Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
02 августа, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Небо, самолет, перо…

Летчиком может быть не каждый, а летчиком военной авиации — тем более. Когда этой мужской профессии отданы лучшие годы жизни, рано или поздно приходит время думать о "мирной" профессии и о том, где трудиться дальше, чтобы твой опыт, умения, навыки и мастерство пригодились в мирной жизни. Такая задача стоит перед каждым военным летчиком, посвятившим себя флоту и не только.

Наш герой Михаил Чевычелов не только сумел правильно расставить жизненные ориентиры, но и найти себя в другой профессии. Он попробовал себя в журналистике, и "проба" оказалась не только высокой, но и долгой. Что ни говори, а 50 лет, которыми измеряется трудовой стаж ветерана в качестве журналиста газеты ТОФ "Боевая вахта", — это довольно большой срок. Накануне Дня Военно-воздушных сил редакция "ПП" (орган Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России) предоставляет слово профессиональному военному летчику, мэтру флотской прессы — Михаилу Чевычелову.

"Начался наш роман с "Боевой вахтой" в шестидесятых годах прошлого века, когда я еще летал-порхал в небе приморском и даже не помышлял о том, что моя служба летная на Тихоокеанском флоте вдруг в одночасье круто поменяет свой курс…
В ту пору я пробовал писать стихи, в основном для самодеятельных концертов, в которых жуть как любил участвовать. И вот однажды один из летчиков нашего звена старший лейтенант Василий Полянский посоветовал мне: "Отнеси стихи в "Боевую вахту", может, напечатают что".

В газету флота я, конечно, не пошел — боязно было. "Прилетели" в паре с другом моим Василием Полянским. В отделе культуры и быта нас встретил бравый и улыбчивый капитан-лейтенант Вячеслав Протасов. "Опять стихи? Вы нам прозу давайте, пишите о жизни своей летной. А стихов у нас навалом. Мешками шлют в редакцию", — посоветовал капитан-лейтенант.

Так я начал сочинять "прозу"… Первая публикация появилась под символичным заголовком — "Первая вылазка". А дальше пошли зарисовки и даже очерковые материалы.

В 1962 году в газете "Боевая вахта" был объявлен конкурс на лучший очерк. При редакции газеты работала тогда школа военкоров, и талантливо пишущих матросов, старшин и офицеров было, пожалуй, не меньше авиаполка… Многие из них приняли участие в конкурсе. Но по итогам его летчик авиационного звена связи старший лейтенант Михаил Чевычелов занял призовое, второе место (первое комиссия решила не присуждать) и получил премию 600 рублей, 500 рублей гонорара и приглашение работать в редакции газеты штатным корреспондентом. По этому поводу со мной беседовал редактор капитан 2 ранга Филипп Федорович Камойлик. Я, конечно же, принял это предложение, но с одним условием: чтобы меня оставили и на летной работе. Буду сам летать в командировки на транспортном самолете и возить всех газетчиков-боевахтинцев в гарнизоны авиации флота, наивно полагал я.

Редактор предложение мое принял, вышел на начальника полит-управления Тихоокеанского флота вице-адмирала Михаила Николаевича Захарова, тот — на командующего морской авиацией Тихоокеанского флота генерал-лейтенанта Александра Николаевича Томашевского — и карусель закрутилась…

Так 7 января 1963 года я прибыл в редакцию "для дальнейшего прохождения воинской службы"… Назначили меня в отдел боевой подготовки — самой многочисленной в ту пору. Начальником отдела был капитан 2 ранга Евгений Александрович Балихин — самый умелый и дотошный правщик военкоровских материалов и замечательный стилист. В отделе не сидели, а буквально восседали, как мне казалось тогда, великолепный очеркист майор Александр Бородин, бывший летчик Андрей Дудко, капитан-лейтенант Анатолий Сыропятов и направленец по военным строителям Михаил Филиппов. В ту пору они казались мне эдакими недосягаемыми для меня газетчиками-светилами, и я их всех буквально боготворил. Впрочем, не только своих старших собратьев по отделу, но и таких воистину талантливых журналистов, как непревзойденный фельетонист Андрей Иванович Пивоваров, прекрасный рассказчик капитан 2 ранга Виктор Корнеевич Журавлев, талантливый прозаик Вячеслав Протасов — эта "могучая кучка" вела тогда редакционный отдел культуры и быта. Отдел информации возглавлял энергичный и самый "скоропишущиий" капитан 2 ранга Петр Федорович Абламонов, отдел партийной и комсомольской жизни — хваткий и завидной работоспособности человек капитан 2 ранга Михаил Сухов, отдел пропаганды — капитан 3 ранга Александр Плехов, который вскоре ушел… на преподавательскую работу, а отдел пропаганды возглавил капитан 3 ранга Петр Буриков, а позже — Сергей Пряжевский. Начальником отдела писем и нашим "вечным" партсекретарем был человек веселого нрава и открытой души — подполковник Петр Груздев. Ему помогали управляться с огромной военкоровской почтой тихая и приветливая Ольга Иванова и служащий Алексей Путилин.

В те годы журналисты редакции постоянно учились. К нам приходили из штаба флота ведущие офицеры — специалисты и умело и доходчиво рассказывали о кораблях, подводных лодках, самолетах, вертолетах и бронетехнике, которые имелись на вооружении Тихоокеанского флота. А потом уроки морской грамоты мы получали уже непосредственно на борту катера, БПК или подводной лодки, куда для нас организовывал специальные экскурсии наш "бронебойный" и всегда озаренный новыми идеями "начбой" Евгений Александрович Балихин. И по сей день я с благодарностью вспоминаю его журналистские уроки. Он учил меня даже в мелочах служебных или житейских находить большие проблемы и вытаскивать их на страницы газеты.

Кроме плановой учебы в лоне редакции, нашу пишущюю братию регулярно посылали в Москву на академические курсы. В 1967 году прошел и я трехмесячные курсы в Военно-политической академии имени В.И. Ленина, а годом раньше — месячную стажировку в бухте Ракушка на дизельной подводной лодке 613-го проекта. Десять раз выходил в море и даже имел удовольствие стоять на мостике рядом со старпомом, когда лодка шла в надводном положении. И за эти бесценные уроки морской грамоты и уроки академические я бесконечно благодарен и нашим морякам-подводникам…

С признательностью вспоминаю своих учителей, что встречались на моем жизненном пути: Александра Бородина, Петра Бурикова, Андрея Дудко и покинувших нас Андрея Балихина, Анатолия Сыропятова, Диму Королева, Виктора Тимофеевича Королева, Вячеслава Протасова, Андрея Ивановича Пивоварова, Валентина Дедешина, Виктора Корнеевича Журавлева".

От редакции

Такая вот интересная судьба у военного летчика и журналиста Михаила Чевычелова. Мог ли предполагать простой деревенский паренек из-под Курска, что он окончит военное авиационное училище и станет морским летчиком, а потом — получит высшее образование и целиком посвятит себя газетному делу… Однако стоит заметить: как в одной, так и в другой профессии Михаил Чевычелов все время был и остается военным моряком Тихоокеанского флота. Ведь бывших военных не бывает.

«Прогресс Приморья», № 30 (192) от 02.08.2012 г.

 

Отзывы (1)

propeciacapAccutfug, 25.11.2012 16:07
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно