Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
24 марта, четверг
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Профессионал

Среди тружеников краевой системы профобразования есть те, благодаря кому она еще работает

Как известно, российская школа катастрофически бедна мужчинами-учителями (мизерная зарплата и нервная обстановка отпугивают представителей сильного пола). В системе профессионального образования их немногим больше, чем в общеобразовательных школах. И некоторые достойны того, чтобы их с уважением называли Мастер, Наставник.

В профессиональном училище № 9 Владивостока вот уже на протяжении 16 лет работает старшим мастером Сергей Заречный. В систему профтехобразования он попал еще в 1982 году, по комсомольской путевке. До этого, после окончания судостроительного техникума, работал механиком-судокорпусником в 11-м цехе "Дальзавода".

— Придя мастером в первое, подшефное "Дальзаводу", училище, готовил ребят именно для этого цеха. А в 1995-м меня пригласили старшим мастером в "девятку", так как эта должность была на то время свободной, — рассказывает Сергей Александрович. По внешности и манерам он сильно напоминает мне героя известного фильма "Пацаны" — Павла Антонова, начальника летнего лагеря для трудных подростков. И сами учащиеся 9-го училища, как я успел заметить, относятся к нему с тем же чувством искреннего восхищения и доверия, с каким в фильме воспитанники лагеря относились к своему "шефу".

В чем причина такого авторитета — в крутости нрава, физической мощи, психологической силе? Наверное — и в том, и в другом, и в третьем. Но кажется, главное все же — в умении делать вещи, которые определяют сущность "настоящего мужика".

— С самого начала я учу их простому: не пасовать перед протекающим краном, вышедшей из строя розеткой, сломанным выключателем, отвалившейся штукатуркой или порванным линолеумом, — говорит Сергей Александрович, — ведь в нашем училище готовят специалистов по монтажу и ремонту всех тех систем, которые составляют основу современного жилища: сантехники, электроснабжения, вентиляции, отопления... И я говорю им: "Не надо приглашать специалиста из ЖЭКа, который сдерет с вас кругленькую сумму за самую пустяковую починку, а лучше сделать это самому. Если знать как — можно самую серьезную поломку исправить в считанные минуты и с затратой всего в несколько рублей, а то и меньше...". И рассказываю и показываю, как это можно сделать.

Вообще, должность старшего мастера в училище предполагает управление мастерами производственного обучения, каждый из которых ведет какое-то направление, руководит своим цехом. В девятом училище таких цехов четыре: слесарный, электромонтажный, сварочный, трубозаготовительный. Плюс — автомобильная лаборатория: в училище готовят еще и автослесарей. А совсем недавно появилась и мастерская холодной ковки.

В каждом из этих направлений Сергей Александрович — специалист. При необходимости может подменить отсутствующего мастера, провести учебно-производственные занятия, проконтролировать выполнение заданий, проконсультировать, помочь с инструментами, расходными материалами.

— Оборудование у нас, конечно, морально уже порядком устарело, чего греха таить, — поясняет Сергей Заречный, — но это общая беда отечественной системы профобразования. И не вижу здесь повода, чтобы опускать руки и жаловаться на судьбу. Даже с этим оборудованием, если поддерживать его в надлежащем состоянии — что мы и делаем — можно выработать основные профессиональные навыки и умения у ребят.

И ведь вырабатывают. Выпускники 9-го училища идут нарасхват практически на все строительные и машиностроительные предприятия края. А сам мастер Заречный недавно проявил себя не только как практик-"золотые руки", но и как теоретик. В Хабаровском учебно-методическом издательстве вышло его "Пособие по производственному обучению для профессиональной подготовки и повышения квалификации, переаттестации учащихся по профессии "Электрогазосварщик, электросварщик ручной сварки и газосварщик".

— Был бы литературный талант — написал бы брошюру "Как стать мужем на час", — смеется Сергей Александрович, и тут же добавляет серьезно: — А что, может, стоит попробовать?

«Прогресс Приморья», № 11 (124) от 24.03.2011 г.

Эдуард Попов

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно