Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
13 мая, среда
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

«Наши павшие, как часовые…»

Продолжение. Начало 20 апреля

Стоит сказать, что ситуация на южном участке советско-германского фронта 16 июня 1942 года изменилась не в пользу Красной Армии. Противник приступил к осуществлению плана "Блау". Уже на следующий день, 17 августа, началось форсирование Дона. Это была последняя водная преграда на пути к Сталинграду, расположенному вдоль западного берега Волги. Угроза была нешуточная. Мало того, что бывший Царицын, названный именем Сталина, был важен в политическом плане, но и экономически город на Волге играл огромную роль. Его захват фашистами означал бы потерю крупнейшей производственной базы, транспортного узла, водной артерии, и – самое непоправимое – открывался путь на юг, на Астрахань. Узнав о том, что Гитлер повернул войска на Сталинград, японское командование принялось готовиться к войне против СССР. Но с оговоркой: если город на Волге будет взят гитлеровцами. 

Командование РККА наметило уничтожение переправ через Дон. Для этой операции были сформированы авиагруппы по 10-30 Пе-2 и Ил-2, которым передавалось по 10-15 истребителей. Получив приказ, лётчики приступили 20 августа к его выполнению. Несмотря на то что штурмовики 112 раз вылетали на задание и, отбомбившись, возвращались на базу, бомбардировщики совершили 90 вылетов, всё же этого оказалось недостаточно. Тогда появился приказ наркома обороны Сталина № 227 "Ни шагу назад!". Он касался не только сухопутных войск, но и авиации, где тоже были случаи нарушения воинской дисциплины. Основные бои развернулись в междуречье Дона и Волги, на этот плацдарм советское командование бросило против вражеских танков и мотопехоты всю авиацию. Противник имел 100-120 истребителей в немецких частях 4-го Воздушного флота. Им помогали румынские, венгерские и итальянские части. Наша бомбардировочная авиация осталась без прикрытия и несла тяжёлые потери. За июль 1942 года через 270-ю бомбардировочную авиадивизию полковника Егорова прошли 86-й, 88-й, 140-й, 275-й, 279-й и 797-й полки, летавшие на Пе-2. Однако после боёв все были отправлены на переформирование. 

Танковой армии Гудериана всё же удалось переправиться через Дон, выйти с севера к Волге и атаковать окраины Сталинграда. Жаркие во всех смыслах бои шли за каждую улицу, дом, высоту. Сухопутные войска упорно оборонялись. Видя широкий размах и характер боёв, командование ВВС пришло к выводу, что необходимо вести бомбометание с повышенной точностью. В непрерывно меняющейся обстановке авиация должна была стать самым точным и оперативным средством поражения противника. В срочном порядке под Сталинград были посланы несколько резервных групп, а 4 сентября пришла на подмогу не закончившая формирование 16-я воздушная армия. Теперь количество Пе-2 под Сталинградом достигло 113 единиц из общего числа 738 боевых машин. "Пешки" во взаимодействии со штурмовиками Ил-2 внесли весомый вклад в общий успех осени 1942 года. Они не позволили взять Сталинград с ходу, как это привыкли делать гитлеровские войска ранее. Но были и немалые потери среди личного лётного состава. Многие проявили лётное мастерство и храбрость и вышли победителями из той мясорубки. 

Немцы перебросили на Волгу свежие силы истребителей, усилили свой потенциал высотными BF 109G-1 с гермокабиной и устройством впрыска в цилиндры мотора закиси азота, что позволяло подниматься на высоту 7000-8000 метров и настигать наши "Пешки". В начале осени 1942 года понёс потери и выбыл на переформирование даже 150-й пикирующий авиаполк, один из лучших в тех боях. 

Под Сталинградом в воздушную войну включились и женщины, среди них – лётчицы 587 БАП, вооружённого пикировщиками Пе-2. Полк был сформирован по инициативе Героя Советского Союза Марины Расковой, прославленной советской лётчицы, совершившей до войны беспосадочный перелёт Москва – Дальний Восток. (Об этом рекорде редакция газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России подробно рассказывала на своих страницах.) 25 октября 1942 года полк был готов к боевым действиям, а спустя три дня его включили в состав 270-й БАД. Началась переброска женского авиаполка под Сталинград. Таким стало начало этого подразделения. Перебазирование проходило в сложных метеоусловиях. В бой 587 БАП вступил без своего первого командира Пе-2 Марины Расковой. 4 января 1943 года её самолёт потерпел катастрофу, попав в густую облачность. В мае 43-го полк, отлично проявивший себя в воздушных сражениях, получил имя Марины Расковой. Заканчивал войну в 1945 году женский полк уже 125-м Гвардейским орденов Суворова и Кутузова. За отличие в освобождении Белоруссии на его знамени появится название города Борисова. Особо отличилась замкомэска 125-го ГвБАП Мария Долина. Она выполнила 42 боевых вылета, сбросила на врага 45 тонн бомб, в шести групповых воздушных боях сбила три истребителя люфтваффе.

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», Онлайн-версия май 2020 от 15.05.2020 г.

Сергей Юдинцев

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно