Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
03 марта, четверг
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Ребята учатся мечтать…

Продолжение. Начало в № 4

Нашему поколению достались десятилетия, когда не было сотовых телефонов, ноутбуков, смартфонов, сверхточной оптики, внедорожников, других технологических новинок, однако были мечты о покорении морей и океанов, горных вершин, заоблачных высот. И ещё, что не менее важно, мы знали имена тех, кто осуществлял эти мечты. И хотя именно тогда звучала фраза "Не сотвори себе кумира", они, эти самые кумиры, всегда были рядом, их фотографии, рисованные портреты являлись обязательным атрибутом в каждой семье.

Бывало, мы просто вырезали снимок героя из газеты и кнопками крепили к стене. Несмотря на то что известный "вождь мирового пролетариата" являл собой чуть ли не икону, для нас, подростков, это было вовсе не так. Для нас герои Великой Отечественной войны, воздушные асы, подводники, позже — герои космоса были "живее всех живых". Спасибо нашим учителям, которые умели зажечь в нас живой огонёк вначале маленькой, а затем и большой мечты. Спасибо и низкий поклон всем, но особенно — преподавателям труда, руководителям технических кружков и военного дела. Никто из них не отрицал того, что всё, чему нас учили, пригодится в дальнейшей жизни. Они заглядывали в будущее и, обладая необъяснимым магнетизмом, давали возможность мыслить, не ограничивая ни в чём. Мастерская — единственное место в школе, где пахло стружкой, клеем, дымящейся деталью, только что выточенной на токарном станке…

Сегодня многое изменилось: не в каждой школе работают мастерские, а технические кружки при детских клубах — чуть ли не анахронизм, и всё же, как поётся в песне, "мы рождены, чтоб сказку сделать былью", поэтому не всё так мрачно даже сегодня, когда кризис, санкции, террористические угрозы не дают сосредоточиться на главных жизненных направлениях.

К счастью, остались ещё островки, где будущие конструкторы творят, выдумывают, пробуют. Это место — Арсеньев, где градообразующее предприятие, лидер Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России ПАО ААК "Прогресс", всячески поддерживает кружковую работу авиамоделистов. Здесь хорошо знают, с чего начинали свой путь отечественные лётчики, конструкторы, космонавты А. Туполев, О. Антонов, А. Яковлев, С. Королёв, Ю. Гагарин и другие, которым в школьные годы посчастливилось осуществить "маленькую" мечту, смастерив собственными руками управляемые модели самолётов. Они шли через тернии к звёздам, от простого к сложному, в итоге добиваясь конечного результата. Совсем не случайно, что именно на "Прогрессе" собирают вертолёты, здесь сохранилась преемственность поколений, не забыты прошлые достижения и живут те люди, которые хорошо помнят прошлое и делятся своим опытом с подрастающим поколением, которое тоже не мыслит себя без авиастроения. Пожалуй, на большом Дальнем Востоке, где сохранилась малая авиация от своих истоков до настоящего времени, сохранилась и надежда на дальнейшее развитие авиамоделизма. Это и есть творческая мастерская, своеобразное конструкторское бюро, где "твори, выдумывай, пробуй" — не просто слова, а установка к действию.

Вовсе не случайно в Арсеньеве были подготовлены чемпионы и призёры различных соревнований по авиамоделизму. В этом виде спорта используются модели трёх групп. Кордовые модели, пожалуй, стали самыми популярными среди мальчишек. На самом деле, завораживает движение винтокрылой машины, управляемой стальной нитью по кругу. Не менее захватывающими являются радиоуправляемые модели, когда "штурвал" находится на расстоянии. Третий вид моделей — традиционные свободнолетающие, к ним причислены планеры, резиномоторные, таймерные авиамодели, в том числе с двигателем внутреннего сгорания. На соревнованиях летательные аппараты выполняют в воздухе различные фигуры, участвуют в воздушных боях, "гоняют" на скорость. Состязания всегда вызывают интерес зрителей, в числе которых немало детей.

Путь малой авиации

Заметим, что Россия — одна из первых стран в мире, где авиамоделизм привлёк внимание энтузиастов это вида спорта. В первое время это было увлечением небольшого числа людей, но в начале двадцатых годов прошлого века число увлечённых изготовлением летающих крылатых моделей значительно расширилось, что привело к созданию Международной авиамодельной комиссии в 1923 году, спустя два года прошёл первый чемпионат мира. С той поры мировые первенства проводились регулярно. Повсеместное увлечение авиамоделизмом в нашей стране началось после окончании Великой Отечественной войны. В этот период стали регулярно проводиться всесоюзные и всероссийские соревнования. Авиамоделизм был включён в Единую всесоюзную спортивную квалификацию, и малая авиация на равных вошла в дружную спортивную семью. В Приморском крае в кружках при станциях юных техников, Домах пионеров и школьников, на машиностроительных и других предприятиях Владивостока, Арсеньева, Уссурийска, Артёма, Спасска-Дальнего, Дальнереченска изготавливались воздухоплавательные модели. Существовала краевая станция юных техников, которую возглавлял судья республиканской категории Николай Серебров. В 1974 году ЦК ДОСААФ принял важное решение о проведении первенства России и СССР среди юношей. Приморцы громко заявили о себе, когда в 1976 году авиамоделист из Владивостока Сергей Банников стал лучшим среди сильнейших российских спортсменов в классе кордовых пилотажных машин. Он был включён в состав сборной РСФСР и в том же году получил высшую награду за победу в командном первенстве СССР.

Массовый характер приобретает увлечение авиамоделизмом в городе Арсеньеве. Здесь сказались богатые традиции авиастроения на славном заводе "Прогресс", которому в текущем году исполняется 80 лет. Спортсмены города составляли костяк сборной Приморского края и всё больше завоёвывали наград в соревнованиях различного уровня. Победителями первенства России становились Е. Поляков, А. Лазарев, А. Кукла, С. Агапитов, И. Мельник, М. Мандрика. Были арсеньевцы и призёрами российских первенств. Среди них — А. Кукла, О. Баранов, В. Утва, В. Добрянский, К. Петухов, Д. Балуков, А. Алексеев, С. Воробьёв, Д. Дубицкий, М. Мандрика. На чемпионате мира 2002 года приморец Д. Дубицкий показал лучший результат среди членов сборной России.

Окончание следует

«Прогресс Приморья», № 8 (372) от 03.03.2016 г.

Подготовил Сергей Юдинцев

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно