Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
13 апреля, пятница
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

"Золотой" юбилей отдела главного металлурга

Приказом руководителя организации № 109 от 09.04.1962 года на базе центральной лаборатории отдела главного металлурга был создан отдел главного металлурга. Его главной задачей стала разработка большого объема технической документации. Кроме того, отдел занимался текущими производственными вопросами по литью, сварке, термообработке, гальваническим и химическим покрытиям, окраске, консервации и другим специфическим процессам, качественное и оперативное решение которых непосредственно связано с проведением анализов, опытных работ, лабораторных проверок и специализации исполнителей.

Главным металлургом отдела был назначен Георгий Герасименко, начальником центральной лаборатории — начальник рентгеновской лаборатории Константин Печура.

Если конструктора говорят, что именно нужно делать рабочим, то технологи дают четкие указания, как именно нужно это делать. Поэтому все металлургические процессы предприятия проходят через отдел главного металлурга, который и определяет техническую позицию всего завода. По словам Владимира Михайловича — главного металлурга ОАО ААК "Прогресс" (входит в состав ПРО СМР), работать в отделе главного металлурга было всегда престижно и интересно. Ведь здесь есть перспектива заниматься научной деятельностью, писать и защищать труды, получать патенты на разработки. Возобновилась работа по налаживанию связей с вузами страны.

Сегодня отдел насчитывает около 130 человек, а ведь еще 10 лет назад он был практически в пять раз меньше. Теперь отдел состоит из четырех служб: центральной заводской лаборатории, службы сварки, службы термообработки и покрытия, бюро литья и штамповки.
Еще десятилетие назад кадровый потенциал отдела состоял в основном из стажистов, проработавших в авиакомпании по двадцать, тридцать, а то и сорок лет. В последнее время ситуация изменилась. Теперь же смело можно сказать, что преобладают молодые специалисты, которые имеются в каждой службе отдела. И главная задача работников отдела — не только передать им свой опыт и навыки, но и сделать так, чтобы молодежь гордилась своей принадлежностью к "Прогрессу" и отделу. А это уже зависит от слаженности коллектива и атмосферы, царящей в нем.

Душа коллектива — в его людях

В том, что коллектив отдела металлурга дружный и очень энергичный, сомневаться не приходится. Об этом говорит хотя бы то, что отдел всегда принимает активное участие в заводских мероприятиях, в различных конкурсах. Например, творческие поделки его рабочих были широко представлены на заводском конкурсе елочной игрушки. Вот и к юбилею своего подразделения они объявили конкурс на лучшее блюдо и лучшую поделку.

— Если бы вы знали, каким заводным был коллектив лет десять назад, когда я пришла сюда работать, — рассказывает Елена Коробова, секретарь отдела. — Каждый праздник мы устраивали торжественные вечера, самостоятельно писали сценарии, придумывали конкурсы, каждая служба представляла собственные самодеятельные номера. А выезды на природу.... Отдыхали всегда весело и спортивно. Одним из самых значимых и больших всегда был и остается профессиональный День металлурга. Были и свои заводилы, например, Н.М. Бежко, В.Д. Слепец, Т.Е. Высочина Т.М. Сапченко. Сейчас несколько иначе. Наверное, сказывается разница поколений. Большой возрастной разрыв, разные интересы, увлечения, взгляды на жизнь. Но ничего, нашли общий язык в работе, найдем и в общественной жизни.

О сплоченности коллектива можно судить и по его отношению к ветеранам. И наверное, не нужно говорить, насколько важно внимание для тех, кто отработал в отделе всю трудовую жизнь, для кого он стал не-отъемлемой частью. Металлурги своих наставников не забывают. Вот и в канун юбилея отдела они организовали для них экскурсию по заводу, чаепитие, приготовили небольшие памятные подарки.

— Думаю, им будет очень интересно вновь побывать на территории завода, посетить родной отдел, обновленные производственные цеха. Ведь за последние годы предприятие сделало скачок вперед, изменились технологии, оборудование. Многие из тех, кто здесь когда-то работал, и предположить не могут обо всех возможностях современной контрольно-измерительной аппаратуры. Сейчас практически у каждого на рабочем месте есть свой компьютер. По сути, это совершенно разные эпохи, — говорит Владимир Мозговой.

Еще одна гордость отдела — прилегающая территория. Ее они всегда убирают и облагораживают самостоятельно, не дожидаясь хозяйственной службы завода. Потому что считают, что человек должен себя чувствовать уютно не только дома, но и на рабочем месте. Немного выбил из колеи затянувшийся ремонт здания, длящийся уже третий год, но и это неудобство можно пережить. Главное, что теперь в помещении стало тепло, не то что раньше, когда зимой было не выше пятнадцати градусов и приходилось сидеть в куртках. А уж красоту в новеньких кабинетах навели быстро. И подошли к этому вопросу основательно, даже в лабораториях спецмебель, купленная на заказ, выдержана в едином стиле и цветовой гамме.

50 лет — золотая дата. Эта неоспоримая веха как в жизни каждого человека, так и в жизни коллектива. И всего, что было за эти годы, в газетную статью не уложишь, каждого, кто внес свой посильный вклад в работу отдела — не упомянешь. Однако есть ключевые моменты, без которых немыслима отлаженная работа всего авиастроительного предприятия, без которых не было бы отдела и такого замечательного коллектива.

Завод начинался с лаборатории

Отдел главного металлурга одним из первых на предприятии принялся за модернизацию своего производства. И так как авиация не может существовать без тщательного контроля, то начали с технического оснащения контрольной лаборатории — прародительницы отдела.
В летописи центральной заводской лаборатории (ЦЗЛ) именно химической лаборатории по праву принадлежит первое место. Первое свидетельство, выданное строителям еще "полевой" лабораторией, датировано 1 февралем 1938 года, и касалось оно кислотности, вспученности песка, глины и гравия, доставляемых на строительную площадку с местных карьеров. Ее штат насчитывал трех лаборантов и мойщика посуды. В 1940 г. на базе этой лаборатории было создано самостоятельное подразделение — лаборатория химического анализа.
В начале Великой Отечественной войны контроль почти полностью прекратился, а лаборатория перенаправлена на контроль входных цветных и черных металлов, частично лакокрасочных материалов и т. д. Именно в это время в лабораторию пришла одна из старейших работников — Мария Федоровна Перфилова.

Постепенно номенклатура и объем работ увеличивались за счет введения в эксплуатацию литейного и гальванического цехов и применения новых материалов резины и клеев. Устаревшая методика химического анализа не всегда удовлетворяла производство, и в 1955 году был внедрен спектральный анализ. Это позволило химической лаборатории уделять больше внимания контролю технологических процессов производства, а также проводить опытные работы. Существенным вкладом стала разработка и внедрение в практику новейших химических анализов, увеличивающих их точность.

В 1963 году образовывается новая лаборатория неметаллов, куда переданы испытания клеев, резины, герметиков и т. д. Два года спустя оборудовано специальное помещение для испытания и анализа ГСМ. Еще через пару лет в связи с увеличивающимся объемом работ и технологических процессов было образовано новое подразделение — лаборатория покрытий. Тогда же ушла на заслуженный отдых старейший работник, основатель химической лаборатории Хава Марковна Ликальтер. На ее место была назначена Аграфена Алексеевна Игнатова — грамотный инженер-химик-аналитик, которая внесла весомый вклад в методическое руководство аналитикой.

Еще одним из направлений в области проверки качества изделий являются методы неразрушающего контроля (НК), которые ведут свою историю еще 1941 года, когда для этого начали применять рентген. Кстати, до 60-х годов приходилось использовать приборы, изготовленные собственными силами, и лишь потом оборудование такого плана стали изготавливать серийно.

Потом было внедрение импульсной магнитной дефектоскопии, позже — люминесцентной и, конечно, ультразвуковой. С 1965 года все методы неразрушимого контроля переданы в отдел главного металлурга.

Большая заслуга в освоении и внедрении методов неразрушающего контроля принадлежит начальнику рентгеновской лаборатории, затем начальнику ЦЗЛ Константину Осиповичу Печуре. Немалый вклад в это дело внесли В.А. Воробьев, который с 1976 года руководил группой методов НК, занимающейся освоением и внедрением в производство всех получаемых приборов НК. Большую помощь в этом ему оказывал высококвалифицированный наладчик современного оборудования В.С. Шаторный.

Мечты сбываются!

Вот уже 14 лет ЦЗЛ возглавляет Нина Михайловна Бежко. Именно ей выпало восстанавливать работоспособность лаборатории после долгих кризисных лет застоя и разрухи.
Практически полностью обновлен парк оборудования рентгеновской лаборатории. Внедрен технологический процесс цифровой радиографии, видеоэндоскоп. Сейчас с большой надеждой ждут поставку и ввод в эксплуатацию рентгеновского вычислительного томографа, по своим параметрам  не имеющего аналога в России.

Много сил и энергии отдают развитию методов НК на современном оборудовании молодой, но опытный и ответственный начальник лаборатории А.А. Герман, а также   инженер-технолог Е.А. Клунко.  Специалисты лаборатории  постоянно повышают свой уровень квалификации в высших учебных заведения страны, получая сертификаты и удостоверения, дающие право на контроль авиационной техники.

Что касается механической лаборатории, то в настоящее время под руководством Г.А. Лихошерст, долгое время возглавлявшего ее,  идет подготовительная  работа по переоснащению.

С 2003 года у Н.М. Бежко на столе лежала папка с ироническим названием "Мечты", в которой были собраны самые заветные идеи и намерения по реконструкции и техническому перевооружению ЦЗЛ. Вот уже три года, как они стали сбываться, и теперь вместо папки "Мечты" есть много папок с надписями "Договора", "Акты внедрения", "Акты ввода в эксплуатацию". Так что мечты сбываются!

Они тоже варят, но…

Группа наладки сварочного оборудования была создана в 1949 году, когда на авиазаводе было начато производство молокомеров. Группа входила в состав агрегатно-сборочного цеха, и работы велись только точечной сваркой. Десять лет спустя производство требовало уже большего, были внедрены автоматическая установка для сварки продольных швов и сварочный аппарат АДС -1000. Тогда же служба сварки была присоединена ко вновь созданному отделу главного металлурга, возглавлял ее Анатолий Орешников.

Динамичное развитие производства предъявляло все новые требования к сварочным работам. Специалистами службы сварки была проведена модернизация сварочной машины МТК-75, в результате чего появилась возможность вести сварку панелей в вертикальном положении. Также внедрили полуавтомат для сварки деталей тел вращения, полуавтомат для сварки деталей в среде углекислого газа, аргонно-дуговую сварку алюминиевых сплавов, шовно-шаговую сварку продольных швов и другое оборудование. Рука об руку с Анатолием Орешниковым работали такие технологи, как Юрий Ковалев, Евгений Шиян, Виктор Давыдов, Александр Юст.

Любое оборудование требует ухода и периодического ремонта. Вот уже более 27 лет руководит группой наладки Евгений Лапин.

Большой скачок в развитии сварочное производство совершило при внедрении в производство изделия "3М80", детали которого изготавливались из титана и нержавеющих сталей. Тогда были внедрены камеры УСКС-17, автоматическая сварка продольных и кольцевых швов нержавеющих сплавов и сварка сильфонов. Внедрялись и собственные рацпредложения, призванные сократить расходные материалы и упростить технологические процессы, в числе которых автомат АТС -901А.

В настоящее время бюро сварки возглавляет Ия Сборовская, перед которой сегодня стоит задача замены устаревшего сварочного оборудования на современное.

"Одежда" для деталей

Чтобы изготовленная деталь служила дольше, а металл приобретал необходимые качества, ее подвергают определенным обработкам. Заведует этими процессами бюро термообработки и покрытий.

Серьезный рывок в технологиях авиакомпании "Прогресс" произошел с начала освоения изделия 24 "Летающего танка" и его модификаций, изделия 3М-80, а затем вертолетов Ка-50 и Ка-52. Тогда же появилось множество современных материалов как металлических, так и композитных, разработаны новые лакокрасочные и гальванические покрытия. Приобреталось новое оборудование, осваивались технологические процессы. Так, в термическом производстве были внедрены электротермические агрегаты для обработки алюминиевых сплавов, высокотемпературные (до 1200С) печи для обработки коррозионностойких и жаропрочных сталей, работающие при повышенных температурах и нагрузках, вакуумные печи. Освоение этого оборудования осуществляли такие высококвалифицированные грамотные специалисты, как Т.Е. Шеенко, Э.Д. Поливода, Л.В. Рыбакова.

Увеличение объемов производства и освоение новых изделий заставило ОАО ААК "Прогресс" модернизировать и лакокрасочное производство: было установлено три окрасочных конвейера с терморадиационной сушкой, что в три раза увеличило производительность труда.

Основная нагрузка по отработке технологических процессов и отработке оборудования легла на плечи технологов Е.Д. Панченко и А.Я Дудкиной. Инженерные вопросы решали З.А. Михальчук и Т. Е. Высочина.

Огромная работа была проведена и в реконструкции гальванического производства, руководителем которого в то время являлся Анатолий Гиренко. Во многом именно благодаря его прогрессивным идеям, замыслам, его энтузиазму было установлено восемь полуавтоматичеких линий с автооператорами. Это позволило значительно облегчить тяжелейший физический труд гальваников, ведь до этого им приходилось вручную переносить большегрузные габаритные детали.

И работали они до этого в резиновых сапогах, тяжелых прорезиненных фартуках и очках. После реконструкции рабочие-гальваники забыли о перчатках, сапогах, практически исключен контакт работника с агрессивными средами. Большую роль
в этом преобразовании сыграли В.А. Потрясова, Л.В. Авдеенко, В.Д. Слепец.

Но время неумолимо бежит вперед. Прошло 25-30 лет, и то, что когда-то считалось новым, передовым, сегодня безнадежно устарело и требует кардинальной замены. Сегодня ведется активная проработка вопроса реконструкции гальванического и термического производства и вывод его на уровень, соответствующий не только российским, но и мировым стандартам. Планируется оснащение чешскими автоматическими гальваническими линиями, польским оборудованием для термообработки, а также отечественными окрасочно-сушильными камерами.

Чтобы все эти планы воплотились в жизнь, необходимо расширение производственных площадей, и авиакомпания планирует строительство нового корпуса. Все это невозможно осуществить без технологической проработки, планирования, оформления ТЗ, заключения договоров. Этими вопросами занимаются В.С. Зорин, И.П. Петровская, Л.В. Авдиенко, Т.Е. Высочина, Е.В. Суханова, и конечно, заместитель главного металлурга, начальник службы термообработки и покрытия Виктор Слепец. В последние годы служба пополнилась молодыми специалистами, которым и предстоит осваивать современное производство. Отдельного внимания заслуживает фотограф Ольга Никулова, которая почти двадцать лет обеспечивает подразделение фотопродукцией.

Про литье известно все

Технологическое бюро литья, которым с 1960 года руководила В.А. Орешникова, по праву считалось передовым в отделе. Именно под ее руководством и при ее непосредственном участии была отработана и внедрена перспективная в то время технология изготовления крупногабаритных тонкостенных деталей методом литья выжиманием.

Необходимость замены "дедовских" методов литья и штамповки на автоматизированные, с применением ЭВМ, и внедрения электронного моделирования привело к созданию конструкторско-технологического бюро литья и штамповки. Для изготовления модельной оснастки внедрена установка быстрого прототипирования FORTUS 400ms.

В настоящее время бюро полностью компьютеризировано и оснащено современным высокоэффективным оборудованием. Его под руководством В.М. Шабович успешно осваивают грамотные, неравнодушные к производству, высококлассные специалисты.

Еще одна гордость бюро — это внедренная два года назад совместно с отделом главного метролога бесконтактная измерительная система ATOS, предназначенная для контроля линейных, диаметральных и угловых размеров деталей и оснастки. Она позволила значительно сократить время контроля геометрии деталей, так как всего за один час выявляет все отклонения измеряемых объектов от их электронных моделей. В настоящее время на установке произведена оцифровка уже более 200 наименований сложных по конфигурации отливок и штамповок, отработан процесс создания математических моделей по образцу.

Благодаря внедрению программы "MAGMA SOFT" разработаны более ста технологических процессов заливки сложных по конфигурации стальных, магниевых и алюминиевых отливок не только для изделий родного предприятия, но и всех авиакомпаний холдинга "Вертолеты России". Неоценимый вклад в эти разработки внесли А.Б. Пятаков, Р.Ю. Примак, Е.А. Елисеев, К.А. Каменецкий.

Большая гордость приморских союзмашевцев-металлургов "Прогресса" — технологический комплекс, включающий изготовление литейных форм из холодно-твердеющих смесей (ХТС), а также плавильные печи для получения магниевых и алюминиевых сплавов и система заливки под низким давлением. Внедрение данного комплекса позволило значительно улучшить качество изделий и ускорить их изготовление.

Литейное производство ОАО ААК "Прогресс" продолжает модернизироваться. Немалая заслуга в этом инженера технолога высшей категории Е.В. Кузнецовой. При ее непосредственном участии внедрялись новые технологии литья, велась работа с поставщиками, производились экономические расчеты и обоснования реконструкции участков. Важно отметить то, что новое оборудование позволит получать крупногабаритное тонкостенное литье с развитой поверхностью, в том числе и корпусов редуктора, для всех авиазаводов холдинга "Вертолеты России".

Юбилейный вечер

О том, сколько хлопот было с его организацией, знают те, кто занимался этим не жалея сил, кто вложил частичку своей души, чтобы подарить своим коллегам праздник. И результат тех усилий, по словам гостей, оправдал все.

Чего стоила только экскурсия по заводу для ветеранов, а их было 27 человек, многие из которых не были в цехах и родном отделе по десять-пятнадцать лет, с тех самых пор, как вышли на пенсию.

— Трудно передать словами ту радость, которую подарил нам этот вечер, — делится впечатлениями пенсионерка Эльвира Дмитриевна Поливода. — И концерт, и стенгазета, и самодеятельные номера, — все, как в старые добрые времена. Очень было приятно, что о нас не забывают. Особенно поразила экскурсия, новые цеха, оборудование. Даже наш отдел и лаборатории изменились до неузнаваемости. Мы о таком оборудовании и мечтать не могли. Шутка ли, чтобы машина не только самостоятельно провела химический анализ, но и выдала результаты! Большое спасибо всем и за подарки, и за внимание.

Раиса Федоровна Латышева тоже в восторге от встречи с коллегами и своим родным предприятием:

— Я уже двадцать лет на пенсии, и была приятно поражена увиденным. Радует то, как сильно изменился завод в лучшую сторону И оборудование, и оснащение цехов, и ремонт подразделений. Хотелось бы, чтобы было еще лучше, ведь на достигнутом останавливаться нельзя. Надо, чтобы завод развивался, чтобы он нуждался в работниках, и чтобы люди работали с удовольствием. Очень тронута вниманием своих бывших коллег, спасибо им за такой приятный вечер.

Да, организаторы постарались на славу, и вечер, проходивший в заводском профилактории, действительно получился веселым и очень теплым.

В тщательно разработанном сценарии нашлось место и для воспоминаний, и для выступлений коллективов ДК "Прогресс", и для собственных самодеятельных номеров. Кроме поздравлений, заслуженные работники отдела получили грамоты и награды от руководства авиакомпании. Особое впечатление на всех произвело получасовое слайд-шоу, составленное из архивных фотоматериалов отдела. "И те, кто отработал на предприятии всю жизнь, и те, кто пришел сюда совсем недавно, — все смотрели, как завороженные, — рассказывает Нина Бежко, начальник ЦЗЛ. — Это слайд-шоу явилось своеобразным связующим звеном нескольких трудовых поколений. Именно из таких моментов и складывается преемственность".

Действительно, в тот вечер впервые в зале собрались и те, кому довелось оставить свой неоспоримый след в полувековой истории отдела и завода, и те, кому только предстоит проявить себя, внести свою лепту в развитие и работу отдела главного металлурга, а значит, и авиакомпании "Прогресс", уверенно идущей во главе Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России.

«Прогресс Приморья», № 14 (176) от 13.04.2012 г.

Светлана ДОЛГОВА

 

Отзывы (1)

propeciacapAccutfug, 25.11.2012 22:44
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно