Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
22 сентября, четверг
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

"Преимущества НПО — краткость и привязка рабочему месту…"

Куда пойти учиться? Странный вопрос в конце сентября. Не такой и странный, если вспомнить, что далеко не все учебные заведения прекратили наборы студентов. И если вузы могут с осознанием честно выполненного долга подсчитывать количество новообращенных и грядущие суммы за их обучение, то кое-кому делать это рановато. Речь о десятках лицеев и ПТУ, колледжей и техникумов, наборы в которые продолжаются.

Несмотря на укоренившийся скепсис в отношении учреждений НПО и СПО (так они именуются официально), польза от обучения и перспективы выпускников очевидны. Впрочем, как показывает опыт, не для всех. О сегодняшнем дне профессионального образования представитель нашего ПРО СМР беседует с заместителем директора департамента образования и науки Приморского края Екатериной Черновицкой.

— Вступительные экзамены в основном закончены. Можно ли говорить о каких-то тенденциях?

— Отметить тенденцию можно по приему двух последних лет. Ситуация такова: прием в НПО падает, прием в СПО остается примерно на одном уровне. Проблема в том, что желающих поступать в вузы по-прежнему много — невзирая на возможности — материальные, физические, интеллектуальные. Но помимо этого очень многие (в основном окончившие 9 класс) поступают в учреждения СПО, мечтая все равно о вузе. Поскольку через учреждения среднего профобразования путь к получению заветного высшего образования, по их мнению, сокращается. Как результат, СПО выпускников 9 классов набрали в этом году легко (даже с превышением контрольных нормативов).

— А как с учреждениями НПО? ПТУ, проще говоря?

— Контингент учреждений НПО остался прежним. И пока мы ощущаем недобор. Впрочем, небольшой, и касается это в большей степени выпускников 11-х классов. Дело в том, что с 1 сентября система НПО переходит на новые образовательные стандарты, рассчитанные на выпускников 11-х классов. Это произошло в связи с введением федерального государственного стандарта, призванного поднять статус учреждений НПО. А вот этих групп детей явно не хватает. Ведь очевидно, что для закончивших 11 классов важен в первую очередь — вуз, во вторую — СПО, и совсем минимум ориентируется на НПО. Вот недобор выпускников 11 классов серьезный.

— Для них и продлен набор?

— Да, прием у нас до декабря. Это сделано для того, чтобы, если человек не поступил ни в вуз, ни в СПО, он имел бы возможность все-таки не болтаться целый год, а получить образование по сокращенной программе. Получить профессию.

— Можно что-то противопоставить монополии вузов?

— Агрессивная политика вузов в течение приемной компании ориентирует выпускников, родителей, общественность вообще на получение высшего образования, обещая при этом высокое трудоустройство. Но мы все прекрасно понимаем, что в экономическом обществе рабочие места получают не только сотрудники с высшим образованием. Всегда экономика и хозяйство держались и держатся, в первую очередь, на рабочих кадрах и служащих. А менталитет выпускника вуза не позволяет ему занять обычное рабочее место, и он сам себя загоняет в ловушку. Конечно, есть примеры, когда закончивший вуз становится у станка. Но это в большей степени по необходимости. Наша задача — чтобы у станка стоял выпускник учреждения НПО или СПО, который понимает, что такое металл, станок, производственный процесс. И чтобы он на этом был воспитан изначально. В таком случае его отношение к своему рабочему месту — совершенно другое. Ведь он растет, чтобы встать у станка, а не опускается, как считает выпускник вуза. Это совершенно разные отношения к своим будущим рабочим местам, к свои обязанностям.

— А более практическая часть?

— Обучение в НПО и СПО — это не 5-6 лет, а всего лишь год-два. И молодой человек, приходя в учреждение НПО или СПО, видит не в перспективе, а совершенно реально — где он нужен, куда он пойдет работать, сколько будет зарабатывать и что реально получит. И сможет ли через год обеспечить себя, помочь своей семье, найти работу. А так же видит для себя перспективу возможности получения и среднего, и высшего образования.

— Что для этого предпринимается?

— Мы сейчас делаем серьезные шаги в этом направлении — в августе вышло постановление, согласно которому коллективам четырех училищ и лицеев повышен статус до учреждений СПО. Тут надо понимать, что это не просто смена вывески, а коллективы давно заслужили такого к ним отношения.

— А что вы видите сегодня главной проблемой НПО в Приморье?

— Самая главная проблема и забота — сельские училища. Их у нас 9 по Приморью, и за последние 10-15 лет они вынуждены были перепрофилироваться. Все потому, что специалисты, которых они испокон веку готовили для сельского хозяйства, долго были невостребованы. Но сегодня мы говорим о возрождении, и эти самые учебные заведения сельского хозяйства стали испытывать дефицит кадров. Нам хотелось бы вернуть этим училищам статус СПТУ, сделать их более профильными. Они выжили, они сохранили коллектив и сейчас им нужно просто немного измениться — оставить те направления, что готовят кадры для села. Конечно, есть проблемы. Если говорить о возрождении аграрного сектора, то давно мы не готовили животноводов как должно, а обучение механизаторов идет на стареньких тракторах, постоянно ломающихся комбайнах... Очевидно, часть училищ преобразуем в филиалы, чтобы сохранить (ну, не может существовать училище, в котором меньше ста человек). Для этого некоторые будем укрупнять (чтобы их осталось не 9, а всего 4), а остальные станут филиалами. И вот в качестве филиала, с одной-двумя профессиями, они могут существовать и смотреть на перспективы — появятся ли желающие, возникнет ли интерес. Чтобы потом вместе с работодателями, совхозами и фермерскими хозяйствами, перейти на практическую подготовку на новом сельскохозяйственном оборудовании.

— Как бы вы определили суть начального профессионального образования?

— Преимуществами системы НПО должны быть краткость и привязка к конкретному предприятию, к конкретному рабочему месту. Но тут следует понимать, что положение рабочих кадров и служащих тесно увязано с положением и состоянием экономики. И если мы будем повышать подготовку (и теоретическую, и практическую), а впереди не светят качественные рабочие места — о чем говорить?

«Прогресс Приморья», № 37 (150) от 22.09.2011 г.

Беседовал Вадим Лавров

 

Отзывы (1)

propeciacapAccutfug, 02.12.2012 3:54
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно