Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
07 июня, четверг
Прогрессия. Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

"Соллерс": три года спустя

Опыт работы успешного предприятия

В Приморском крае есть примеры хорошо отлаженной работы промышленных предприятий. Особенно стоит отметить те заводы, которые являются надежными юридическими членами Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России. В Арсеньеве, например, успешно выполняют оборонный заказ ОАО "Аскольд" и ОАО ААК "Прогресс". Они же являются и градообразующими предприятиями — львиная доля горожан трудится именно в цехах названных заводов.

Так случилось, что сегодня рассказы об успешно действующих промышленных предприятиях более редки, чем свидетельства очевидцев о встрече с "летающими тарелками". В чем причина такого положения, еще предстоит выяснить и дать оценку, но это дело экономистов и историков. Задача прессы — освещать события сегодняшнего дня, в котором, несмотря ни на что, тоже есть примеры, достойные наблюдения и обсуждения. В особенности, если разговор касается уже упомянутого выше успешно действующего предприятия.

"Соллерс — Дальний Восток" — из этой ныне чрезвычайно редко встречающейся категории. Можно долго говорить о причинах, позволивших компании за неполных три года прочно встать на ноги, укрепить свои позиции, завоевать авторитет и уважение у власти и населения. "Соллерс-Дальний Восток" участвовал в заседании круглого стола "Совершенствование системы обеспечения кадрами различного уровня промышленности Дальневосточного региона", организованного в конце прошлого года ПРО СМР. Там и состоялось знакомство вашего корреспондента с предприятием "Соллерс-Дальний Восток". И захотелось узнать обо всем, что называется, из первых рук. Что и было сделано.

Снисходительное отношение "чистых производственников" к "Соллерсу" продиктовано определенным снобизмом и… неполным знанием того, как все происходит на самом деле. Если добавить сюда клеймо "отверточное производство", то картина становится совсем непривлекательной. Однако цифры говорят сами за себя: за два с половиной года, прошедших с момента открытия первого цеха, число работающих увеличилось в четыре раза, производственные площади — в пять раз, количество выпускаемых машин дошло до 35 тысяч в год (для сравнения, в первый год с конвейера сошло 13700 автомобилей), значительно расширился модельный ряд. И все это без пресловутой "руки Москвы", льготных кредитов и какой-либо помощи. Подобный результат вызывает как минимум уважение, если не сказать честно — зависть.

История становления

Огромный производственный цех "Соллерса" сегодня — это бывший эллинг "Дальзовода", который был полностью переделан под свои нужды новыми хозяевами. Как выразилась сопровождающая меня руководитель департамента по связям с общественностью ООО "Соллерс — Дальний Восток" Варвара Насырь, "от старого цеха остались только металлоконструкции". Цех по-настоящему велик, что не удивительно, поскольку изначально помещение предназначалось для "наземного" ремонта подводных лодок, которые сегодня ремонтируются на ДВЗ "Звезда", входящем в состав ПРО СМР. А на "Соллерс" на двух линиях производят современные автомобили. Вернее, собирают из доставленных морем комплектующих. Именно море стало главной причиной того, что "Соллерс" облюбовал именно это место, именно в городе Владивостоке.

"Открывался завод здесь лишь по одной причине — очень удобная логистика, — говорит Варвара Насырь. — "Соллерс" к берегу моря присматривался давно, и Владивосток не был целью. Но получилось, что здесь удобнее всего. Когда завод работал в Набережных Челнах, только доставка комплектующих из Кореи занимала 45 дней. После чего нужно было все произвести, собрать, развезти по дилерам…". К слову, сейчас от заказа комплектующих в Корее до получения покупателем машины у дилера проходит 32 дня. Достигнуто это за счет сокращения доставки комплектующих из Кореи во Владивосток с 45 до 2 дней. Но и это было не все.

Открывая завод здесь, "отцы-основатели" прекрасно понимали, что при всех очевидных выгодах есть возможность привлечь на созданную инфраструктуру кого-то еще. Достаточно сказать, что изначально контейнерная площадка была рассчитана на размещение комплектующих для более чем ста тысяч машин! Но сам "Соллерс" такое количество "проглотить" был не в состоянии. А вот "поделиться" имеющимися площадями и возможностями с партнерами-конкурентами — вполне. И потому сразу после запуска начались переговоры с мировыми автоконцернами, представители которых приезжали во Владивосток для оценки возможных перспектив. Как результат, сегодня идет реконструкция соседнего цеха, в котором уже осенью планируется запуск такого же "отверточного" производства автомобилей "Мазда" и "Тойота".

Что и говорить, приходящим на Дальний Восток японцам сегодня значительно проще обустроиться здесь, чем их отечественным предшественникам. "Против" "Соллерса" в начале его пути было все (кроме логистики). Во-первых, отношение населения. Не секрет, что предпринятые правительством непопулярные меры по защите отечественного автопрома вылились исключительно в запрет ввоза иномарок. И пришлось это… на период становления "Соллерса", который к тому же был организован по желанию тогдашнего президента. Но ничего кроме благословения "Соллерс" от руководства страны не получил. А вот негативное отношение приморцев прочувствовал в полной мере. Правда, до прямого конфликта не дошло, но работать было не просто.

"В чем нас только не обвиняли!.. — говорит Варвара Насырь. — Начиная с того, что все это построено на деньги налогоплательщиков. Но мы к бюджетным средствам никакого отношения не имеем. Кредит нам выдан совершенно коммерческий, и мы его с процентами возвращаем. Второе обвинение — через нас потекут запасные части, значит, мы обрушим рынок запчастей. Но это невозможно в принципе — завод не имеет права на коммерческую реализацию запчастей. Другими словами, мы завозим столько запчастей, сколько требуется для сборки автомобилей. Да, баек было много… Но с течением времени отношение сильно изменилось. Люди увидели, что предприятие до сих пор работает (не "хапнуло" и не растворилось), наоборот, развивается, и отношение к "Соллерсу" в корне поменялось".
Создавать завод пришлось буквально на пустом месте. И это отнюдь не гипербола. "Когда зашли в цех, здесь практически не было электричества, на все про все — одна розетка, — вспоминает Варвара Александровна. — Говорят, цех построили, чтобы ремонтировать подводные лодки. Но, видимо, этого никогда не делалось: когда мы стали ремонтировать причал, оказалось что под ним 18 метров ила. По этой причине, кстати, причал пришлось реконструировать полностью — забивать новые сваи, бетонировать, прокладывать рельсы. Все для того, чтобы по причалу безопасно передвигался кран и можно было выгружать контейнеры".

Кстати, даже время работало против "Соллерса". Дело в том, что согласно договоренности с заказчиком, автомобили должны были начать сходить с конвейера в течение всего трех (!) месяцев после подписания всех необходимых документов. Надо ли говорить, что сроки были предельно малы. Но благодаря ударной работе все же успели к сроку. Правда, говорить об организации завода не приходилось. Ранний "Соллерс" — это скромный по размерам цех (около 2000 кв.м), 200 человек персонала (из которых 9/10 — приезжие) и всего одна производственная линия по сборке рамных внедорожников. И тем не менее с такими активами за первый год покупателям ушли без малого 14 тысяч авто.

А параллельно велась и перестройка старого цеха под нужды нового производства, на что ушел ровно год. В результате полезная площадь выросла в пять раз, появились отдельные зоны логистики, новой линии сборки, зоны тяжелого ремонта (под нее, кстати, отдали "старый" цех). Но новые "метры" потребовали и новых людей. Надо заметить, что проблем с кадрами на "Соллерсе" никогда особо не ощущали. В одном из своих первых интервью первый генеральный директор ООО "Соллерс — Дальний Восток" Василий Бойцов заметил, что "наш офис люди берут штурмом, а многие известные персоны откровенно протежируют "своих" и хотят, чтобы те попали к нам". Понятно, что в такой ситуации можно было выбирать. И несмотря на опыт и образование специалистов, всех без исключения пришлось переучивать. То же в полной мере касалось и новобранцев.

"У каждой машины свои особенности, — поясняет Варвара Насырь. — Даже если люди приходят со специализированным образованием, допускать их на линию нельзя до тех пор, пока они не узнают весь техпроцесс". Тут требуется небольшое пояснение. Каждый тип автомобиля собирается по специально для него разработанному техпроцессу (к примеру, даже одинаковые крепления в разных машинах затягиваются в своем порядке). Работник на линии обязан знать это назубок, и потому — минимум две недели в учебном центре. После чего сдача экзамена, там же.

Однако, даже получив допуск, сотрудник некоторое время работает под присмотром наставника. Сколько? Пока последний не даст "добро" на самостоятельную работу. И тут уже все зависит от самого специалиста, его желания зарабатывать и расти. Как результат такой политики, сегодня в "Соллерсе" работают более 700 человек, из которых "варягов" единицы (как правило, руководители высшего звена и старший производственный персонал). Более того, пришедшие в "первом потоке" ныне в рядах "рабочей аристократии" — на должностях мастеров и бригадиров.

Каким образом происходит естественный отбор и на чем базируется система мотиваций, будет сказано чуть позже. Как и о том, что же представляет собой осуждаемое "реальными" промышленниками "отверточное производство" (как выяснилось, оно совсем не "отверточное"), какими принципами руководствуется "Соллерс" для сбыта своей продукции. А еще — о том, что же стало слагаемыми успеха молодого предприятия. Обо всем этом читайте в следующем номере "ПП".

«Прогресс Приморья», № 22 (184) от 07.06.2012 г.

Вадим Лавров

 

Отзывы (258)

fauggigma, 12.08.2012 5:10
Daymnaroria, 13.08.2012 9:51
floonseignori, 17.08.2012 22:05
Bailehall, 20.08.2012 7:07
Daymnaroria, 20.08.2012 13:21
Bailehall, 24.08.2012 14:07
Bailehall, 27.08.2012 21:35
Daymnaroria, 01.09.2012 23:11
Daymnaroria, 01.09.2012 23:14
Daymnaroria, 03.09.2012 23:10
Bailehall, 05.09.2012 23:18
risalexhc, 06.09.2012 8:42
jurislofjoc, 06.09.2012 18:37
Daymnaroria, 08.09.2012 16:06
illilaUsext, 13.09.2012 23:35
fauggigma, 19.09.2012 23:21
Bailehall, 21.09.2012 19:45
illilaUsext, 21.09.2012 19:49
illilaUsext, 25.09.2012 13:35
fauggigma, 26.09.2012 17:20
Bailehall, 26.09.2012 18:03
Bailehall, 02.10.2012 19:45
Bailehall, 02.10.2012 23:17
Bailehall, 03.10.2012 7:20
Bailehall, 08.10.2012 6:17
Bailehall, 08.10.2012 7:53
Bailehall, 08.10.2012 8:11
Bailehall, 11.10.2012 12:01
Bailehall, 11.10.2012 12:19
Bailehall, 11.10.2012 15:29
Bailehall, 14.10.2012 16:17
wow gold, 14.10.2012 21:15
Bailehall, 15.10.2012 8:55
Bailehall, 16.10.2012 1:59
guild wars 2 gold, 17.10.2012 21:08
Bailehall, 18.10.2012 20:17
Bailehall, 20.10.2012 8:48
fauggigma, 22.10.2012 20:59
Bailehall, 23.10.2012 22:33
Bailehall, 25.10.2012 11:16
Bailehall, 25.10.2012 15:33
xpoicvuj, 27.10.2012 4:17
bongdxyg, 27.10.2012 8:59
Bailehall, 27.10.2012 20:57
Bailehall, 29.10.2012 12:21
Bailehall, 29.10.2012 16:36
fauggigma, 30.10.2012 3:35
Emmanueleoij, 30.10.2012 20:07
Algernoneifi, 31.10.2012 6:43
Bailehall, 04.11.2012 4:40
fauggigma, 04.11.2012 7:26
EssesiaClinue, 07.11.2012 21:56
Foellevorncok, 08.11.2012 0:51
spestyExpashy, 08.11.2012 13:15
EssesiaClinue, 08.11.2012 18:08
Clavoultill, 08.11.2012 19:05
spestyExpashy, 09.11.2012 1:00
Clavoultill, 09.11.2012 2:44
EssesiaClinue, 09.11.2012 18:22
Clavoultill, 09.11.2012 18:58
EssesiaClinue, 10.11.2012 3:54
spestyExpashy, 10.11.2012 3:56
spestyExpashy, 10.11.2012 12:40
Clavoultill, 10.11.2012 16:41
Bailehall, 10.11.2012 22:55
cxnteyrooqx, 11.11.2012 9:34
Clavoultill, 11.11.2012 19:43
EssesiaClinue, 12.11.2012 22:46
EssesiaClinue, 12.11.2012 22:50
spestyExpashy, 13.11.2012 5:12
EssesiaClinue, 13.11.2012 12:50
EssesiaClinue, 13.11.2012 14:05
EssesiaClinue, 13.11.2012 16:34
EssesiaClinue, 13.11.2012 17:57
EssesiaClinue, 13.11.2012 18:47
EssesiaClinue, 13.11.2012 19:00
EssesiaClinue, 13.11.2012 19:26
EssesiaClinue, 13.11.2012 19:29
EssesiaClinue, 13.11.2012 19:30
EssesiaClinue, 13.11.2012 19:34
EssesiaClinue, 13.11.2012 19:42
EssesiaClinue, 13.11.2012 19:44
EssesiaClinue, 13.11.2012 19:47
EssesiaClinue, 13.11.2012 20:11
EssesiaClinue, 13.11.2012 20:13
EssesiaClinue, 13.11.2012 20:32
Bailehall, 14.11.2012 1:29
EssesiaClinue, 14.11.2012 19:29
EssesiaClinue, 14.11.2012 21:09
EssesiaClinue, 15.11.2012 2:07
EssesiaClinue, 15.11.2012 2:14
EssesiaClinue, 15.11.2012 2:16
EssesiaClinue, 15.11.2012 2:17
EssesiaClinue, 15.11.2012 2:17
EssesiaClinue, 15.11.2012 2:19
EssesiaClinue, 15.11.2012 2:20
EssesiaClinue, 15.11.2012 2:23
EssesiaClinue, 15.11.2012 2:23
EssesiaClinue, 15.11.2012 2:24
EssesiaClinue, 15.11.2012 2:38
EssesiaClinue, 15.11.2012 2:38
EssesiaClinue, 15.11.2012 2:40
EssesiaClinue, 15.11.2012 3:16
EssesiaClinue, 15.11.2012 3:28
EssesiaClinue, 15.11.2012 11:23
EssesiaClinue, 15.11.2012 16:23
EssesiaClinue, 15.11.2012 17:16
EssesiaClinue, 15.11.2012 21:59
Foellevorncok, 15.11.2012 22:21
EssesiaClinue, 15.11.2012 23:07
EssesiaClinue, 16.11.2012 0:58
Veclogreslets, 16.11.2012 2:45
Veclogreslets, 16.11.2012 3:17
Veclogreslets, 16.11.2012 3:37
EssesiaClinue, 16.11.2012 4:35
Veclogreslets, 16.11.2012 5:03
Veclogreslets, 16.11.2012 7:13
Veclogreslets, 16.11.2012 10:47
EssesiaClinue, 17.11.2012 0:14
EssesiaClinue, 17.11.2012 2:39
Veclogreslets, 17.11.2012 4:10
Veclogreslets, 17.11.2012 5:36
EssesiaClinue, 17.11.2012 5:49
Veclogreslets, 17.11.2012 9:40
Veclogreslets, 17.11.2012 9:41
EssesiaClinue, 17.11.2012 14:08
EssesiaClinue, 17.11.2012 15:40
FreeXuple, 17.11.2012 18:59
Opellheptox, 17.11.2012 19:11
Veclogreslets, 17.11.2012 19:17
Veclogreslets, 17.11.2012 19:25
EssesiaClinue, 17.11.2012 23:41
Veclogreslets, 18.11.2012 0:57
Veclogreslets, 18.11.2012 2:06
EssesiaClinue, 18.11.2012 14:34
EssesiaClinue, 18.11.2012 22:06
spestyExpashy, 18.11.2012 22:15
Veclogreslets, 18.11.2012 23:51
Veclogreslets, 18.11.2012 23:54
Veclogreslets, 18.11.2012 23:55
Veclogreslets, 18.11.2012 23:55
EssesiaClinue, 19.11.2012 13:49
Veclogreslets, 19.11.2012 17:46
EssesiaClinue, 20.11.2012 4:18
EssesiaClinue, 20.11.2012 10:58
Veclogreslets, 20.11.2012 12:07
EssesiaClinue, 20.11.2012 12:18
FreeXuple, 20.11.2012 14:20
Veclogreslets, 20.11.2012 14:42
Opellheptox, 20.11.2012 14:46
Veclogreslets, 20.11.2012 14:50
Veclogreslets, 20.11.2012 14:51
FreeXuple, 20.11.2012 17:27
Veclogreslets, 20.11.2012 20:28
FreeXuple, 20.11.2012 22:02
Veclogreslets, 21.11.2012 4:42
Veclogreslets, 21.11.2012 5:47
FreeXuple, 21.11.2012 17:07
Veclogreslets, 21.11.2012 17:43
Opellheptox, 21.11.2012 17:45
Veclogreslets, 21.11.2012 17:45
Veclogreslets, 21.11.2012 17:48
Bailehall, 21.11.2012 18:43
Veclogreslets, 21.11.2012 20:00
Veclogreslets, 21.11.2012 20:00
FreeXuple, 21.11.2012 20:49
Veclogreslets, 21.11.2012 21:38
Veclogreslets, 21.11.2012 21:45
Veclogreslets, 22.11.2012 6:25
Veclogreslets, 22.11.2012 8:08
Veclogreslets, 22.11.2012 8:52
FreeXuple, 22.11.2012 9:08
Veclogreslets, 22.11.2012 16:19
Veclogreslets, 23.11.2012 7:51
Veclogreslets, 23.11.2012 17:01
Veclogreslets, 23.11.2012 21:34
Veclogreslets, 23.11.2012 21:41
Veclogreslets, 23.11.2012 21:50
xlivsxxg, 23.11.2012 23:48
Veclogreslets, 23.11.2012 23:58
Veclogreslets, 24.11.2012 0:11
Veclogreslets, 24.11.2012 16:42
Veclogreslets, 24.11.2012 16:44
Veclogreslets, 24.11.2012 16:44
Veclogreslets, 24.11.2012 18:03
Veclogreslets, 24.11.2012 18:15
Veclogreslets, 24.11.2012 18:27
Veclogreslets, 25.11.2012 1:13
Veclogreslets, 26.11.2012 12:47
aixucfbl, 26.11.2012 12:51
Veclogreslets, 26.11.2012 14:12
Opellheptox, 26.11.2012 14:50
FreeXuple, 26.11.2012 14:53
Veclogreslets, 26.11.2012 17:00
Veclogreslets, 26.11.2012 21:16
Veclogreslets, 26.11.2012 21:32
Veclogreslets, 26.11.2012 21:41
Veclogreslets, 26.11.2012 23:09
Veclogreslets, 27.11.2012 0:33
Veclogreslets, 27.11.2012 1:47
Veclogreslets, 27.11.2012 7:09
Veclogreslets, 27.11.2012 7:31
Veclogreslets, 27.11.2012 8:14
Veclogreslets, 27.11.2012 10:06
PypePhelync, 27.11.2012 21:34
vedskeruddy, 27.11.2012 23:36
Keepenengag, 28.11.2012 0:37
Keepenengag, 28.11.2012 0:38
drydaynup, 28.11.2012 0:47
JeorseMot, 29.11.2012 19:22
NawSwashwoork, 29.11.2012 19:33
enurgenia, 29.11.2012 19:42
Daurryalant, 29.11.2012 19:55
ChaicyGreeria, 29.11.2012 20:06
Vormowemogomy, 29.11.2012 20:25
AlcoKJexelalo, 29.11.2012 20:30
Opiplequisp, 30.11.2012 1:35
HennabyNeew, 30.11.2012 4:49
Ovesistilla, 30.11.2012 5:16
Keepenengag, 30.11.2012 5:25
Keepenengag, 30.11.2012 5:30
Keepenengag, 30.11.2012 5:31
Seppsyncfeesy, 30.11.2012 5:32
alleloponuche, 30.11.2012 5:32
ZerIrrepHic, 30.11.2012 5:34
Nessephefubre, 30.11.2012 5:36
kinankgriet, 30.11.2012 5:38
Balklatry, 30.11.2012 5:40
suetvechate, 30.11.2012 5:48
optoniShouh, 30.11.2012 5:52
Favartywriday, 30.11.2012 5:54
icepAnide, 30.11.2012 5:55
unionyGof, 30.11.2012 6:00
Steecefebra, 30.11.2012 6:01
Waydayhubbona, 30.11.2012 6:02
mislentee, 30.11.2012 6:05
BredAdhergy, 30.11.2012 6:06
Soyncoptogy, 30.11.2012 6:09
LyncRiceorier, 30.11.2012 6:11
PypePhelync, 01.12.2012 11:55
sixucwls, 01.12.2012 13:16
drydaynup, 01.12.2012 16:25
Keepenengag, 01.12.2012 22:26
Keepenengag, 02.12.2012 0:46
bongdyvx, 03.12.2012 7:15
enurgenia, 03.12.2012 7:32
AlcoKJexelalo, 03.12.2012 13:35
http://longchampoutletde.eu, 03.12.2012 21:35
NawSwashwoork, 04.12.2012 6:23
vedskeruddy, 04.12.2012 17:34
Keepenengag, 04.12.2012 19:17
ChaicyGreeria, 05.12.2012 0:32
JeorseMot, 05.12.2012 5:52
Vormowemogomy, 05.12.2012 7:06
nafEramsrag, 05.12.2012 18:45
toixuceyg, 05.12.2012 22:00
kinankgriet, 06.12.2012 21:05
Keepenengag, 06.12.2012 21:47
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно