал самолет "Сталь-3", изготовленный из нержавеющей стали. Сегодня успешно действует холдинг "Вертолеты России". Это известный в мире бренд по конструированию и разработке современных образцов винтокрылых боевых машин, которые серийно выпускает арсеньевский завод "Прогресс", лидирующий в числе предприятий, входящих в состав ПРО СМР...

В 30-е годы мощная отечественная авиационная промышленность выпускала истребители И-15 и И-16, скоростной бомбардировщик СБ, самолет К-5 для гражданской авиации и многие другие самолеты.
В 1934 году самолеты АНТ-4, Р-5 и некоторые другие вывезли 104 человека с места гибели корабля "Челюскин". За эту операцию летчики А. Ляпидевский, С. Леваневский, В. Молоков, Н. Каманин, М. Слепнев, М. Водопьянов, И. Доронин были первыми удостоены высокого звания Героя Советского Союза.

Три года спустя экипаж в составе В. Чкалова, Г. Байдукова и А. Белякова на самолете АНТ-25 совершил беспосадочный перелет по маршруту Москва – Северный полюс – Ванкувер, покрыв за 63 часа 16 минут расстояние 8504 км. Вслед за ними 12-14 июня второй экипаж в составе М. Громова, А. Юмашева и С. Данилина на таком же самолете АНТ-25 совершил перелет по маршруту Москва – Северный полюс – Сан-Джасинто. Советские пилоты установили мировой рекорд беспосадочного полета: за 62 ч 17 мин. они покрыли расстояние 10 148 км.

Еще один мировой рекорд установил наш женский экипаж в составе В. Гризодубовой, П. Осипенко и М. Расковой. На самолете "Родина" летчицы пролетели над территорией нашей страны 5908 км за 26 ч 29 мин. Забегая вперед, заметим, что в селе Керби (ныне – село имени Полины Осипенко с одноименным районом) в 1971 году в районном центре был установлен обелиск на перекрестке улиц Школьной и Амгуньской, посвященный экипажу самолета "Родина". Изготовлен в скульптурной мастерской художественного фонда в городе Хабаровске. Автор проекта Кукарин. Художественная композиция состоит из фундамента, опорной плиты, поднятого ввысь на 10 метров крыла самолета и приставной плиты, на которой выгравированы три барельефа женщин-летчиц и сделана надпись "Экипажу самолета "Родина". Торжественное открытие художественной композиции состоялось 24 сентября 1971 года.

Годом раньше таежный район посетил супруг Полины Денисовны, Герой Советского Союза, участник войны в Испании, командующий истребительной авиацией в годы Великой Отечественной войны, генерал-лейтенант авиации – Александр Степанович Осипенко.

В 1998 году 60-летию беспосадочного перелета Москва – Дальний Восток был посвящен юбилейный перелет "Союз крыльев". Управлял самолетом американо-российский экипаж, который состоял из женщин: Натальи Винокуровой (родом из Йошкар-Олы ), Халидэ Макагоновой (уроженки Москвы), Ронды Майлс (штат Арканзас, Америка), Никки Митчелл (Америка). Организовали перелет: клуб женщин летных специальностей "Авиатрасса", правительство города Москвы, Международный фонд авиационной безопасности. Спонсорами выступили: ГУП "Оренбургские авиалинии"; правительство Москвы; "Морсвязь–спутник". Летчицы преодолели маршрут: Москва – Казань-2 – Екатеринбург – Омск – Томск – Нижнеудинск – Киренск – Якутск – Аян – с. им.П.Осипенко – Аян – Охотск – Магадан – Эвенск – Анадырь – США.

Преодоление звукового барьера

В 50-е годы конструкторы и летчики начали штурм звукового барьера. Одним из первых в мире одолел этот барьер самолет МиГ-19 конструкции А. Микояна и М. Гуревича.

Не оставались в долгу перед пилотами гражданской авиации и конструкторы. Творческим коллективом под руководством А. Туполева был разработан самолет Ту-104 – первый в мире пассажирский реактивный самолет. На линиях средней протяженности стали летать самолеты Ил-12 и Ил-14 конструкции С. Ильюшина…

У российской авиации славная история, ее многовековая летопись берет свое начало с того момента, когда человек увидел небо, облака, звезды. С той поры покорители воздушных высот неуклонно воплощали многовековую мечту в жизнь, мучительно, медленно, но верно поднимаясь все выше, выше и выше… Конструкторы, воздухоплаватели, пилоты, летчики-асы били один рекорд за другим, и в настоящее время, достигнув максимальной точки дальности полета и предельно допустимой высоты, уверены, что это не предел. Так считают авиационные реалисты нового ХХI века, что означает одно – новым рекордам быть! И традициям – тоже.

«Прогресс Приморья», № 44 (256) от 07.11.2013 г.

Сергей Юдинцев

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно